Электронное правительство: мировой опыт построения и РФ.




В конце двадцатого века информационные технологии развиваются очень бурно. Кроме того, сеть Интернет становиться все более доступной. Руководители стран понимают, что работа государственных институтов не может дальше существовать без использования информационно-коммуникационных технологий. Со временем информационно-коммуникационным технологиям отводится одна из ведущих ролей в механизмах государственного управления. В наше время уже невозможно представить работу государственных органов без использования автоматизированных информационных систем, специального программного обеспечения и комплексных средств автоматизации.

На сегодняшний день во многих странах мира существуют государственные программы, ориентированные на кибернетизацию и автоматизацию управленческих процессов, которые в свою очередь касаются вопросов разработки и внедрения электронного правительства.

Системы Электронных правительств мира стали тем самым простым и доступным способом предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и бизнесу. Электронное правительство объединяло в себе информационные технологии, государственных служащих и граждан, а также стало новым способом взаимодействия человека и машины.

Сам термин «Электронное правительство» (e-Government) появился как раз в пик развития сети Интернет в девяностые годы прошлого века. Под ним подразумевалось снижение бюрократизма, уход от традиционного бумажного документооборота к электронному, перевод государственных и муниципальных услуг в сеть. В дальнейшем термин «e-Government» получил дополнительный смысл - формирование новой системы взаимодействия с гражданами.

В зависимости от исторических факторов и способов взаимодействия между гражданами и государственными аппаратами, можно выделить четыре главные модели функционирования e-Government:

- континентально-европейская (страны Европы);

- англо-американская (США, Великобритания, Канада);

- азиатская (страны Азии);

- российская.

1. Континентально-евразийская модель характеризуется следующими показателями:

- общие государственные институты, такие как Еврокомиссия, Европарламент, Европейский суд, рекомендациям которых следуют все страны Евросоюза;

- высокая степень интеграции граждан и стран Евросоюза с помощью единой денежной единицы, общего информационного пространства, свободного перемещения капиталов, энергии и прочего;

- информационно-коммуникационные технологии, информационные отношения и информационные потоки жестко регулируются на всей территории Евросоюза.

В данной модели правительства страны Евросоюза ведут свою деятельность, ориентируясь на гражданские нужды, активно используя самые передовые информационно-коммуникационные технологии. Государственное управление позволяет своим гражданам в режиме реального времени максимально успешно исполнять свой гражданский долг с помощью электронного голосования, получать в максимально комфортных условиях государственные и муниципальные услуги, а также платить штрафы и налоги.

В своей компетенции Евросоюз при формировании e-Govemment сделал главный акцент на единстве наций во всех странах, что входят в его состав.

2. Рассмотрим англо-американскую систему. Канада одна из первых стран, которая поняла всю важность открытости информации государственных институтов и начала решать эту проблему в начале девяностых годов прошлого века. За пять лет канадцы существенно модернизировали свою систему государственного управления с использованием e-Govemment. Реализовав эту систему, правительство Канады напрямую общается со своим населением через крупнейший государственный портал, включающий в себя около пятисот подпорталов и сайтов. Граждане практически перестали ходить на личный прием к канадским чиновникам, предпочитая общаться с ними через сеть Интернет. Кроме того, правительство Канады отказалось от ведения бумажного документооборота. Все это позволило сократить расходы государственного бюджета страны на миллиарды долларов.

В США целью внедрения механизмов e-Government в государственное управление являлось сокращение расходов федерального бюджета на огромный государственный аппарат и повышение качества предоставляемых государственных услуг гражданам. Кроме того, с помощью механизмов e-Government повышалась прозрачность управленческих решений, принимаемых правительством, и гарантировалась свобода и доступность информации.

3. В азиатских странах управлению присуща особая специфика и корпоративная культура, основанная на четкой иерархии подчинения низших должностей высшим. Рассмотрим азиатскую модель на примере Южной Кореи.

Формируя модель так называемой «электронной демократии», основной упор правительство Южной Кореи сделало на внедрении информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и культуры, а также на удовлетворение потребностей граждан в информации. Эта модель была настолько эффективной, что в 2010 году Организация Объединенных Наций признала ее одной из лучших. Модель «электронной демократии» пользуется большим уважением среди корейцев, а также превосходит системы прочих стран. Граждане с помощью этой модели могут не только сидя дома совершать покупки через сеть Интернет, но и в полной мере пользоваться государственными услугами. На улице можно встретить специальные информанты, через которые также можно в полной мере пользоваться государственными услугами и распечатать любой документ. Еще одной особенностью корейской системы государственного управления с использованием e-Government является охват почти всей территории страны высокоскоростным интернетом. Кроме того, следует обратить внимание, что Южная Корея почти полностью отказалась от бумажного документооборота, что позволило сэкономить огромную сумму государственного бюджета и сократить количество государственных служащих.

 

4. Рассмотрим формирование российской модели функционирования e-Government. В настоящее время Российская Федерация при внедрении и развитии свой модели государственного управления с использованием Электронного правительства, учитывает опыт иностранных государств, но развивает свой вектор направления дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий. Стоит отметить, что наша страна начала активно внедрять информационно-коммуникационные технологии в деятельность государственных органов с опозданием на десять лет, что объясняется тяжелым переходом от плановой экономики к рыночной, а также сменой государственного режима в девяностые годы прошлого столетия. Кроме того, успешному внедрению государственного управления с использованием средств Электронного правительства мешает низкая компьютерная грамотность государственных служащих и самого населения страны, а также низкий уровень доверия к новым технологиям. Однако, если государственные институты будут продолжать следовать выбранному курсу внедрения информационно-коммуникационных технологий в свою работу, то, в конечном итоге, наша модель государственного управления с использованием Электронного правительства по параметрам будет не хуже, чем иностранные аналоги.

Развитие в России первой глобальной, организованной на федеральном уровне государственной программы началось с осуществления в СССР идеи создания технологий электронного документооборота. Кибернетик Глушков Виктор Михайлович был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. В будущем планировалось внедрение схожих систем в процессы управления иными государственными органами власти. Для своего времени идеи В. М. Глушкова были перспективными и инновационными, положения программы на несколько лет опережали технологические возможности вычислительных машин и компьютеров, но, к сожалению, эффективность программы была не столь высока. Нынешнее состояние технологического обеспечения государственных структур и общества позволяет реализовать проекты электронного правительства в полном объеме.

В нашей стране законодательство по вопросам оказания государственных услуг начало формироваться в 2004 г., когда в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» был издан Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», целью которого было формирование эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Данный Указ стал основой для формирования новой системы федеральных органов исполнительной власти (министерств, служб, агентств) с новыми функциями. В числе таких функций были представлены и функции по оказанию государственных услуг, под которыми понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. Такими функциями были наделены федеральные агентства.

Начало развития современной концепции развития электронного правительства берет исток 6 мая 2008 г. Согласно этой концепции, «электронное правительство» создавалось в два этапа: 2008 г. - производилась разработка и ратификация всех документов, официальное принятие легитимных решений и период с 2009 по 2010 гг. - применение теории на практике, внедрение системы электронного государства.

В связи с реализацией данной программы и улучшением качества предоставляемых услуг, настала очередь новой, более современной системы информационно-технологического обеспечения общества. Так, 27 июля 2010 г. был принят Федеральный закон «Об организации предоставляемых государственных (муниципальных) услуг», который дает право заявителям получать госуслугу в том числе в электронном варианте. Этому праву корреспондирует обязанность органов государственной власти совершать предоставление услуг в электронном виде. Кроме того, граждане и организации должны иметь возможность посредством сети Интернет делать запросы и получать справки, передавать в органы государственной власти отчетность, при этом отслеживая состояние запросов.

В перспективе развития электронное правительство снизит административную нагрузку на население и организации, связанную с предоставлением в органы власти необходимой информации, повысит оперативность и качество государственных услуг, оказываемых населению, приведет к появлению новых, социально ориентированных механизмов обслуживания граждан.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что концепция «электронного правительства» в конце 90-х гг. XX в. Различными путми была реализована в постиндустриальных странах Запада и Дальнего Востока; руководства этих стран видели огромный потенциал в развитии и применении информационно-коммуникационных технологий при управлении государствами. Для эффективного внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных институтов и жизнь общества, правительства разработали модели государственного управления с использованием систем e-Government, которые обязательно включают в себя распространение сетей связи на территориях стран, увеличение скорости сети Интернет, улучшение качества предоставляемых услуг, а также повышение доступности информации. Все эти методы повышают уровень доверия населения к e-Government и к самим государственным институтам, а также позволяют экономить значительные количества средств бюджетов. В России концепция электронного правительства явилась синтезом опыта зарубежных стран в данном вопросе. И на сегодняшний день в России одной из самых актуальных задач государственного управления является формирование электронного правительства.

 

 

Список использованной литературы:

1. Ботнев В.К. «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА».

2. Киселев А.С. «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ».

3. Ирхин Ю.В. «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: