Определение пределов действия правовой нормы в процессе применения права




 

Среди пределов правового регулирования особо следует выделить временные, пространственные и личностные пределы. Чтобы определить и охарактеризовать их, нужно рассмотреть действие норм права (и нормативных правовых актов) во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Началом и окончанием действия нормативных правовых актов характеризуются временные пределы правового регулирования. Вступление нормативного акта в силу означает, что содержащиеся в этом акте нормы начинают регулировать соответствующие общественные отношения. При этом они распространяют свое действие, как правило, только на те общественные отношения, которые будут возникать после вступления нормативного акта в силу. То есть на общественные отношения и связанные с ними факты, которые возникли и сложились до вступления нормативного акта в силу, содержащиеся в этом акте нормы не распространяются. По-другому, закон (нормативный акт, норма права) обратной силы не имеет. Например, в ст. 4 ГК РФ прямо говорится, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Нормы права, установленные или санкционированные государством, как правило, действует в пределах территории государства. Аналогичным образом действуют и содержащие нормы права нормативные акты.

Действуя в пределах территории государства, нормы права и нормативные правовые акты могут распространять свое действие как на всю территорию, так и на отдельные ее части. На всю территорию государства распространяют свое действие обычно те нормы права, которые содержатся в нормативных актах центральных органов государственной власти. На отдельных частях государственной территории могут действовать как нормы, содержащиеся в актах центральных органов государственной власти, так и нормы, содержащиеся в актах местных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Например, в Российской Федерации некоторые нормативные акты федеральных, т.е. центральных, органов действуют не на всей территории государства, а на той или иной ее части (в районах Крайнего Севера, в пограничных зонах и т.д.). В федеративных государствах, поскольку субъекты федерации могут иметь свое законодательство, нормативные акты субъекта федерации действуют на территории субъекта, но в определенных случаях могут применяться и на территории других субъектов федерации. Например, в бывшем СССР, если лицо совершало преступление на территории одной союзной республики (субъекта федерации), а к уголовной ответственности привлекалось на территории другой, к нему применялось уголовное законодательство той союзной республики, на территории которой было совершено преступление.

Несмотря на то, что установленные или санкционированные государством нормы права, как правило, действуют в пределах территории государства, в определенных случаях возможно их экстерриториальное действие, т.е. действие за пределами территории государства. Экстерриториальное действие норм права, а также нормативных правовых актов, имеет место в следующих случаях.

Во-первых, в случае нахождения граждан за границей. Граждане государства, находящиеся за границей, всегда сохраняют правовую связь со своим государством. Во многих государствах в соответствии с международным правом действуют конституционные и специальные нормы, обеспечивающие права и законные интересы своих граждан, находящихся вне пределов государства. Кроме того, нормы права, будучи общеобязательными правилами поведения, обязательны для граждан не только на территории государства, но и за ее пределами. Поэтому граждане государства, находящиеся за границей, обязаны подчиняться не только законодательству страны пребывания, но и законодательству своей собственной страны. Так, согласно ст. 12 УК РФ граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации.

Во-вторых, в случае заключения соглашений с другими государствами, в соответствии с которыми определенные правовые нормы одного государства действуют на территории другого и наоборот. Особенно это касается норм гражданского, коммерческого, трудового, финансового и некоторых других отраслей права.

В-третьих, в случае действия на территориях со смешанным правовым режимом. К таким территориям относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка, а исключительная экономическая зона – это морское пространство шириной до 200 морских миль, расположенное за внешней границей территориального моря и примыкающее к нему. Эти территории не входят в состав территории прибрежных государств и вообще не являются территорией какого-либо государства. Вместе с тем прибрежные государства обладают определенными суверенными правами на этих территориях. Они имеют исключительные права на разработку и использование живых и неживых ресурсов и некоторые другие виды деятельности в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны. В этой связи на данных территориях помимо норм международного права действуют также правовые нормы соответствующих прибрежных государств. А поскольку эти территории не входят в состав территории какого-либо государства, то действие на этих территориях правовых норм прибрежного государства следует рассматривать как их экстерриториальное действие.

С действием норм права в пространстве тесно связано их действие по кругу лиц. По общему правилу, правовые нормы каждого конкретного государства, распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на территории данного государства. Это и граждане государства, и иностранцы, и лица без гражданства, и государственные органы, и различные организации, и прочие лица, являющиеся субъектами права. В то же время из этого правила есть исключения.

Во-первых, в каждом государстве имеются правовые нормы, которые распространяются только на граждан государства и не действуют в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Так, например, в Российской Федерации иностранцы и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, не могут быть назначены на некоторые государственные должности (в частности, судьи, прокурора, нотариуса), не обязаны нести военную службу и т.д.

Во-вторых, отдельные нормы права распространяют свое действие только на определенные категории субъектов: должностных лиц, военнослужащих, врачей, учителей, студентов и т.д. Например, норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (злоупотребление должностными полномочиями), действует только в отношении должностных лиц.

В-третьих, дипломаты, консульские работники, другие лица, обладающие дипломатическим иммунитетом, не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, не подлежат аресту и задержанию в случае совершения ими соответствующих правонарушений на территории страны пребывания. Вопрос о их ответственности за данные правонарушения решается дипломатическим путем.

Кроме того, в отношении граждан, а в ряде случаев и некоторых других лиц (иностранцев, лиц без гражданства, организаций), нормы права действуют не только на территории собственного государства, но и за его пределами. Так, например, граждане обязаны соблюдать правовые нормы своей страны независимо от того, где они находятся, а иностранцы, лица без гражданства, иностранные организации обязаны соблюдать законы прибрежного государства на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Рассмотрим пределы действия международно-правовых норм. Международно-договорное происхождение единообразных норм обусловливает их специальное положение в системе национального права. Функционирование единообразных норм в системе национального права определяется публично-правовыми нормами конвенции. Содержание международно-правового обязательства государства в отношении этих норм заключается прежде всего в обязанности регулировать определенный круг общественных отношений именно этими нормами, сохранять их в силе вплоть до прекращения действия конвенции. Публично-правовые нормы конвенции "определяют пределы действия единообразных норм права и правила их толкования в процессе применения.

Практика создания международных конвенций по унификации выработала три способа ограничения пределов действия единообразных норм права: конвенции, базирующиеся на принципе взаимности; конвенции, исключающие какую-либо взаимность; конвенции с так называемой ограниченной взаимностью. Указывая пределы действия единообразных норм, конвенции по унификации тем самым сами решают проблему соотношения действия этих норм и иных норм национального законодательства. Например, Гаагская конвенция о компетенции властей, применяемом праве и признании решений об усыновлении 1965 г. согласно ст. 1 применяется в том случае, когда и усыновитель, и усыновляемый являются гражданами страны-участницы и проживают на территории одной из стран-участниц. Варшавская конвенция по унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. применяется ко всем перевозкам людей, багажа или товаров, место назначения и место отправления которых расположены на территории двух договаривающихся государств, либо место отправления и назначения находятся на территории одной страны-участницы, однако остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если оно не является участником конвенции (ст. 1). Подобные нормы получили название "правил применения" конвенции. Отношения, которые характеризуются признаками, содержащимися в правилах применения, выпадают из сферы урегулирования иных национальных норм права (коллизионных и императивных).

Большинством юристов признана необходимость таких норм в международных конвенциях по унификации, однако мнения об их природе расходятся. Некоторые авторы рассматривают правила применения как "специальные коллизионные нормы", указывая на общность стоящей перед ними задачи — разрешать конфликты законов, только первые действуют внутри правовой системы, а вторые — в международной сфере. Между тем основная функция правил применения — определение пределов действия единообразных норм права. Они возлагают на государство обязанность включать единообразные нормы в национальную законодательную систему, изменять соответствующим образом законодательство, регулировать именно этими нормами определенные отношения и т. д. Правила применения — это публично-правовые нормы конвенции; в результате их нарушения наступает международно-правовая ответственность государства, а не его физических и юридических лиц.

 


Заключение

 

Действие права охватывает собой предметное действие; действие во времени; действие в пространстве; действие по кругу лиц. Все эти аспекты более подробно рассматриваться в теме, посвященной действию нормативно-правовых актов. Разного уровня и разной юридической силы акты действуют по-разному. Но есть и нечто общее, что характеризует действие права в целом.

В предмет правового регулирования входят волевые отношения, что исключает распространение действия права на события или состояния, в которых не участвует человеческая воля. Повлиять на их ход право не может. Здесь оно бессильно. Цивилизованный законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, считая такую практику реакционной, объявляя соответствующие нормативные акты неправовыми.

Во времени действие права начинается еще до появления государственного веления. Напротив, именно право побуждает к действию законодателя. Именно право требует своего закрепления в законе. И лишь затем актуализируется проблема действия актов, изданных в установленном порядке компетентными государственными органами.

Действие права в пространстве не ограничено какими-либо территориальными пределами. Неслучайно имеет место примат международного права. Неслучайно намечается формирование мирового права. Однако действие законов и других нормативных актов, исходящих от государства, ограничивается пределами государственной территории.

Право в принципе адресовано человеку. Но, воплощаясь в нормативно-правовых актах государства, оно ограничивается в своем действии, как правило, кругом лиц, проживающих на территории данного государства.

 


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

2. Бойцов А.И. Действие уголовного закона во времени и пространстве. СПб., 1995.

3. Большой юридический словарь М.: 1998.

4. Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI в. М.; 2003.

5. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права М.; 1995

6. Коровина, О. П. Природа единообразных норм международных конвенций //Правоведение. -1983. - № 1. – C. 65

7. Марченко М.Н. Проблема теории государства и права. М.: изд. "Проспект" 2005.- 768с.

8. Теория государства и права. / Под ред. В.К. Бабаева, М.- 1999.- 592с.

9. Теория государства и права / Под ред. В.Д. Перевалова М.; изд. "НОРМА" 2006. 496 с.

10. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.

11. Пьянов Н. А. Вопросы теории и истории государства и права. Изд. ИГУ Иркутск 2003 г

12. Тилле А.А. "Промежуточный" закон и его действие во времени//Сов. государство и право. 1965. N 12.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: