Вариант тезисного изложения:
Официальное признание содержательной и смысловой законченности всего гимназического литературного образования. «Наставление преподавателям русского языка» (1852 г.). Разработка трёх основных направлений в изучении словесности: теоретического, исторического и практического. Структурирование новой цели изучения теории словесности – социокультурной адаптации выпускника гимназии. Первоначальное формулирование учебных умений старшеклассников при изучении словесности. Рождение двух типов гимназии, реальной и классической по Уставу 1864 года. Разработка методики «чтения образцов русского слога с их разбором».
1. проанализируйте текст «Наставления» и ответьте на вопросы:
• какую новую специфическую цель изучения теории литературы декларирует «Наставление»?
• какой методический приём, предлагаемый в «Наставлении», фактически объединял историческое и практическое изучение литературы?
2. сравните программу словесности для средней школы, предлагаемую в «Наставлении» и программу русской литературы для высшей школы (См.: Приложение 5). Какое место в обеих программах, наряду с беллетристикой, занимает религиозная, историческая и дидактическая литература. Объясните присутствие текстов подобной направленности в курсе отечественной словесности;
3. сформулируйте выводы о том, как отразилось на преподавании словесности в средней и высшей школе разделение гимназий на реальные и классические?
4. ответьте на вопрос: какое значение имело официальное признание смысловой и содержательной законченности гимназического курса словесности для среднего и высшего литературного образования в целом?
5. проанализируйте сформулированные в «Наставлении» учебные умения старшеклассников, необходимые для освоения словесности, и подтвердите их практическую и творческую направленность.
Тема 9. Литература как обязательный предмет высшей школы для всех факультетов и специализаций (50 – 60‑е гг. XIX в.).
Вариант тезисного изложения:
Словесность в высшей школе 50 – 60‑х годов как специальный предмет историко-филологических факультетов и как энциклопедическая основа всего высшего образования. Два последовательных периода обучения в высшем образовании — общий и предметный. Словесность как предмет общего периода образования. Потенциал словесности в исследовании человека, в развитии чувства прекрасного, «в направлении воли человека к добру», в развитии самостоятельной учебной деятельности. Основные движущие силы развития высшего литературного образования. Правила поступления на историко-филологические факультеты как препятствие для получения высшего литературного образования. Литературные дисциплины на педагогических курсах при университетах, заменивших педагогические институты. Совершенствование навыков преподавания словесности в процессе педагогической практики студентов-филологов. История национального просвещения как обязательная часть программ по литературе высшей школы.
1. аргументируйте в логике методических концепций середины XIX века утверждение словесности в качестве основы гуманитарного знания для высшего образования любой специализации;
2. выявите закреплённые в официальных документах учебные формы, тренирующие навыки преподавания литературы в высшей школе середины XIX века. Проанализируйте, насколько они изменились в современном высшем педагогическом образовании;
3. подготовьте обзор по составу кафедр на историко-филологических факультетах в основных российских университетах (Московском, Петербургском, Университете Св. Владимира, Харьковском и др.) периода 50 – 60‑х годов. Чем было вызвано содержательное и количественное расширение «литературных» кафедр на историко-филологических факультетах?
4. сопоставьте объём вопросов по истории просвещения в программах по литературе средней и высшей школы 50 – 60‑х гг. XIX века. Объясните присутствие истории образования в отечественных программах по литературе для гимназий и университетов;
Тема 10. Историко-литературный курс старших классов гимназий: вопросы организации и взаимосвязь с университетским курсом истории литературы (70 –90‑е гг. XIX века).
Вариант тезисного изложения:
Гимназия как основная ступень подготовки к университету. Концентрация гимназического образования на древних языках. Словесность как составная часть метапредметной дисциплины «Русский язык с церковно-славянским, словесность и логика». Формулирование главной цели занятий словесностью – «изучение русского отечественного языка»; лингвоцентрический подход к изучению словесности. Метод «разбора образцов». Коррекция содержания и принципов преподавания историко-литературного курса в средних учебных заведениях («Общий план и программы обучения языкам и литературе в женских среднеучебных заведениях» Ф.И. Буслаева). Критика действующих программ словесности («Недостатки действующей программы словесности в курсе реальных училищ и желательные изменения» Ц.П. Балталона). Формулирование целей изучения словесности в учебных планах реальных училищ (1889 г.) и гимназий (1890 г.). Оценка «недостаточности» преподавания словесности в циркуляре министра просвещения Н.П. Боголепова от 8 июля 1899 г.
1. сопоставьте объём преподавания классических языков, закона божьего, математики и словесности в учебных программах средней школы 70 – 90‑х гг. (по материалам постановлений Министерства народного просвещения за 1889 – 90 гг.) Какие дисциплины занимали центральное место в гимназической программе?
2. проанализируйте «Таблицу числа недельных уроков в гимназиях Министерства Народного Просвещения» (см.: Приложение 6). Чем объяснялось отсутствие в учебном плане гимназий за 1890 г. предмета «история литературы»?
3. изучите «Примерную программу русского языка с церковнославянским и словесности» (1890 г.). На основании анализа:
• выявите «лингвоцентрические» принципы преподавания литературы в 70 90х гг.;
• сравните объём курса древней русской литературы в программах средней и высшей школы;
• объясните в логике «Примерной программы» отсутствие в старших классах целостного историко-литературного курса;
• аргументируйте перенесение теории литературы в курс VIII (выпускного) класса гимназии;
4. конкретизируйте на уровне частных приёмов методику «разбора образцов художественной словесности»;
5. законспектируйте «Общий план и программы обучения языкам и литературе в женских средне-учебных заведениях» Ф.И. Буслаева (1890 г.), выделив в конспекте три основных направления для развития практической методики и ключевые условия для совершенствования курса литературы в старших классах;
6. составьте общий перечень рекомендаций для совершенствования программ словесности, предлагаемых в «Общем плане и программах обучения языкам и литературе в женских средне-учебных заведениях» Ф.И. Буслаева (1890 г.) и в работе Ц.П. Балталона «Недостатки действующей программы словесности в курсе реальных училищ и желательные изменения» (1896 г.).
7. укажите различия в целеполагании словесности в гимназиях и реальных училищах (См.: Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в мужских гимназиях и прогимназиях (1890 г.); Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в реальных училищах (1889 г.);
8. сформулируйте особенности применения «академического» метода в средней школе по работе В.П. Острогорского «Беседы о преподавании словесности» (1885 г.).