Литературный род – акт художественного высказывания, при котором слово либо




Литературный род – ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект.

Литературный род – акт художественного высказывания, при котором слово либо

· изображает предметный мир;

· выражает состояние говорящего;

· воспроизводит процесс речевого общения.

Роды, или способы, поэзии сами по себе отнюдь еще не являются формами литературных произведений: они представляют собой лишь общие принципы изображения. Эти принципы реализуются во множестве возникающих и складывающихся в процессе литературного развития эпических, лирических и драматических форм.

Эпическое изображение осуществлялось в эпопее, басне, поэме, балладе, рассказе, повести, романе, очерке, художественных мемуарах.

Лирический способ получал применение в оде, элегии, сатире, эпиграмме.

Общие принципы драмы находили выражение в трагедии, комедии, драме (в узком значении этого понятия), водевиле, шутке, сценах.

Кроме того, некоторые формы каждого из родов поэзии в свою очередь в процессе развития подразделялись на отдельные группы. Так, например, мы знаем такие типы романа, как

· социально-психологический,

· семейно-бытовой,

· философский,

· сатирический,

· приключенческий,

· научно-фантастический,

· исторический.

Исходя из всех этих фактов, теория литературы и оперирует в данной области тремя понятиями: рода, вида и жанра.
Общепринятой трактовки этих понятий до сего времени пока нет. Одни, основываясь на этимологическом значении слова, вместо «род поэзии» говорят «жанр» и называют формы его употребления видами и разновидностями этих видов. Другие придерживаются того деления, которое нами, как более употребительное, и дается.

В этом случае

под родом понимается способ изображения (эпический, лирический, драматический);

под видом — та или иная определенная форма эпической, лирической и драматической поэзии (роман, ода, комедия);

под жанром — какая-либо разновидность существующих видов поэзии (исторический роман, сатирическая поэма).
Единый принцип деления родов поэзии на виды и жанры в их развитии не так просто выявить. Многообразие форм эпических, лирических и драматических произведений соответствует многообразию возникающих и развивающихся идейно-познавательных запросов людей. В конечном счете, однако, решающую роль в создании тех или других видов и жанров играет характер предметов изображения.

Сравним предметы двух жанров поэмы: героической и сатирической.

Героическая поэма изображает какое-либо важное в жизни народа событие, в процессе совершения которого проявляются сила и доблесть представителей этого народа («Слово о полку Игореве», пушкинская «Полтава»).

Так, в «Полтаве» Пушкин воспевает как несокрушимую силу русского войска

...нить полков блестящих, стройных,

Послушных, быстрых и спокойных,

И ряд незыблемых штыков,

так и огромную роль в победе над шведами «героя Полтавы»— Петра:

............Из шатра

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Сатирическая поэма, напротив, избирает какое-либо низкое явление, лишь рядящееся в одежды значительности, и подвергает его осмеянию. К таким поэмам можно отнести «Тамбовскую казначейшу» Лермонтова и «Современников» Некрасова. В обоих случаях жанр определяется характером изображаемого.

Вид, или жанр, как и все остальные элементы художественной формы, является одним из средств раскрытия содержания. Однако нельзя допускать при рассмотрении данного вопроса упрощения.

Особенности жанра во многом зависят

· от характера дарования самого писателя (немногие поэты могут быть одинаково велики во всех видах поэтического творчества, свободно выбирать ту или иную форму для своего произведения; чаще, наоборот, дарование писателя наиболее ярко сказывается в одном или нескольких поэтических видах. Тургенев, например, начал свой творческий путь с создания стихов и стихотворных поэм, затем написал ряд пьес, одновременно пробуя свои силы и в эпической прозе. Убедившись, что его сила как художника проявляется именно в прозе, знаменитый русский романист и новеллист навсегда оставил стихи и драматургию, но зато в поисках новых малых жанров обогатил русскую литературу своими чудесными стихотворениями в прозе);

· Соответствие жанровой формы произведения его содержанию не позволяет, однако, сказать, что та или другая жанровая форма обязательно соответствует только определенному конкретному содержанию. Одни и те же виды и жанры подчас используются писателями самых различных идейных направлений для осуществления различных же идейных задач.

· Идейно-художественные особенности того или иного писателя определяют весьма своеобразный характер видов и жанров его произведений. Но это своеобразие тем сильнее оттеняет специфическое использование данным писателем общих свойств того или иного вида или жанра.

Об особенностях видовых и жанровых форм и их назначении хорошо сказал М. Б. Храпченко: «В жанре находят свое выражение те черты литературных явлений, которые имеют непосредственное отношение к структурно-познавательным их особенностям. В самом деле, когда мы называем те или иные жанры, например — ода, элегия, лирическая поэма, бытовая комедия, социально-психологический роман, семейный роман, роман-эпопея, высокая трагедия и т. д., для нас это не только указание на определенные виды построения литературных произведений, но и обозначение специфического подхода к явлениям жизни. Очевидно, что характер охвата процессов жизни, их освещение в бытовой комедии и элегии, лирической поэме и романе-эпопее разный, равно как и во многих других жанрах».

Конкретный социально-исторический характер поэтических видов и жанров, разделение искусства на его различные виды и тем более поэзии на ее три рода — результат длительного исторического развития. На ранней стадии художественное творчество характеризовалось еще так называемым первобытным поэтическим синкретизмом, то есть слитностью, нерасчлененностью его различных элементов. В синкретическом искусстве будущие роды поэзии существовали лишь в зародышевом состоянии. Обычная на этом этапе хоровая песня, исполнявшаяся членами какого-либо рода или племени, содержала и передачу отдельных событий (эпический элемент), и непосредственное выражение поющими их переживаний (лирический элемент), и своеобразный диалог между запевалой и хором или между одной частью хора и другой (драматический элемент). Кроме того, пение сопровождалось плясками, жестикуляцией, мимикой и другими, как их потом стали называть, театральными эффектами. В дальнейшем синкретизм исчезает: образуются отдельные самостоятельные виды искусства, внутри же этих видов постепенно складываются различные специальные области.

Поэзия, в частности, разделяется на уже известные нам роды, которые в свою очередь с течением времени получают все более многочисленные видовые и жанровые формы их конкретного осуществления.

Понятно, что не у всех народов художественное творчество развивалось в одинаковой последовательности и имело один и тот же характер. Своеобразие общественных отношений, различный уровень жизни, отличавшие одни народы от других, неизбежно определяли и своеобразие национального художественного развития.

«Эпопея,— писал Белинский о развитии искусства древних греков,— предшествовала у них лире, так же как лира предшествовала драме. Такой ход искусства оправдывается и самым умозрением: для младенчествующего народа объективное воззрение на природу и на жизнь, как на предметы сущие по себе, и мысль, как предание о прошедшем, должны предшествовать внутреннему созерцанию и мысли как самостоятельному сознанию. Однако ж из этого отнюдь не следует заключать, чтоб развитие искусства у всех народов должно было совершаться в одинаковой последовательности. Не должно забывать, что вся полнота жизни эллинов выразилась преимущественно в искусстве, так что их национальная история есть по преимуществу история развития искусства, тогда как у других народов искусство было побочным элементом жизни, второстепенным интересом и подчинялось другим стихиям общественной жизни...

У новейших народов Европы, по необъятному богатству содержания их жизни, по неистощимой многочисленности элементов их общественности... существуют все роды поэзии; но они явились у каждого из народов в своей особой последовательности или, лучше сказать, в совершенной смешанности».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: