Гистология: Учебник / Под редакцией Э.Г.Улумбекова,




ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

 

 

«Утверждаю»

зав. кафедрой___________

проф. Сазонов С.В.

02.04. 2009 г.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Факультет: лечебно-профилактический

Курс: II (второй)

Семестр: III (третий)

 

 

ТЕМА №18: Центральные органы кроветворения и

Иммунологической защиты.

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: изучить гистологическое строение центральных органов кроветворения и иммунологической защиты, используя световой микроскоп.

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

3.1. Приобрести навыки чтения гистологических препаратов по теме занятия;

3.2. Ознакомиться с сущностью унитарной теории кроветворения.

3.3. Изучить строение красного костного мозга и его роль как универсального органа гемопоэза и депо стволовых кроветворных клеток в постнатальном периоде.

3.4. Иметь представление о реактивных изменениях миелоидной ткани костного мозга при действии проникающей радиации и других повреждениях.

3.5. Знать современные данные о возможностях трансплантации костного мозга.

3.6. Изучить строение тимуса, его возрастные изменения, роль как центрального органа лимфоцитопоэза и иммуноцитопоэза.

3.7. Научиться дифференцировать корковое и мозговое вещество в тимусе, определять тимическое тельце.

 

 

По теме занятия

студент должен знать: гистологическое строение центральных органов кроветворения и иммунологической защиты;

студент должен уметь: самостоятельно работать с гистологическими препаратами, зарисовывать данные препараты в альбоме и делать обозначения их структурных элементов.

 

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ – 3 часа.

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫПО ТЕМЕ:

5.1. Классификация органов кроветворения и иммунологической

защиты.

5.2. Строение и функциональное значение костного мозга.

5.3. Тканевой состав и строение тимуса.

5.4. Функциональное значение тимуса в организме, его возрастные

изменения.

5.5. Кроветворение. Унитарная теория кроветворения.

5.6. Миелоидное кроветворение. Эритропоэз. Гранулоцитопоэз.

5.7. Понятие о лимфоидном кроветворении. Моноцитопоэз.

 

 

6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ:

На занятии студенту необходимо выполнить:

6.1. Рассмотреть и изучить препараты.

6.2. Зарисовать в альбом гистологическое строение центральных

органов кроветворения и иммунологической защиты.

6.3. Сделать обозначения к рисункам.

Методические указания к выполнению задания:

 

Препарат № 1. «Срез костного мозга взрослого», (окраска

ОГП – 76 гематоксилином и эозином).

 

 

При малом увеличении рассмотреть срез костного мозга, строма которого образована ретикулярной тканью, заполненной миелоидными и жировыми клетками.

При большом увеличении рассмотреть миелоидную ткань, которая содержит клетки в различных стадиях развития эритроцитов и гранулоцитов, гигантские клетки костного мозга – мегакариоциты. Следует отметить наличие синусоидов - расширенные капилляры костного мозга, стенка которых выстлана эндотелием, а в просвете видны зрелые форменные элементы крови.

Зарисовать костный мозг.

Обозначить:

1. Клетки ретикулярной ткани.

2. Миелоидная ткань.

3. Мегакариоциты

4. Синусоид.

5. Жировые клетки.

Препарат № 2. «Вилочковая железа ребёнка», (окраска гематоксилином

ОГП – 80 и эозином).

При малом увеличении рассмотреть дольчатое строение органа капсулу и междольковые перегородки. В соединительной ткани между дольками отметить срезы кровеносных сосудов. В каждой дольке различают корковое вещество по периферии, которое содержит большее количество тимоцитов и мозговое вещество в центре дольки.

При большом увеличении в мозговом веществе наряду с тимоцитами особое внимание обратить на круглые, розовой окраски образования – тельца Гассаля.

Зарисовать участок тимуса (две смежные дольки).

Обозначить:

1. Капсула.

2. Междольковая соединительная ткань с сосудами.

3. Корковое вещество:

а) тимоциты.

4. Мозговое вещество:

а) тимониты

б) тельца Гассаля.

 

 

7. ВОПРОСЫК ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:

Тестовые задания

1. В миелоидной ткани не происходит образование:

1. эритроцитов

2. гранулоцитов

3. тромбоцитов

4. моноцитов

5. лимфоцитов

 

2. На препарате кроветворного органа обнаружен лимфоидный фолликул, не

содержащий сосудов, но с отходящими от него тяжами лимфоидной ткани.

Это:

1. тимус

2. костный мозг

3. селезенка

4. лимфатический узел

5. сведений для определения недостаточно

 

3. Гематотимусный барьер находится в:

1. корковом веществе

2. мозговом веществе

3. и в корковом и в мозговом веществе

4. в капсуле органа

5. в тимусе такого барьера нет

 

4. Мегалобластический тип кроветворения в норме встречается в:

1. стенке желточного мешка

2. печени

3. тимусе

4. лимфатическом узле

5. костном мозге

 

 

5. Миелопоэз в постэмбриональном периоде происходит в:

1. селезенке

2. печени

3. тимусе

4. лимфатическом узле

5. костном мозге

 

 

6. Слоистые тимусные тельца (Гассаля) мозгового вещества органа

образованы:

1. эпителиоретикулоцитами

2. лимфоцитами

3. плазмоцитами

4. зернистыми лейкоцитами

5. тканевыми базофилами

 

7. Клетки какой стадии дифференцировки свободно проникают в норме в кровь из костного мозга?

1. стволовые

2. бласты

3. созревающие

4. зрелые

5. все выше перечисленные

 

 

Эталоны ответов:

 

1 – 5 6 – 1

2 – 4 7 – 4

3 – 1

4 – 1

5 – 5

7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовым экзаменам:

7.2.1. Гемопоэз. Общие представления о периодах и особенностях эмбрионального кроветворения. Постэмбриональное кроветворение: характеристика ростков кроветворения и классов зрелости гемопоэтических клеток.

7.2.2. Красный костный мозг: тканевой и клеточный состав. Взаимодействие

стромальных и гемопоэтических элементов. Особенности строения

гемокапилляров. Возрастные изменения.

7.2.3. Тимус. Источники развития. Строение органа и роль в образовании Т-лимфоцитов. Характеристика клеток «микроокружения» для тимоцитов. Т-лимфоциты: субпопуляции и их функции. Понятие о антигензависимой и антигеннезависимой пролиферации и дифференцировке Т-лимфоцитов. Гематотимический барьер. Эндокринная функция тимуса. Возрастная и акцидентальная инволюция органа.

 

 

8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:

8.1 Основная:

8.1.1. С.Л.Кузнецов и Н.Н.Мушкамбаров Гистология, цитология и

эмбриология: Учебник для студентов медицинских Вузов МИА,

Москва, 2005.

8.1.2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и

эмбриологии / Под ред.Ю.А.Афанасьева, А.Н.Яыцковского. –

М.:Высшая школа,1999

8.1.3. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения. / Под ред.

С.Л.Кузнецова, Ю.А. Челышева. – М.: Геотар. 2001.

8.1.4. Атлас по гистологии, эмбриологии и цитологии / Кузнецов С.Л. с

соавт. – М., 2001.

 

8.2 Дополнительная:

Гистология: Учебник / Под редакцией Э.Г.Улумбекова,

Ю.А.Челышева. – М.: Геотар, 2001.

8.2.2. Быков В.Л. Частная гистология человека. СПб, 2000.

8.2.3. Эмбриональное развитие человека / Под ред. В.В.Гемонова – М.,

1999.

8.2.4. Гистология. Ведение в патологию:Учебник / Под редакцией

Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева. – М.: Геотар, 1997.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: