Структура системы управления образованием в РФ.




План

  1. Основы системы управления образованием.
  2. Структура системы управления образованием в РФ.
  3. Функции органов управления образованием в РФ.

 

Основы системы управления образованием.

 

«Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу». Всякое управление должно решать следующие задачи:

• оценка состояния — определение места объекта управления относительно стоящих перед ним целей;

• планирование — определение путей (направлений) перемещения объекта управления в новое состояние, адекватное (более приближенное) к стоящим перед ним целям;

• организация — создание необходимых условий, структур, коллективов, ресурсов и т.п. для выполнения запланированных мероприятий;

• мотивация — создание побудительных мотивов для людей, выполняющих запланированные мероприятия;

• контроль результатов — проверка результатов выполненных работ с точки зрения достижения поставленных целей.

Эти задачи представляют собой основные функции управления.

В более широком смысле под управлением понимают целенаправленное воздействие субъекта управления (управляющего) на объект управления (управляемого). Это воздействие осуществляется с помощью методов управления. Их можно разделить на три основные группы: организационно-административные (приказы, распоряжения, инструкции и др.); экономические (изменение размеров оплаты труда, премирование, планирование, кредитование и др.); социально-психологические (моральное стимулирование работников – грамоты, доски почета и др., создание комфортных условий для трудовой деятельности – хорошее освещение, вентиляция, комфортная температура в помещениях и др., формирование элементов корпоративной культуры – гимн, флаг, эмблема предприятия, корпоративные мероприятия и др., психологические методы – комната психологической разгрузки, тренинги и др.).

Применительно к обширной и сложной сфере образования управление — это целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития каждой образовательной организации, всех звеньев и системы образования в целом. Таким образом, управлением можно считать некую обособленную (1) деятельность, обеспечивающую (2) такую организацию основной деятельности, при которой достигаются поставленные перед этой основной деятельностью цели (3). Управление возникает там, где существует несколько связанных общей деятельностью элементов (людей, организаций) и имеет место некая общая цель такой деятельности.

Итак, управление в образовании представляет собой деятельность:

• обособленную, т.е. осуществляемую отдельно от основной деятельности специально выделенными для этого людьми и/или организациями в специально отведенное для этого время (иначе говоря, управление в образовании осуществляется отдельно от образовательного процесса);

• обеспечивающую сохранение и поддержание образовательного процесса посредством его планирования, организации, обеспечения мотивации преподавателей и учащихся и контроля за ходом образовательного процесса;

• управление должно быть таким, чтобы в образовании обеспечивалось достижение целей, стоящих перед системой образования, как в данный момент времени, так и в историческом (стратегическом) плане.

Основной целью системы образования является такое состояние, при котором качественное образование доступно всем, кто желает его получить.

 

Структура системы управления образованием в РФ.

 

Поскольку образование является сферой, в которой государством в соответствии с Конституцией обеспечиваются определенные гарантии, государство создало систему образования и осуществляет управление этой сферой деятельности через обособленные государственные органы управления образованием. Современная структура управления образованием в Российской Федерации сформирована по так называемой линейно-функциональной схеме, сочетающей вертикальную организацию управления (распределение административного ведения по уровням управления) с распределением по функциям управления.

Федеральный уровень управления представлен сейчас двумя министерствами: Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения РФ. Они являются одновременно центральными органами управления образованием в России и органами управления подведомственных им организаций системы образования. Министерству науки… подчиняются вузы, а Министерству просвещения – все остальные уровни образования, а также педагогические вузы. На этом уровне управление подведомственными учебными заведениями осуществляют также и другие министерства и ведомства Российской Федерации. В частности, более 500 вузов находится в ведении 20 министерств и ведомств. Такое распределение на федеральном уровне сложилось в значительной мере исторически. Учебные заведения создавались министерствами и ведомствами в качестве необходимого элемента развития приоритетных направлений социально-экономического развития страны — охраны здоровья населения, всеобщей грамотности, индустриализации, развития сельского хозяйства, укрепления обороноспособности. Соответственно, создавались медицинские, педагогические, сельскохозяйственные учебные заведения (вузы, техникумы, училища), втузы, политехникумы. Кроме того, наличие «собственных» отраслевых учебных заведений свидетельствовало о высоком потенциале отрасли и руководящего ею министерства. Относительно территориального расположения учебных заведений действовали обычные принципы размещения производительных сил — ближе к сырью (в качестве сырья выступали уже имеющиеся образовательные и научные центры), ближе к потребителю (практически в каждом регионе должны быть учебные заведения, готовящие учителей, медработников, специалистов сельского хозяйства), либо во вновь осваиваемых районах (Новосибирский научный центр, например). Для части учебных заведений федерального ведения функционирует так называемая «двухзвенная» структура управления: министерство — учебное заведение. В части остальных учебных заведений действует «четырехзвенная» структура управления: Министерство — орган управления образованием субъекта Российской Федерации — орган власти муниципального образования — учебное заведение.

Региональный уровень управления образованием представлен управлениями (министерствами, комитетами, главными управлениями и т.д.) образования субъектов Российской Федерации. Основное их отличие от федеральных органов состоит в том, что они, как правило, не имея в своем непосредственном ведении образовательных организаций, осуществляют, таким образом, функциональное управление системой образования в пределах региона. Однако в настоящее время в ведении этого уровня управления находятся многие организации среднего профессионального образования. Также, в ведении субъектов Федерации находятся некоторые региональные вузы. По отношению к этим учебным заведениям региональные органы управления образованием выступают как вышестоящие органы.

Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами образования, комитетами образования, созданными соответствующими муниципальными органами власти. На эти органы возложена основная нагрузка по осуществлению управления учебными заведениями, основная масса которых сосредоточена на муниципальном уровне — более 140 тыс. учебных заведений, в которых обучается и/или воспитывается более 20 млн. учащихся, воспитанников. Основными из них являются общеобразовательные школы. По данным Росстата, в 2018 году всего в России было 41349 школ. Таким образом, основная масса учебных заведений относится к муниципальному уровню управления. Однако, возможностей для управления и обеспечения учебных заведений на этом уровне меньше всего.

 

К семинару по данной теме готовите все вопросы лекции (первые два по лекции, третий – самостоятельно!!!)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: