Форма правления:
— Советская республика (до середины декабря 1993 г.);
— Президентско-парламентская республика.
Форма государственного устройства— федерация.
Политический режим— демократический.
Основы конституционного строя:
— народовластие;
— федерализм;
— верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
— разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
— идеологическое многообразие;
— верховенство международного права;
— республиканская форма правления.
Основы конституционного строя Российской Федерации не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ (См.ст.16).
Основные функции Российского государства:
Внутренние:
— экономические (экономические реформы, развитие различных форм собственности, укрепление финансов, включение России в мировое экономическое пространство, управление государственной собственностью, денежная эмиссия, ценовая политика, бюджет и др.);
— политические (укрепление государственности, обеспечение прав человека, русскоязычной диаспоры в других странах, укрепление и развитие политических контактов между главами субъектов федерации и др.);
— идеологические (развитие патриотизма, гласности, плюрализма мнений, пропаганда мира, дружбы между народами и т. п.);
— культурно-воспитательная (возрождение традиций российского образования, воспитание патриотов своей Родины, развитие духовной культуры народа, высокого правосознания, морали и др.);
— национальная (развитие больших и малых народов, народностей на основе их равенства, мира, согласия, отрицание любого национализма, расизма, шовинизма);
— правоохранительная (на основе действующего законодательства при верховенстве законов, международного права, равенства всех субъектов права перед законом, независимости правосудия и адвокатуры, прокурорского надзора и т. д.).
Внешние:
— внешнеэкономическая (экономическое сотрудничество со странами — членами СНГ, мирового сообщества);
— внешнеполитическая (участие в принятии и реализации решений ООН, контакты со странами мира);
— культурная (налаживание контактов с русской диаспорой с целью возрождения былого величия России, связи со странами мира);
— оборона страны (создание профессиональной армии и др.)
Механизм Российского государства:
— президент;
— законодательные органы;
— исполнительные органы;
— судебные органы;
— контрольно-надзорные органы и органы юстиции.
Президент Российской Федерации:
— является главой государства;
— является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;
— принимает в установленном Конституцией РФ порядке меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;
— обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
— определяет в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства;
— представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации — глава государства:
— избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании;
— им может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет;
— обладает неприкосновенностью;
— одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд;
— порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом;
— при вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации присягу;
— издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ и которые не должны противоречить Конституции РФ.
Президент Российской Федерации — гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина:
— назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
— имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
— принимает решение об отставке Правительства РФ;
— представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
— по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
— представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;
— формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;
— утверждает военную доктрину РФ;
— формирует Администрацию Президента РФ;
— назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
— назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;
— решает вопросы гражданства РФ, политического убежища, награждения государственными наградами, званиями РФ, помилования.
Президент Российской Федерации принимает в установленном Конституцией РФ порядке меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности:
— является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;
— в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
— режим военного положения определяется федеральным конституционным законом;
— при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти:
— назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;
— распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
— назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
— вносит законопроекты в Государственную Думу;
— подписывает и обнародует федеральные законы;
— обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении страны, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
— использует согласительные процедуры для разрешения разногласия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
— вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент Российской Федерации определяет в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики:
— осуществляет руководство внутренней и внешней политикой РФ;
— ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;
— подписывает ратификационные грамоты;
— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представительств.
Президент РФ приступает к исполнению полномочий:
— с момента принесения им присяги.
Президент РФ прекращает свои полномочия:
— с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ;
— досрочно, в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий;
—во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.
Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права:
а) распускать Государственную Думу;
б) назначать референдум;
в) вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
Президент РФ может быть отстранен от должности Советом Федерации:
— только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения;
— решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа и каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой;
— решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента;
— если в трехмесячный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Конституционные основания роспуска Президентом РФ Государственной Думы РФ:
— трехкратное отклонение представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой;
— в течение трех месяцев повторное выражение недоверия Государственной Думой Правительству РФ;
— в течение семи дней Президент принимает решение об отставке либо Правительства РФ, либо роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
Законодательные органы Российского государства:
Федеральное Собрание Российской Федерации:
— парламент РФ;
— является представительным и законодательным органом РФ;
— состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы;
— является постоянно действующим органом.
Совет Федерации РФ:
— в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти;
— одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы;
— члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью;
— заседания являются открытыми (за исключением случаев, предусмотренных регламентом палаты) и проводятся раздельно от заседаний Государственной Думы (за исключением заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств);
— избирает из своего состава Председателя и его заместителей;
— образует из своего состава комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания.
К ведению Совета Федерации относятся:
— утверждение изменения границ между субъектами РФ;
— утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
— утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
— решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
— назначение выборов Президента РФ;
— отрешение Президента РФ от должности;
— назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
— назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
— назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
— вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ;
— постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решения не предусмотрен Конституцией РФ.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
— федерального бюджета;
— федеральных налогов и сборов;
— финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
— ратификации и денонсации международных договоров РФ;
— статус и защиты государственной границы РФ;
— войны и мира.
Государственная Дума РФ:
— состоит из 450 депутатов;
— избирается сроком на четыре года;
— депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах;
— одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и Государственной Думы, депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
— депутаты работают на постоянной профессиональной основе и не могут находиться на иной государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
— депутаты обладают неприкосновенностью;
— собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания (Президент РФ может созвать заседание ранее этого срока);
— первое заседание открывает старейший по возрасту депутат;
— заседания проводятся раздельно (за исключением - для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств) и открыто (за исключением случаев, предусмотренных регламентом палаты);
— избирает из своего состава Председателя и его заместителей;
— образует из своего состава комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания.
К ведению Государственной Думы относятся:
— дача согласия Президента РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
— решение вопроса о доверии Правительству РФ;
— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
— объявление амнистии;
— выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;
— принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ;
— постановление принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.
Исполнительный орган Российского государства — Правительство РФ:
— осуществляет исполнительную власть;
— состоит из Председателя, заместителей и федеральных министров;
— Председатель назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;
— предложение о кандидатуре Председателя вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
К ведению Правительства РФ относятся:
— вопросы разработки, представления Государственной Думе федерального бюджета и обеспечения его исполнения;
— отчет Государственной Думе об исполнении федерального бюджета;
— обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
— обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
— осуществление управления федеральной собственностью;
— осуществление мер по обороне страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;
— осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
— осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ;
— издание постановлений и распоряжений, обеспечение их исполнения.
Судебные органы (судебная власть) Российского государства:
— правосудие осуществляется только судом;
— судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
— судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается;
— судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;
— судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону;
— судьи несменяемы (полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и на основании, установленным федеральным законом);
— судьи неприкосновенны;
— разбирательство дел во всех судах открытое (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом);
— заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом;
— судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон;
— в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей;
— финансирование судов производится только из федерального бюджета.
Конституционный Суд РФ:
— состоит из 19 судей;
— по запросам: а) Президента РФ; б) Совета Федерации; в) Государственной Думы; г) одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; д) Правительства РФ; е) Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; ж) органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
— федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
— конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
— договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
— не вступивших в силу международных договоров РФ;
— разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
— по жалобам (на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом;
— по запросам президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ;
— акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению;
— по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления.
Верховный Суд РФ:
— является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
— осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью;
— дает разрешения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд РФ:
— является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами;
— осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью;
— дает разрешения по вопросам судебной практики.
Прокуратура РФ:
— составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;
— Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ;
— прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами;
— иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;
— полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.
Право современного Российского государства -возведенная в закон воля народа, опирающаяся на достигнутый обществом материальный и духовный уровни развития, международное право и направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Общая характеристика:
— закрепляет основы демократического, федеративного, социального, светского, правового государства;
— человек, его права и свободы признаются и утверждаются как высшие ценности. Их соблюдение и защита - обязанность государства;
— закрепляется принцип естественности прав человека и гражданина;
— закрепляется равенство всех перед законом и судом;
— закрепляется право частной собственности, в том числе и на землю;
— закрепляется презумпция невиновности, взаимной ответственности государства и гражданина;
— закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;
— права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.