Феминизм в творчестве Ш. Бронте.




Грядова Арина,

Николаева Лолита

II курс («Перевод»)

Феминизм в творчестве Ш. Бронте.

Феминизм был важной и противоречивой темой в творчестве за последние два столетия. По таким романам, как «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, или даже «Макбет» Уильяма Шекспира, легко можно заметить очарованность со стороны писателей. Главная героиня произведения Шарлоты Бронте «Джейн Эйр» изучает роль женщины, которая находится в обществе и находит свои собственные границы в викторианской Англии. Кроме того, наряду с понятиями феминизма, часто следуют предметы классовых различий и границ.

Независимость Джен Эйр проявляется во всех жизненных этапах, описанных в романе. Независимость главной героини можно встретить уже на первых страницах. Ей приходилось испытывать не мало оскорблений и несправедливости в доме своей богатой и лицемерной тетки. «Ведь это же несправедливо, несправедливо!» - твердил разум Джен «с той недетской ясностью, которая рождается пережитыми испытаниями...». Девочка, довольно натерпевшись оскорблений и унижений от своего двоюродного брата, сумела дать ему отпор: «Противный, злой мальчишка. Ты — как убийца, как надсмотрщик над рабами, ты — как римский император!» Джен не побоялась наказаний за такие слова со стороны своей жестокой и бесчувственной тетки. Она впервые нашла смелость постоять за себя.

Независимость помогла героине Шарлотты Бронте выжить в детском приюте Ловуда, отличавшимся нечеловеческими условиями. Джен убедилась, что цель воспитание девушек в приюте — это покорность, смирение, раболепие, подавление воли. Им внушают принципы об «умерщвлении грешной плоти, ради спасения бессмертной души». Здесь царит голод, нищета, болезни и смерти. Слабые личности не выдерживают такого сурового и бессмысленного испытания и погибают, как погибла кроткая, терпеливая и умная Элен Берне. Ее воля была сломана, она стала безразличной ко всяким издевательствам над собой.

Неравенство, которое Шарлотта испытала на себе особенно остро, было неравенством полов. Оно буквально проявлялось в ее семье в различном отношении к ней и ее брату Бренуэллу. Ему были доступны возможности образования, в которых было отказано его талантливым сестрам. Кроме того, дома поддержали его стремление стать художником, в то время как девушкам приходилось прежде всего думать о заработке. Шарлотта ненавидела работу учительницы и гувернантки, но она в ней увязла, надеясь лишь, что писательство поможет ей сбросить эти оковы. Но ирония была в том, что женщины, независимо от того, работали они или нет, никогда не были независимы, а вот их братья обычно чувствовали себя в этом мире свободно, "словно они были самыми мудрыми существами и не могли сбиться с пути".

Замужество также не было выходом; она говорила, что предпочла бы что угодно прагматичному или корыстному браку. Шарлотта с одобрение относилась в "активной деятельности" и верила, что даже в состоятельных девушках нужно воспитывать самостоятельность, чтобы они могли избежать "жалкой и унизительной" ярмарки невест. "Предполагается, что женщины должны быть очень спокойными: но женщины чувствуют то же самое, что и мужчины; развивать свои таланты и находить возможности для приложения своих усилий им нужно в той же мере, что и их братьям".

Ярким доказательством феминизма может служить цитата с 23 параграфа:

«Вы думаете, я могу остаться и быть для вас ничем? Вы думаете, я говорящий автомат? Механизм, лишенный чувств? …Вы думаете, что, раз я бедна, безродна, некрасива и мала ростом, у меня нет души, нет сердца? Вы ошибаетесь! У меня есть душа, как и у вас, и сердце тоже! Сейчас я говорю с вами без посредничества обычаев и условностей или даже смертной плоти: моя душа обращается к вашей душе, словно они обе миновали врата могилы и мы стоим перед Божьим Престолом равные – потому что мы равны!»

Эта цитата явно изображает желание Бронте поднять вопрос о равенстве полов. Джейн борется за свою индивидуальность в этой цитате и отказывается быть просто «механизмом». Она не будет действовать по определенным условностям и обычаем, она будет следовать только своей воле. Это наглядная попытка женщины освободиться от пресного существования, к которой пыталось ее привести общество.

После выхода “Джейн Эйр” Шарлотту Бронте назвали “историком развития внутренней осознанности”. Роман содержит элементы “социального критицизма”, имея в своем основании цельный и прочный моральный стержень. Многие литературные критики утверждают, что “Джейн Эйр” оказалась впереди своего времени благодаря полному и чувственному раскрытию характера самой Джейн, погружению в классицизм, религию и даже прото-феминизм.

Шарлотта выступает пламенной защитницей женского равноправия, равенства женщины с мужчиной в семье и в трудовой деятельности. Шарлотта Бронте избегла многих отрицательных сторон феминизма, но до конца осталась верна прогрессивному и несомненному для нее принципу равенств полов.

В главе 12, устами Джейн, Шарлотта излагает протест против однобокого понимания женской природы: «Напрасно утверждают, что человек должен довольствоваться спокойной жизнью: ему необходима жизнь деятельная; и он создает ее, если она не дана ему судьбой. Миллионы людей обречены на еще более однообразное существование, чем то, которое выпало на мою долю, — и миллионы безмолвно против него бунтуют. Никто не знает, сколько мятежей — помимо политических — зреет в недрах обыденной жизни. Предполагается, что женщине присуще спокойствие; но женщины испытывают то же, что и мужчины; у них та же потребность проявлять свои способности и искать для себя поле деятельности, как и у их собратьев мужчин; вынужденные жить под суровым гнетом традиций, в косной среде, они страдают совершенно так же, как страдали бы на их месте мужчины. И когда привилегированный пол утверждает, что призвание женщины только печь пудинги да вязать чулки, играть на рояле да вышивать сумочки, то это слишком ограниченное суждение. Неразумно порицать их или смеяться над ними, если они хотят делать нечто большее и учиться большему, чем то, к чему обычай принуждает их пол».

Требование равенства звучит и в словах, которые воспринимаются как жизненное кредо Джейн Эйр: «Когда нас бьют без причины, мы должны отвечать ударом на удар – я уверена в этом, – и притом с такой силой, чтобы навсегда отучить людей бить нас».

В решении женского вопроса, как и в литературном творчестве, Бронте сближалась со своей любимой писательницей Жорж Санд, которая в 40-е годы пришла к выводу, что спасение для женщины - не только в праве на свободу и равенство в любви, но и в упорном самостоятельном труде. Подобно Жорж Санд, Ш Бронте не отделяет судьбу и борьбу женщины от судьбы неимущих, угнетенных классов: ее героиня подвергается обидам и унижениям, прежде всего потому, что она бедна.

На вершине счастья, будучи невестой любимого человека, Джен Эйр сохраняет самообладание и трезвость. Она стоит на страже не только своей чести, но и своей независимости. Ее пугает опасность превращения в рабыню, в игрушку мужа. Джен Эйр отвергает роскошные подарки жениха, упорно напоминает ему о том, что она бедна и некрасива, и продолжает выполнять обязанности гувернантки. Гордая в самой скромности, она свято дорожит своим личным человеческим достоинством. Жажда самостоятельного честного труда и независимости - одна из самых привлекательных черт героини.

Одна из самых удивительных сцен в "Джейн Эйр" может показаться своего рода идиллической – эпизод, в котором Рочестер везет Джейн по магазинам в преддверии их свадьбы в тот короткий период между его признанием в любви и ее открытием, что он женат. Джейн счастлива так, как ей даже не представлялось возможным, но ее совесть не дремлет, и "чем больше он для меня покупал, тем ярче мои щеки горели от досады и унижения".

Роман был «прочитан» русской критикой не совсем правильно и именно это понимание предполагалось общественности. Для большинства русскоязычных читателей роман Шарлотты Бронте остаётся одной из многих историй любви, тогда как в зарубежных университетах его изучают как первый феминистский литературный манифест, открывший сознанию современников не просто внутренний мир женщины, но женщины, которая определяет себя в первую очередь как человека.

Джейн Эйр – это противоречивый и совершенно новый тип героини романа. Она умна, подчеркнуто некрасива, максимально рациональна, отчасти даже холодна. Умение владеть собой, рассуждать, слушать не только сердце, но и разум – это мужская прерогатива, которую использует Джейн.

В эссе, посвящённом романам Шарлотты Бронте и её сестры Эмили, писатель и критик Вирджиния Вулф замечает: «Быть во всех случаях самой Джейн Эйр не всегда удобно. Прежде всего это означает постоянно оставаться гувернанткой, и притом влюбленной, в мире, где большинство людей, – не гувернантки и не влюблены». Быть женщиной в мире, принадлежащем мужчинам, сложно в любом веке. Но быть свободным существом с независимой волей можно всегда».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: