Факторы, влияющие на выбор профессии




Мир профессий

1. Знания о профессиях и их востребованность.
Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них. Один из возможных способов обзорного ознакомления – изучение их профессиограмм (специальных описаний), которые информируют о том, что делает тот или иной профессионал, как, какими орудиями и средствами пользуется, а также, какие личные качества от него требуются. Другой путь-беседа с самим профессионалом, которому можно задать все волнующие вопросы. Полезную информацию о профессиях можно почерпнуть и из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов.
Прекрасно, когда наши желания совпадают с нашими возможностями. Но ещё лучше. Если оба этих фактора востребованы обществом. Ведь именно потребность общества в тех или иных специалистах определяет возможность найти хорошую работу в соответствии со своей профессией.
2. Склонности (интересы, мотивы труда).
Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).
3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).
Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получилось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.
4. Уровень притязаний и самооценка.
Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания – важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.
5. Мнение родителей, семьи.
Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.
С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.
6. Мнение сверстников.
Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности – это ваш и только ваш личный выбор.
7. Позиция учителей, профессионалов.
Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.
Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районных и городских центрах профконсультации. Работа сотрудников таких центров называется профконсультированием.
7. Личный профессиональный план.
За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь в жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперёд. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

Вывод:

Факторы, влияющие на выбор профессии

- знания о профессиях, рынке труда;
- мнение сверстников;
- склонности, интересы;
- способности;
- здоровье;
- мнение родителей, семьи;
- позиция учителей, психологов, врачей;
- уровень притязаний и самооценка;
- личный профессиональный план (план карьеры).

Сегодня мы дадим вам информацию о том, как сориентироваться в огромном море профессий.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий по содержанию труда, разработанная А. Е. Климовым. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходиться иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.

Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа. По предмету труда можно выделить пять типов профессий:

«человек – человек»;

«человек – техника»;

«человек — знаковая система»;

«человек – художественный образ»;

«человек – природа».

«Человек – человек»

Предмет труда Примеры профессий Психологические и личностные качества
Люди, группы, коллективы Врач, медсестра, воспитатель, учитель, тренер, секретарь, журналист, следователь, полицейский, социальный работник, экскурсовод, коммерсант, парикмахер, официант и т.п. Коммуникативные и организаторские способности, эмоциональная устойчивость, тактичность, выдержка, доброжелательность, речевые способности, пунктуальность, собранность, способность находить общий язык с разными людьми

«Человек – техника»

Предмет труда Примеры профессий Психологические и личностные качества
Технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии Инженер-конструктор, водитель, машинист, слесарь, токарь, электромонтер, инженер-электрик, техник-технолог, инженер-строитель, радиомеханик и т.п. Развитие наглядно-образного мышления, пространственного воображения, техническая осведомленность и сообразительность, развитие двигательных навыков, склонность к практическому труду, ловкость

«Человек — знаковая система»

Предмет труда Примеры профессий Психологические и личностные качества
Условные знаки, цифры, коды, формулы, естественные или искусственные языки Оператор ЭВМ, переводчик, языковед, программист, бухгалтер, экономист, ревизор, статистик, чертежник-картограф, математик, штурман и т.п. Способность к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости, хорошая оперативная и механическая память, точность восприятия, логическое мышление

«Человек – художественный образ»

Предмет труда Примеры профессий Психологические и личностные качества
Произведения литературы, искусства Дизайнер, художник, журналист, модельер, актер, ювелир, музыкант, архитектор, диктор, реставратор, цветовод-декоратор и т.п. Развитый художественный вкус, эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение, склонность к творчеству, развитость речи

«Человек – природа»

Предмет труда Примеры профессий Психологические и личностные качества
Различные живые организмы, биологические процессы Микробиолог, агрохимик, геолог, животновод, агроном, зоотехник, ветеринар, врач, лесовод, озеленитель Наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к наблюдению, выносливость, терпимость к недостатку комфорта, способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий


Определить подходящий вам тип будущей профессии можно на сайте «Моё образование».

Тесты:

• «Определение типа будущей профессии»

• «Одно из двух». Выбираем профессию

• «Быть ли тебе программистом?»

• «К чему лежит ваша душа»

• «Какая профессия мне подходит?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: