Веб-квест как современный информационно-коммуникативный метод обучения иностранному языку




Самыловская Марина Вячеславовна,

учитель английского языка МАОУ «Лингвистическая гимназия № 27»,

г. Северодвинск

m.samylovskaya@yandex.ru

Шлипакова Наталья Борисовна,

учитель английского языка МАОУ «Лингвистическая гимназия № 27»,

г. Северодвинск

nata29sha@rambler.ru

Веб-квест как современный информационно-коммуникативный метод обучения иностранному языку

Аннотация. Данная статья посвящена одному из доступных и эффективных инструментов обучения иностранному языку- веб-квест. Авторы статьи раскрывают понятие данного относительно нового термина, различия в его толковании. В статье описаны структура, этапы веб-квеста, формы проведения, а также цели и условия проведения. Авторами дан пример использования веб-квеста на уроке иностранного языка. В статье подчеркивается, что такого рода проблемные задания способствуют повышению мотивации и стимулируют речевую активность обучающихся.

Ключевые слова: веб-квест, цели, этапы, условия и формы проведения.

 

В процессе обучения в современной школе необходимо помнить, что обучающиеся родились и растут в цифровой среде. То, что для людей старшего поколения является новой технологией, чем-то незнакомым и необычным, для современных обучаемых совершенно естественная, привычная часть повседневной жизни, в которой современные технические средства доступны и обычны.

Именно благодаря стремительно развивающимся цифровым технологиям преподавание иностранных языков, как и других предметов, неизбежно подвергается принципиальным изменениям. Благодаря Интернету и мобильным сетям доступ к информации открыт 24 часа в сутки практически везде, при этом учитель и учебники не являются единственным источником информации.

Понятие «веб-квест» (WebQuest) впервые появилось в 1995 году и было введено профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) Берни Доджом (Bernie Dodge). Додж создавал обучающие приложения для интегрирования сети Интернет в учебный процесс на различных уровнях и для различных предметов [1, 175].

Поскольку данный термин является новым, его определение не стабильно. Среди отечественных педагогов можно обнаружить самые различные толкования этого термина. Дефениция Н.Ю. Гончаровой четко передает суть работы с веб-квестом: «Веб-квест – это сценарий организации проектной деятельности обучающихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет» [2, 105].

По определению Т. Марча – это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в сети Интернет и аутентичную задачу для того, чтобы мотивировать обучающихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе (на заключительном этапе) во введении поиска информации и ее преобразовании в более сложное знание (понимание) [3].

Мы под веб-квестом понимаем исследование, ориентированное на урок, в котором обучающиеся берут большую часть или всю информацию из сети. В то же время веб-квест – это также проблемное задание с элементами ролевой игры.

Берни Додж утверждал, что задание должно представлять собой уменьшенную версию того, что делают специалисты на работе, вне стен учебного заведения. Такая задача будет интересна для изучения, и новый материал будет легок для понимания и запоминания.

В своих работах Берни Додж выделяет четкую структуру веб-квеста, которая состоит из семи составляющих: introduction (введение), task (задание), process (выполнение), evaluation (оценивание), conclusion (заключение), credits (использованные материалы), teacherpage (комментарии для преподавателя).

Подготовка веб-квеста является трудоемким процессом, которые включает в себя несколько этапов. Первое, что необходимо сделать учителю начиная работу с веб-квестом, это удостоверится в возможности его проведения. Кабинет, где проводится веб-квест, должен быть оборудован достаточным количеством персональных компьютеров и доступом в сети Интернет с достаточной скоростью для работы в ней.

Следующий шаг – это анализ общего уровня знаний обучающихся по английскому языку в целом или же по конкретной теме / разделу, по которому планируется провести веб-квест. Это важный этап в работе, поскольку если отобранная информация или задания будут слишком сложными для обучающихся, то он скорее всего будут демотивированы.

Третий этап заключается в определении продолжительности веб-квеста, который может быть как краткосрочным, так и долгосрочным. Цель короткосрочных веб-квестов – приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний; долгосрочных – расширение и уточнение понятий, на основе которых ученик способен вести глубокий анализ полученных знаний, трансформировать их, самостоятельно создавать заданий по теме.

Определив продолжительность веб-квеста, учитель разрабатывает его главную идею, которую обучающиеся будут реализовывать: путешествие, поход, экскурсия, волонтерская деятельность, чему ученики отдают большее предпочтение. А на последующей ступени определят форму проведения работы – индивидуальная, групповая, домашнее задание. В любом случае это самостоятельная работа обучающихся по определенному плану, который помогает дополнить, расширить и углубить знания, полученные на уроке и самостоятельно подготовиться к уроку дома.

Шестой этап состоит в определении роли для участников веб-квеста и распределении их обязанностей с тем, чтобы каждый мог знать за что он отвечает в процессе работы. Так, при выполнении квеста «Traveler» обучаемые выполняют три роли: дизайнер, туроператор и эксперт английского языка. У каждого участника есть свои специфические обязанности: дизайнер отвечает за оформление и красочность подачи материала, а также за буклеты и дизайнерскую продукцию. Эксперт по английскому языку несет ответственность за грамотность выполнения заданий. Туроператоры обеспечивает разработку воображаемого маршрута. При этом участники работают вместе, помогая друг другу. Тщательно продумывается вопрос о форме отчета проделанной работы, которую предоставляют обучающиеся. Это может быть буклет, видеоотчёт, репортаж, презентация, плакат и т.д.

Самый сложный восьмой этап, где учитель переходит к разработке заданий и отбору сайтов, с которыми буду работать ученики при прохождении квеста. В настоящее время существует возможность создания собственных страниц, на которых размещаются авторские квесты. Если говорить об источниках, то лучше выбирать англоязычные сайты с целью более глубокого погружения обучаемых в языковую среду.

Последний этап – разработка шкалы оценивания с тем, чтобы сделать процесс обучения понятным и прозрачным для участников образовательного процесса. Важно помнить, что критерии должны зависеть от формы отчета обучающихся. Если выбрана устная форма отчета, то в шкалу оценивания следует включить не только грамматические критерии, но и такие как произношение, актерское мастерство, использование жестов. При оценивании письменного отчета дополнительно к грамматическим аспектам учитываем эстетическое оформление и техническое исполнение.

Приведем пример использования веб-квеста на уроке английского языка в 8 классе по теме «Traveler». Продолжительность данного квеста 2 урока. Легенда данного его заключается в том, что каждая команда туроператоров получает заказ на путевку в определенное место. Ученикам необходимо найти и изучить информацию об указанном месте и подготовить отчетную презентацию. В начале урока обучающиеся придумывают название команд и распределяют свои роли (дизайнер, туроператор, эксперт английского языка). Также в начале урока ученики знакомятся с критериями, по которым будет оцениваться их работа (красочность подачи материала, лексико-грамматическое оформление речи, логичность изложения). Такие критерии как лексико-грамматическое оформление речи целесообразно указывать в соответствии с едиными критериями оценивания письменной части ОГЭ.

Перед проведением урока с использованием веб-сайта необходимо провести подготовительную работу с показом примера презентации, которая будет представлена как результат исследовательской деятельности обучаемых в качестве итога их работы. Презентация представляет собой рекламу и советы путешественникам по посещению данного места.

Для удобства, непосредственно в начале урока, каждая группа знакомится с инструкцией, в которой указан порядок выполнения предлагаемых заданий квеста и их развернутое описание. Все сайты, обозначенные в инструкции, отбирались с учетом достоверности информации их существования. Кроме того, ученикам дается список электронных словарей, к которым они могут обратиться в процессе работы.

Одна из целей работы с квестом – научить пользоваться Интернет ресурсами, которые являются полезными в реальной жизни для любого путешественника: googlemaps (можно посмотреть месторасположение и как добраться до определенного места), сайты погоды, booking.com (посмотреть цену, месторасположение отеля, уровень комфорта). Поэтому задания по данному квесту были следующие.

Обучающимся представлен сайт https://www.accuweather.com/en/ca/niagara-falls/12j/weather-forecast/55052 и вопрос «What is the best time for visiting this place?» (Самое лучшее время для посещения данного места). Преимущество данного сайта состоит в том, что обучающиеся могут оценить погодные условия за различные промежутки времени, кроме того, данный сайт является не игровым, а реальным, которым люди пользуются в повседневной жизни.

Еще одним из заданий было найти наилучшие места для проживания в данном месте (по выгодному расположению к достопримечательности, приемлемым по цене, отзывам). Обучающиеся использовали очень популярный сайт путешественников https://www.booking.com, где они могли выбрать даты заезда, оценить месторасположение на карте, сравнить цены. Возможность прикоснуться к процессу организации путешествия, используя интересные ресурсы, вызвала большой интерес учеников. Обучаемые старались найти все возможные варианты, прочитать как можно больше отзывов, которые были представлены на английском языке. Более того, обучаемые учились быстро отбирать информацию, что на наш взгляд, имеет большое значение в современном мире Интернет технологий. Отчет о проведенной работе проходил в форме предоставления презентаций.

Подводя итог можно отметить, что благодаря повсеместному использованию сети Интернет, веб-квест является доступным и эффективным инструментом обучения школьников иностранному языку.

Таким образом, веб-квест, благодаря повсеместному использованию сети Интернет, является доступным и эффективным инструментом обучения. С их помощью осуществляется возможность организации разноуровнего обучения, при котором учитывается разный уровень базового образования обучающихся, необходимость «сжатия» учебной информации. Как и при использовании любой формы обучения, в рамках использования веб-квест на уроках иностранного языка происходит взаимодействие преподавателя и обучающегося в рамках сети Интернет.

 

Ссылки на источники

1. Никитюк М.Ю. Применение веб-квеста в обучении иностранному языку // Педагогическое образование на Алтае. – 2012. – №1. – С. 175.

2. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц / А.Н. Щукин. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008, 746 с.]

3. March T. Working the Web for Education. Theory and Practice on Integrating the Web for Learning. 1997 – 2001 [Электронный ресурс. – Режим доступа: http: www.ozline.com/learning/theory.htm].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: