Системы на современных судах подразделяются на две группы:
–судовые системы;
– системы судовых энергетических установок.
В состав этих больших групп входят, например, водоотливная. балластная, масляная, система перекачки топлива и другие.
Каждая система включает:
– трубопроводы для перемещения рабочей среды (жидкости или газа);
–обслуживающие механизмы, аппараты, приборы;
– арматуру (краны, клапаны, клинкеты);
– крепежные элементы (подвески, опоры)
Во всех судовых помещениях проходят те или иные трубопроводы. Их протяженность на современных крупных судах составляет десятки километров. В зависимости от степени насыщения помещений трубопроводы могут располагаться ярусами или в виде панелей по бортам и подволокам, причем рядом могут проходить трубы разных систем (см. рис.8.1).
На судостроительных предприятиях изготавливают трубопроводы и крепежные элементы (изделия насыщения), а также производят монтаж и испытания систем на судне.
В зависимости от давления и вида рабочей среды для изготовления трубопроводы систем применяют различные материалы:
– углеродистая и легированная стали;
– медь;
– медно-никелевые сплавы;
– латунь;
–сплавы на основе алюминия
– сплавы на основе титана;
– пластмассы.
Судовые трубопроводы собирают из отдельных узлов, состоящих из труб-деталей, прямых или изогнутых и соединительных элементов (фланцы, штуцеры). Детали в узлах соединяют с помощью сварки.
Рис. 8.1. Пример расположения систем в отсеке судна
Для соединения узлов между собой чаще применяют механические соединения:
–фланцевые;
–штуцерные;
– дюритовые;
– муфтовые.
Фланцевые соединения используют на трубах с условным проходом более 32 мм. Фланцы могут быть приварными или свободными на приварном кольце (см. рис.8.2)
Рис. 8.2. Конструкций фланцевых соединений:
а – плоский приварной фланец;
б – свободный фланец на приварном кольце.
Для труб с условным проходом от 3 мм до 32 мм применяют штуцерные соединения (см. рис.8.3.).
Рис.8.3. Штуцерное соединение
1 – наконечник; 2– прокладка; 3 – накидная гайка; 4 – штуцер
В тех случаях, когда трубопроводы располагаются в районах с повышенной вибрацией, для них могут применяться дюритовые соединения, представляющие отрезок резинового или резинотканевого шланга, плотно надеваемого на концы соединяемых труб.
Муфтовые соединения, то есть выполненные по резьбе с помощью муфт, менее прочны и на судах обычно не применяются.
Технологически трубопроводы могут быть разделены на ряд составляющих:
– трубы, поставляемые на склад судостроительного завода с металлургического завода; в цехе трубы разрезают по длине и подвергают гибке;
– трубы-детали – согнутые или прямые трубы, подготовленные для сборки; Деталями также являются фланцы, штуцера, отростки и тому подобное.
– узлы трубопровода – получают после сборки и сварки деталей вместе;
– комплексы труб – представляют собой два или несколько узлов трубопровода, поданные на монтаж в собранном виде.
Принципиальный технологический процесс изготовления трубопроводов можно разделить на три основных этапа:
– определение форм и размеров труб-деталей, подлежащих изготовлению;
– изготовление труб-деталей, узлов трубопроводов и комплексов труб в цехе;
– монтаж трубопроводов на судне.