Соната для фортепиано № 11 ля мажор




Считается наиболее вероятным что соната была написана в Париже в 1779г.
Для сонаты характерны изящество и грациозность. Прозрачность музыки соответствуют звучанию клавесина. Не всегда Моцарт сохранял традиционный сонатный цикл. Значительным отступлением в этом отношении является соната ля мажор, в которой вовсе отсутствует сонатное аллегро.

 
В сонате ля мажор т ри части: 1) тема с вариациями; 2) Менуэт (в сложной трехчастной форме); 3) знаменитое Рондо alla turca. Характер и содержание первой частисонаты определяются особенностями самой темы – размер 6/8, светлой, лирической, напевной, вокальной по своей природе. Форма темы двухчастная. В теме имеются черты танцевальности; в ритмическом отношении она близка сицилиане: В шести вариациях не происходит коренного изменения образного содержания темы. Мелодические, ладовые и фактурные изменения лишь внутренне обогащают тему, показывают с разных сторон, сохраняя при этом ее поэтичность, мечтательно-нежный колорит. В 3 вариации меняется лад. В 5 и 6 изменяется темп. Несмотря на изменения в каждой вариации, остаются постоянными гармоническая последовательность, тональность и форма. Вторая частьсонаты (Менуэт) написана в той же тональности ля мажор. Форма части сложная трехчастная с трио. Основная тема менуэта звучит торжественно и галантно. Средний раздел (трио) – легко и мелодично. Третья часть – финал (Рондо alla turca, что значит в турецком роде). Здесь имитируются некоторые особенности янычарской музыки (форшлаги в левой руке в мажорном припеве, подражающие ударным инструментам, кода, воспроизводящая целый оркестр с флейтой пикколо и ударными). Вся эта часть основана на контрасте основной темы, грациозной и танцевальной и тяжеловатого, энергичного, мажорного припева. Симфония № 40 Соль минор Одно из трех наиболее известных последних симфоний Моцарта, написанных в 1788г. в Вене. Симфония представляет собой классический сонатно-симфонический цикл. В ней четыре части: Allegro molto, Andante, Menuetto ― Trio, Allegro assai. Первая часть написана в сонатной форме. Экспозиция. Г. п. звучит с первых тактов. Тональность соль минор. Это грустная и взволнованная тема похожая на человеческую речь. Она звучит у скрипок, что придает ей певучесть и мягкость. Нисходящая секунда с повторением последующего звука создает ощущение жалобы. Связующая партия – переход к Побочной. Построена на интонациях темы Гл. п. Побочная партия – тональность си-бемоль мажор. Тема изящна и танцевальна. Заключительная партия основана на интонациях Гл.п., звучит энергично и решительно Разработка– развивается исключительно тема Гл.п. Происходит смена тональности с си-бемоль мажора в фа-диез минор, тема приобретает сумрачную окраску, утрачивается мелодичность. Постепенно включаются инструменты всего оркестра. Динамика становится очень мощной. Реприза – все темы излагаются в соль миноре. Св. п. увеличивается в масштабах (36 тактов вместо 16). П. п. теряет свою светлую окраску и становится печальной. Вторая часть – Andante ми-бемоль мажор. Наступает умиротворение, музыка приобретает напевно-ласковое и задумчивое звучание. Третья часть МЕНУЭТ (по сложившейся традиции). Сложная 3х частная форма. Имеет черты мало свойственные танцу: волевые и энергичные с элементами драматизма. Средний раздел – трио – звучит мягкая и светлая тема в соль мажоре. Четвертая часть Allegro assai написана в сонатной форме. По настроению часть похожа на первую. Это финал – итог развития всей симфонии. Г. п. - взволнована. Она развивается бурно, и эмоционально, порывисто.   П. п.. – светла и грациозна Симфонию № 40 очень часто называют вершиной творчества композитора. Она отличается богатым и достаточно сложным содержанием. В центре внимания – человек, его переживания, мысли и стремления. Это является существенным отличаем симфонии Моцарта от симфоний Гайдна. Необходимо отметить ведущее значение струнно-смычковой группы и не менее важной деревянно-духовой. ОПЕРА Моцарт написал 19 опер. Он создал оперы различных типов и жанров: зингшпили («Похищение из Сераля», «Волшебная флейта»), оперы - buffa («Свадьба Фигаро», «Так поступают все»), оперы-seria («Идоменей», «Милосердие Тита»). «Дон Жуан» - сочетает черты трагедийного и комедийного музыкального театра. О́пера-се́риа (итал. ореrа seriaсерьёзная опера) — жанр итальянской оперы, возник в конце XVII века в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Оперу-сериа создавали на основе героико-мифологического или легендарно-исторического сюжета. В музыке преобладали речитативы и большие виртуозные арии солистов, которые словно соревновались в мастерстве вокализации. «Свадьба Фигаро — опера-буффа, написана в 1786г. на итальянском языке. Либретто – (литературный текст оперы) создал Лоренцо да Понте по одноимённой пьесе Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро». Сюжет комедии был близок Моцарту. Показать превосходство простого человека над богатым вельможей особенно привлекало его в произведении. Именно по - этому, комедия была запрещена цензурой. Либреттист сгладил наиболее острые моменты комедии Бомарше, но главная мысль осталась – превосходство слуги над господином. Опера-буффа («buffa» - итал. «шутка») иллюстрирует комедию положений. Ситуации на сцене стремительно сменяются, сюжет живо развивается, присутствует сатира. В сюжете постоянная путаница и неразбериха. Содержание: В опере 4 действия. Вся фабула развивается в испанском замке графа Альмавивы. Центральное событие сюжета - предстоящая женитьба главных героев, Фигаро и Сюзанны. Оба служат в замке графу и графине. Ревнивый по отношению к собственной супруге граф волочится за каждой хорошенькой женщиной. Это становится объектом насмешек Фигаро и поводом проучить его как следует. В ходе многочисленных коллизий остроумный слуга Фигаро несколько раз одерживает верх над своим господином и водворяет его на «свое место» - в конце действа посрамленный граф просит прощения супруги на коленях. Действующие лица: Граф Альмавива – баритон, Фигаро, его слуга – баритон/бас, Графиня Розина – сопрано, Сюзанна, ее горничная – сопрано, Керубино, паж графа – меццо-сопрано, Барбарина, дочь садовника – сопрано. Увертюра (с фр. «открывать») – означает вступление к опере. Написана в сонатной форме без разработки. Г.п. – ре мажор, воплощает образ самого Фигаро, энергичного и веселого. П. п. – ля мажор, грациозна и лукава. Эту тему связывают с обликом Сюзанны. Главный герой показан в опере разнообразно. В его характере раскрываются: находчивость, лукавство, остроумие. Хитрость. Первый сольный номер Фигаро – каватина (небольшая выходная ария) из 1 действия. Фигаро узнает о том, что граф не прочь поухаживать за Сюзаннгой. Ария 3х частна. 1 и 3 части каватины выдержаны в жанре галантного менуэта. Средняя часть – портрет смелого героя.     Ария «Мальчик резвый» из 1 действия.Фигаро обращается к Керубино, который по велению графа должен отправиться в полк. Ария написана в форме рондо. Рефрен – «Мальчик резвый» повторяется 3 раза. Маршевая музыка передает картину солдатской жизни. Эпизоды: 1. «Распростись ты с духами, с помадой» - изящен,2. «Будешь воином суровым» - фанфарная тема. Герой Керубино. Он принимает активную роль в развлечениях обитателей замка. Ария из 1 действия рассказывает о чувствах Керубино, в которых он не может разобраться. Здесь передается волнение юноши (быстрый темп, светлая окраска музыки). Ария Керубино из 2 действия обращена к Графине: Керубино испытывает робость перед Графиней. Мелодия сдержанна, робка. Оркестровое сопровождение подражает звучанию гитары. Сюзанна, служанка – настойчиво отстаивает свое счастье. Она проявляет выдумку и хитрость. Оставшись одна, Сюзанна может помечтать о своем счастье. Ария Сюзанны из 4 действия. Мелодия арии напевна и светла. В России опера прозвучала в 1815г. и исполнялась на итальянском языке. П. Чайковский перевел текст оперы на русский язык. В этом переводе она и идет на наших театральных сценах.   Людвиг ван Бетховен (1770 – 1826) -один из самых гениальных композиторов, дирижер, пианист. Его считают последним представителем венской классической школы. Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в немецком городе Бонн. Отца новорожденного звали Иоганн Бетховен. Он исполнял партию тенора в придворной капелле. Мама, Мария-Магдалина Бетховен. Дед будущего композитора – Людвиг Бетховен, был певцом той же капеллы, что и его сын Иоганн, потом занял в ней должность капельмейстера. Детство Людвига было скорее несчастным, чем счастливым ребенком. Отец много пил, поэтому денег катастрофически не хватало даже на самые простые вещи. Мария жалела сына, старалась хоть как-то облегчить ему жизнь, проводила с ним много времени. Творческие наклонности проявились у Людвига в раннем детстве, и это не ускользнуло от внимания отца. В те годы везде гремело имя Амадея Моцарта, и отец задумал сделать из сына еще более успешного музыканта. Он заставлял Людвига по 7-8 часов сидеть за клавесином и упражняться игре на скрипке. Чтобы понять, насколько сын музыкально одарен, Иоганн усадил его одновременно за пять инструментов – клавесин, орган, скрипку, альт и флейту. Отец нанимал учителей для сына, но они не отличались особым талантом и не могли дать ему нормальных знаний и навыков. Творческая биография Людвига началась в 8 лет, когда он выступил с концертом в Кельне. Однако его гонорар был более, чем скромным. В 10 лет он занимается у композитора Нефе. В 1782-м должность директора придворной капеллы занял Кристиан Готлиб, который и взялся обучать Людвига. Он знакомит его с литературой, древними языками и философией. Бетховен буквально влюбился Гете, Шиллера, Шекспира, часами слушает Генделя и Баха и мечтает когда-нибудь поработать с прославленным Моцартом. К 1782 году относится его первое сочинение – фортепианные вариации на тему марша композитора э. Дресслера. В 1783г. написаны 3 сонаты для клавесина (в16 лет). В этот период Людвиг работает в придворной капелле, в качестве органиста. В Вене, которую тогда считали музыкальной столицей Европы, юноша оказался в 1787-м. Там состоялось знакомство с кумиром – Вольфгангом Моцартом. Услышав, как импровизирует Бетховен, Моцарт пришел в полный восторг, и сказал всем, что вскоре его имя будет знать весь мир.ЛЮДВИГ УПРОСИЛ МАЭСТРО ДАТЬ ЕМУ НЕСКОЛЬКО УРОКОВ, НО ВЫНУЖДЕН БЫЛ УЕХАТЬ, ПОТОМУ ЧТО У НЕГО УМЕРЛА МАМА. Е му нужно было думать, чем кормить двух младших братьев, и справляться с пьяными выходками папаши. Людвиг служил в театре, играл в оркестре, давал уроки. Он пообещал самому себе выбраться из нищеты и заработать своим талантом. В эти годы формируется его личность и мировоззрение. Он занимается в университете, который вскоре бросает. В 1789г., во Франции, свершилась революция. Ее идеи – свобода, равенство и братство нашли отклик в душе Бетховена. В 1792-м Людвиг уехал в Вену, где сразу познакомился с меценатами. Для усовершенствования своей музыкальной техники, он попросил Йозефа Гайдна прослушать его произведения. Нормальных отношений у них не получилось, Гайдну не понравился строптивый характер ученика. Бетховену пришлось обратиться к Шенку и Альбрехтсбергеру. Совершенствование вокального письма происходило под руководством Антонио Сальери, благодаря которому молодой человек познакомился с титулованными особами и профессиональными музыкантами. Прошло немного времени, и Людвиг превратился в самого модного пианиста Вены. В 1795-м он дебютировал в салоне, где выступил с тремя фортепианными трио и тремя сонатами, которые сам написал. Публика была очарована темпераментом, богатым воображением и глубиной его чувств. В 1796г. он публикует свои первые сонаты для фортепиано. Всего за этот период он создал: 17 ф-ных сонат,3 ф-ных концерта. Музыку к балету «Творения Прометея» и т.д. Спустя три года жизнь композитора начинает меняться. У него развивается глухота, постепенно, но уверенно, не давая никаких шансов на выздоровление. Людвигу удалось скрывать свою болезнь на протяжении десяти лет. Он вел себя так, чтобы окружающие не заподозрили о развивающейся глухоте. Он часто отвечал невпопад или оговаривался, но все считали, что это просто чудачества талантливого маэстро. В 1802 году Бетховен написал завещание в Гейлигенштадте, где он пробыл 6 месяцев по назначению врачей. Завещание он адресовал своим братьям, и приказал прочесть его только после смерти. Бетховен часто переписывается с доктором Вегелером, и в одном из писем написал, что не собирается сдаваться. Всю жажду к жизни он вложил во «Вторую симфонию» и три скрипичных сонаты. Композитор понимает, что скоро полностью потеряет слух, поэтому набрасывается на работу. Второй творческий период определяется 1804 – 1812г.Это симфонии с 3 по 8. (Третья – «Героическая», посвященная изначально Наполеону, Пятая – с темой судьбы, увертюра «Эгмонт», опера «Фиделио», 5 ф-но концерт, «Аппассионата»). В 1808-м Бетховен создает «Пасторальную симфонию», состоящую из 5 частей. Она занимает особое место в его жизни и творчестве. Для отдыха Людвиг часто выбирал дальние деревушки, бывал на природе и там обдумывал новую музыку. Четвертую часть этой симфонии он назвал «Гроза. Буря». Ему удается в точности передать всю мощь стихии с помощью тромбонов, фортепиано и флейты. В 1809-м дирекция городского театра попросила Бетховена написать музыку к драме Гете «Эгмонт». Он был поклонником творчества писателя, поэтому решил не брать за свою работу денежное вознаграждение. В 1813-1815 годах Людвиг уже не может работать в полную силу, т.к. глохнет окончательно. Для того, чтобы «слышать» ноты, он использует тонкую деревянную палочку. Один кончик палочки зажат у него в зубах, второй он устанавливает на переднюю часть инструмента. Во время вибрации композитор чувствует, как звучит инструмент. В произведениях, созданных в эти годы, чувствуется глубина, трагизм и философский смысл. Бетховен сторонится общества, становится угрюмым. Для бесед заводит разговорные тетради. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ.Он хоть и мог общаться с аристократической элитой, но все равно в их глазах оставался простолюдином. В 1801-м Бетховен воспылал страстью к юной графине Жюли Гвиччарди. Это была неразделенная любовь. Она вышла замуж за графа. Людвиг был унижен и раздавлен, он пишет «Лунную сонату», которую с тех пор ассоциируют как гимн неразделенных чувств. В этот период формируется его поздний стиль творчества(с 1815г.).Бетховен создает в последний период 5 струнных квартетов, 5 ф-но сонат, «Торжественную мессу», 9ю симфонию с хором в последней части использовав текст оды Шиллера «К радости» В 1826-м Людвиг сильно заболел, у него диагностировали воспаление легких. Помимо этой болезни, он сильно страдал от желудочных болей. На протяжении шести месяцев Бетховен не вставал с постели. Его постоянно навещали друзья, предпринимавшие попытки хоть как-то облегчить состояние больного. Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года, ему шел 56 год. Природа разразилась в этот день грозой. Проводить выдающегося композитора в последний путь собралось двадцать тысяч человек, во главе похоронной процессии шел Франц Шуберт. Местом упокоения Бетховена стало Вэрингское кладбище Церкви Святой Троицы. ПРОИЗВЕДЕНИЯ 9 симфоний 8 симфонических увертюр 5 концертов для фортепиано с оркестром 6 юношеских сонат для фортепиано 32 сонаты для фортепиано 10 сонат для скрипки и фортепиано Концерт для скрипки с оркестром 5 сонат для виолончели и фортепиано 16 струнных квартетов 6 трио Балет «Творения Прометея» Опера «Фиделио» Торжественная месса Вокальный цикл «К далёкой возлюбленной» Обработки народных песен ТВОРЧЕСТВО БЕТХОВЕНА В своих произведениях он соединил все самое лучшее, что было создано до него и открыть для музыкального искусства новые пути. В музыку Бетховен привнес много нового: 1) по содержанию – его герой всегда в борьбе за будущее человечества, 2) лирические эпизоды – это всегда философия в музыке. Через его творчество красной нитью проходит Новое содержание музыки Бетховена отразилась и на ее форме. Композитор доводит сонатно-симфонический цикл до грандиозных масштабов. Его произведения отличает глубина замысла и смелость. Фортепианная музыка для Бетховена - это дневник, лаборатория где он раскрывает свой внутренний мир. Фортепианные сонаты – это маленькие симфонии. Бетховен написал 32 ф-ные сонаты. В его сонатах тесно переплетается философское и драматическое начало. Соната для фортепиано № 8 до минор - «Патетическая» (от греческого слова "pathos пафос") означает "с приподнятым, возвышенным настроением") — музыкальное произведение написано в 1798—1799 годах. Сам композитор называл ее «Большая патетическая соната». Это название относится ко всем трем частям сонаты, хотя приподнятость эта выражена в каждой части по-разному. Соната была встречена современниками как необычное, смелое произведение с посвящением князю Карлу фон Лихновскому. Во время написания сонаты Бетховену было 29 лет, и в то время он стал замечать первые признаки глухоты. Первая часть сонаты написана в стремительно быстром темпе и наиболее напряжена по своему звучанию. Обычна и ее форма сонатного allegro. Сама же музыка и ее развитие по сравнению с сонатами Гайдна и Моцарта глубоко своеобразны и содержат много нового. Необычно уже начало сонаты. Медленное вступление начинается с мрачных аккордов в низком регистре, которые вместе с тем звучат торжественно. Из нижнего регистра звуковая лавина постепенно движется вверх. Все настойчивее звучат грозные вопросы. Им отвечают нежная, певучая, с оттенком мольбы мелодия, звучащая на фоне спокойных аккордов. Кажется, что это две различные, резко контрастирующие между собою темы. Но если сравнить мелодическое строение обеих тем, то окажется, что они очень близки одна другой, почти одинаковы. Начинается стремительное сонатное аllegro. Экспозиция: Главная партия (до минор) напоминает бурно вздымающиеся волны. На фоне беспокойного движения баса тревожно взбегают и опускаются верхние голоса. Связующая партия успокаивает волнение главной темы и приводит к мелодичной и певучей побочной партии: Широкий "разбег" побочной темы (почти на 3 октавы), "пульсирующие" сопровождение, прием изложения в разных регистрах - все это придает П.п. напряженный характер. Вопреки правилам, установившимся в сонатах венских классиков, побочная партия "Патетической сонаты" звучит не в параллельном мажоре (ми-бемоль мажор), а в одноименном к нему минорном ладу (ми-бемоль минор). Энергия нарастает. Она прорывается с новой силой в заключительной партии (ми-бемоль мажор). Задействуются крайние регистры фортепиано, постепенно нарастает звучность от pianissimo до forte, что приводит к мощной кульминации, к высшей точке музыкального развития экспозиции. Следующая за ней вторая заключительная тема является лишь короткой передышкой перед новым "взрывом". В конце заключения неожиданно звучит стремительная тема главной партии. Экспозиция заканчивается на неустойчивом аккорде. На рубеже между экспозицией и разработкой вновь появляется суровая тема вступления.Но здесь ее грозные вопросы остаются без ответа. Разработканевелика, но очень напряженна. "Борьба" разгорается между двумя резко контрастными темами: порывистой главной партией и лирической темой вступления. В быстром темпе тема вступления звучит еще более беспокойно, умоляюще. Репризаповторяет темы экспозиции в том же порядке в основной тональности - до миноре. Изменения касаются связующей партии. Она значительно сокращена, поскольку тональность всех тем едина. Перед самым окончанием первой части еще раз появляется первая тема вступления. Она "потеряла"" свой первый "грозный" аккорд и начинается со слабой доли. В ее вопросе осталась только тревога и даже отчаяние. Затем следует ответ энергичный, волевой. Первую часть завершает главная тема, звучащая в еще более стремительном темпе. Вторая часть Adagio cantabile написана в тональности ля-бемоль мажор; — глубокое размышление о чем-то серьезном и значительном. На фоне мерного сопровождения звучит благородная и величественная мелодия. Во 2 части патетика выражена в глубине, возвышенности и высокой мудрости человеческой мысли. Вторая часть напоминает звучание инструментов оркестра. Основная мелодия появляется в среднем регистре, и это придает ей густую виолончельную окраску: В средней части Adgio cantabile появляется новая тем: Минорный лад (одноименный ля-бемоль минор), беспокойное триольное сопровождение придают теме тревожный характер. С возвращением основной темы наступает реприза. Но характер ее существенно изменился. Вместо неторопливого сопровождения шестнадцатыми слышны беспокойные фигурации триолей. Они перешли сюда из средней части как напоминание о пережитой тревоге. Третья часть — финал, Allegro, написан в форме рондо-сонаты Стремительная, взволнованная музыка финала во многом роднит его с первой частью сонаты. Возвращается и основная тональность до минор. Основная тема (рефрен) повторяется здесь четыре раза. Именно она и определяет характер всей части. Это лирически-взволнованная тема близка по характеру П.п 1 части. Мелодия рефрена выразительна и певуча. Соната заканчивается кодой, которая звучит энергично и волево. Драматичность всей сонаты придает сопоставление резко контрастных тем (образов). Напряжонность музыки, сложность техники, оркестровое звучание, значительный объем произведения отличает сонату №8 от сонат Моцарта и Гайдна. СИМФОНИЯ №5 до минор Первая симфонию Бетховен создал в1800г. На тот период композитору было 30 лет. Каждая симфония Бетховена – это результат долгого многолетнего труда, результат определенного периода творчества. Его симфонии (всего 9) грандиозны по замыслам и масштабам. У Бетховена меняется содержание симфонии. Композитор переходит от жанрово-бытовой тематики (Гайдн) к героико-философским проблемам. Это требовало новых форм: грандиозных, обращенных ко всему человечеству. Среди симфоний Бетховена есть программная: №6 «Пасторальная». В состав оркестра Бетховен добавляет: флейту пикколо, тромбоны, контрфаготы, а кларнет становится постоянным участником. Симфония № 5 до минор написана в 1804—1808 годах — одно из самых знаменитых и популярных произведений. Впервые исполнена в 1808 году в Вене. Причиной неудачи первого исполнения была ссора с музыкантами оркестра и холодный зал для публики. В симфонии воплощен главный девиз Бетховена: «от тьмы к свету, через борьбу - к победе». Симфония не имеет программы, но яркая музыка, конкретный смысл основного мотива дают право толковать всю симфонию как грандиозную картину борьбы человека с лишениями и невзгодами жизни во имя радости и счастья. Четыре части произведения можно представить как отдельные моменты этой борьбы. Финал симфонии знаменует собою победу и торжество человечества над силами зла и насилия. В симфонии 4 части, которые объединяются единым девизом и грозной, повелительной темой. Бетховен говорил о главном мотиве первой части симфонии: «Так судьба стучится в дверь». Это вступление ко всей симфонии. Тема звучит у разных инструментов оркестра на ff Первая частьнаписана в форме сонатного аллегро. Ее темп — Allegro con brio. Экспозиция. Г. п. представляет собою развитие начального мотива симфонии. Ее отличает большая ритмическая четкость, решительная устремленность вперед. Вместе с тем эта тема полна тревоги, беспокойства. Достигнув вершины, главная партия внезапно обрывается на доминанте. Остановка подчеркнута знаком ферматы. Вновь звучит грозный боевой клич «мотива судьбы». Он дает толчок прекратившемуся было движению. Главная партия продолжает свое развитие. Постепенно усиливается звучность, достигая fortissimo. Но и на этот раз движение прерывается на неустойчивом аккорде. Так второе предложение главной партии выполняет роль связующей партии: оно подводит к доминанте ми-бемоль мажора — тональности побочной партии. Тема П.п. начинается властным призывом, повелительным мотивом солирующих валторн. А вот, наконец, и новая мелодия — напевная, нежная, светлая. Звучание валторн сменяется мягким пением скрипок. Но характерный ритм основного мотива симфонии не исчезает и здесь. Он лишь отходит на второй план и глухо рокочет в басах. Экспозицию завершает заключительная партия, целиком построенная на том же грозном мотиве. Повторяясь много раз в мажоре, в могучих возгласах всего оркестра (tutti), основная тема произведения звучит здесь решительно и победно. Разработка построена на развитии основного мотива симфонии. Резкие динамические контрасты, огромные нарастания силы звука придают этому разделу колоссальную напряженность звучания. Разработка заканчивается упорным, многократным повторением мотива судьбы, который принимает яростный, неистовый характер. Этот кульминационный момент разработки совпадает с началом репризы.Звучит главная партия. Как и в экспозиции, ее изложение прерывается. Но здесь после ферматы появляется нежная мелодия, как робкая просьба, мольба. Мелодию исполняет солирующий гобой: Может быть, Бетховен хотел здесь сказать о страданиях человека, слабеющего в борьбе с невзгодами жизни. Главную партию сменяет побочная, которая в репризе звучит в одноименном мажоре (до мажор). Эта светлая, нежная тема опять вносит успокоение в столь тревожную, бурную музыку. Первая часть симфонии заканчивается большой кодой. С новой силой наступает «мотив судьбы», вновь звучат его яростные угрозы. И опять, как и в репризе, не находит ответа жалоба, еще более робкая и несмелая. Судьба безжалостна, до победы еще далеко. Вторая часть— Andante con moto (неторопливо, с движением), ля-бемоль мажор. Подобно медленной части «Патетической сонаты», вторая часть пятой симфонии дает передышку, борьба как бы временно прекращается. Правда, и здесь ненадолго появляется характерный ритм основной темы симфонии. Но угроза ее звучит очень глухо. Вторая часть представляет собою вариации на две темы или двойные вариации. С подобным строением мы встречались в симфонии Гайдна и также во второй части. Первая тема напевна, глубока и серьезна. В ее мелодии, исполняемой альтами и виолончелями, слышится выразительность человеческой речи: это «рассказ», «повествование» человека, полного мужества и воли к борьбе. Вторая тема, несмотря на трехдольный размер, производит впечатление маршевой песни. Благодаря мощному звучанию — при изложении темы в до мажоре — кажется, что эту песню «поет» масса народа. У этой темы есть явные черты сходства с «Марсельезой» — боевым гимном французской революции. Вторая тема контрастирует с первой не только по характеру, звучности, оркестровой окраске, но и по тональности. Несмотря на такое различие, темы Andante имеют и общие черты. Их объединяет мелодическое сходство, характерное «призывное» начало, пунктирный ритм. Дальше идут поочередно вариации на первую и на вторую темы. В вариациях на первую тему изменяется, главным образом, фактура изложения. Оркестровая окраска мелодии и тональность остаются неизменными. Только в третьей вариации звучит одноименный минор. Подобным образом варьируется и вторая тема. Она неизменно звучит громко, могуче. Контраст между темами постепенно сглаживается. Он совсем исчезает в коде, где появляется как бы новая мелодия, объединившая в себе характерные черты обеих тем. Третья часть— Allegro, до минор, скерцо. В переводе с итальянского «скерцо» — «шутка». Это пьеса в стремительном темпе, с острым ритмом. Начиная со второй симфонии, Бетховен пишет вместо менуэта — скерцо (исключение составляют четвертая и весьмая симфонии). Скерцо более чем менуэт, отвечало драматическому замыслу симфоний Бетховена, напряженному звучанию его музыки. Музыка третьей части возвращает нас к настроениям первой части симфонии. Борьба возобновляется с новой силой. Тревожно, стремительно у виолончелей и контрабасов взбегает мелодия по звукам трезвучия. Ее продолжают другие струнные инструменты. Движение останавливается на доминанте и замирает как вопрос, робкий и нерешительный: «Вопрос» повторяется дважды. В ответ звучит грозная «тема судьбы». Существенно меняется ее мелодический рисунок. Многократно повторяется fortissimo один и тот же звук, что придает теме еще более настойчивый и непреклонный характер. Третья часть симфонии имеет трехчастное строение. Музыка среднего раздела рисует картину народного веселья. В ее основе лежит танцевальная тема народного характера. Подражая звучанию деревенского оркестра, состоящего обычно из контрабаса, скрипки и духовых инструментов, Бетховен поручает исполнение темы вначале контрабасами. Средний раздел написан в до мажоре — тональности, которая приобретает в симфонии все большее значение. Танцевальная тема полифонически развивается, вступают все новые и новые группы инструментов. Кажется, что к общему танцу постепенно присоединяются новые группы танцующих. Взволнованный бег первой темы Allegro означает начало репризы. И снова та же остановка, тот же нерешительный вопрос. Как и в конце первой части «Патетической сонаты», следующая дальше «тема судьбы» теряет свою силу. Отрывисто и приглушенно, затаенно и настороженно звучит некогда грозная тема. Так светлая и спокойная мелодия побочной партии первой части симфонии, затем могучая поступь маршевой песни второй части и, наконец, энергичная музыка народного склада середины третьей как бы сметают с пути все преграды и подготавливают путь к праздничному героическому финалу. Третья и четвертая части симфонии идут без перерыва. Их соединяет связующий переход на доминанте к тональности финала до мажор. Это единственный в своем роде в симфонической музыке пример длительного и неуклонного crescendo, приводящего от ppp к ff начала финала. Четвертая частьсимфонии звучит торжественно, победно, она подобна грандиозному праздничному шествию народа-победителя. Как и во второй части, в музыке финала слышатся отзвуки боевых песен французской революции. Особенно близка тема финала Гимну Свободы: Финал написан в форме сонатного аллегро. Все темы финала имеют светлый, празднично-призывный характер. В конце среднего (разработанного) раздела вновь слышится «тема судьбы» — тихо, тревожно и настороженно, как далекое воспоминание о пережитой борьбе. Финал заканчивается грандиозной кодой, которая воспринимается как заключение всей симфонии. Ее ликующий, праздничный характер говорит о торжестве народа, его победе над злом и несправедливостью: Пятая симфония Бетховена во многом отличается от симфоний Гайдна и Моцарта. Впервые Бетховен объединяет четырехчастный симфонический цикл единой мыслью. Важное объединяющее значение имеет «тема судьбы» — ведущая тема, или лейтмотив,всей симфонии. Еще ярче, чем в «Патетической сонате», в пятой симфонии проявилась особенность музыки Бетховена — рождение контрастных тем из одной. Так, по существу, все темы первой части симфонии, а также основная тема скерцо возникают из той же «темы судьбы». Увертюры Бетховена. Увертюра «Эгмонт» Бетховен – создатель нового жанрапрограммной одночастной увертюры. Почти все 11 увертюр Бетховена связанны с драматическими произведениями и являлись вступлением к пьесе или опере: «Кориолан» - к драме Коллина,, «Леонора» к опере «Фиделио», «Эгмонт» к трагедии Гете. В своих увертюрах композитор завершает путь развития классической увертюры в творчестве Глюка, Моцарта, Керубини. Увертюра Бетховена перестает быть вступлением к драме и становится своеобразной разновидностью симфонии. Увертюры Бетховена — самостоятельные инструментальные драмы с наличием образной конкретики и яркой театральности. В 1809 году Бетховен получает от дирекции Венского придворного театра заказ на написание музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» и работает над ней с конца 1809 до весны 1810 года. Бетховена привлекают героические образы, трагедийность, массовые сцены произведения. Музыка к спектаклю включала: увертюру и еще девять номеров. Но наибольшей популярностью пользуется увертюра. Темой пьесы Гёте стали исторические события, происходившие во Фландрии 16 века, боровшейся против власти испанской короны, и личность графа Эгмонта, вероломно убитого испанским наместником герцогом Альба в 1568 году. В музыке к «Эгмонту» Бетховен прославляет жертвующего собой героя, имеющего мужество противостоять притеснениям и приговоренного за это к смерти. Эгмонт брошен в тюрьму. Его возлюбленная призывает народ к восстанию, и сама погибает. Открывается увертюра медленным вступлением. Которое является завязкой драмы. Здесь противопоставляются две основные темы. Первая тема воплощает власть испанского владычества. В ее основе тяжелые мерные аккорды струнных в ритме испанской сарабанды Вторая тема - жалобные вздохи - интонации страдания народа. В сонатном аллегро происходит столкновение 2 образных сфер (тональности f-moll). Экспозиция. Главная партия связана с воплощением народной скорби. Тема страстная и взволнованная. Сначала звучит у виолончели, потом у всего оркестра: Побочная партия – тональность As-dur, музыка схожа с первой темой вступления. Ее мотив напоминает тему испанцев: тяжелые аккорды в чеканном ритме: Разработка – построена на развитии тем экспозиции.   Реприза – борьба продолжается: тема испанцев звучит непреклонно и жестоко, а народа все жалостней. Вот наступает момент последней схватки и гибель героя. В коде – итог всей борьбы. Она вырастает в грандиозный гимн свободе.
 
 
 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: