Становление профессионального политика и диагностика




Анисимов О.С.

1. Особенностью политика является управленческое отношение к такому макрообъекту, как страна или сообщество стран. Поэтому его деятельность сочетает черты предшествующих, по типологической иерархии, уровней управления, «социотехническое», «макросоциотехническое» и черты собственно политического, «государственного» управления. Общим для всех уровней выступает соблюдение требований формы, называемой «Т-цикл управления», технологический цикл от понимания заказа до предъявления продукта, раскрытый в теории деятельности. Имеющий опыт управленческой деятельности способен в эмпирической рефлексии заметить все типовые процедуры, но чаще рассматривая их в случайной определенности, постепенно придавая некоторую «общность», схематизируя материал, создавая стереотипы и индивидуальные стандарты. Все это характерно для «естественного» оформления опыта, в котором есть различие между стихийным и более-менее организованным вариантами процесса и результата (Е-типом и ЕИ-типом). Оба типа относимы к дилетантскому уровню управленческого сознания и рефлексивной самоорганизации. Началом профессиональной рефлексии, самоорганизации и самой деятельности является внесение в рефлексивную коммуникацию арбитражной позиции с заимствованием теоретических различений, оформление управленческих задач, их типизация и выявление минимального числа задач, решение которых обеспечивает воспроизводство успешного управления в достаточно стандартных условиях. Такая самоорганизация в управленческой деятельности трактуется как «рутинно-профессиональная» (ИЕ-тип). Более высокий уровень профессионализма связан с реагированием на «новые» ситуации, на различные варианты неожиданностей, в котором осуществляется постановка проблем и их решение, сведение к задачам. Для обеспечения проблематизации и депроблематизации требуется более высокая критериальная база, и ее надежный вариант связан с философскими взглядами на мир деятельности и применением логики систематического уточнения в конкретизации, логики дедуктивно-диалектической. Этот тип самоорганизации в управленческой деятельности трактуется как «инновационно-профессиональный» (И-тип). При переходе к макроуправлению и затем к государственному управлению роль процедур И-типа повышается, и становится «принципиальной» в «государственном», следовательно, «политическом» управлении. Способности к мышлению, прежде всего в проблематизации, прогнозировании, проектировании, с обращенностью к культуре мышления, включению логики и онтологии являются в политическом управлении обязательными, но привлекая для организации процедур и аналитическое, в том числе и коммуникационное обеспечение с кооперативным соучастием науки, философии и методологии. Именно эти надстройки, «сервисы» придают процессам и результатам высшую неслучайность. На этой основе достигается успешность стратегического мышления и его цивилизационной специализации.

2. Как только мы вводим указанные нормативно-критериальные «рамки» в организацию политического управления, выделяется необходимость существенного развития не только интеллектуальной, но и потребностно-мотивационной, а также рефлексивно-самокорректировочной способности, волевого потенциала для рутинных и инновационных сюжетов в управлении, особенно экстремальных, типа кризисных, связанных с военными условиями и безопасностью в целом, включая субъективно-ментальную безопасность общества, страны как цивилизационной единицы.

Однако повышение уровня требований к субъективному потенциалу политика предполагает активизацию механизма обретения новых уровней способности, специального образования, воспитания и обучения, осознание необходимости вхождения в позицию «ученика», а также введения тех форм образования, которые адекватны новым притязаниям. Так как в актуальной практике управленческого, в том числе политического, образования вышеуказанные требования не входят в механизм учебного процесса, а инновационные опыты носят предварительный характер, «инновационных разведок», то проектирование, моделирование образцов собственно профессиональной подготовки политиков выступает особым ответом на запросы времени и становится приоритетным для качественного роста политического управления в стране. В отличие от отраслевых, сферных типов макроуправления, сохраняющих приоритет однородных целевых и технологических форм организации, в политическом управлении исходным предстает разнородность и различный уровень целостностей, совмещенности «частей», которые резко усложняют технологическую форму управленческой деятельности и ее сервисных обеспечений.

3. В этих условиях становление профессионального политика на стадии преодоления уровня макроуправления, управления «однородными» макросистемами предполагает реализацию функции трансформации субъективного потенциала качественного уровня, применение интенсивных форм организации субъективного роста по критериям не столько «системного», сколько «метасистемного» типа, разрабатываемым не в науке, а в философии, в конструировании онтологий, применение которых требует «разумной логики». В методологии разработана адекватная для этого технологическая парадигма и форма, «организационно-мыслительная игра» (ОМИ). В то же время, в силу огромного отличия адекватного поведения в ней «игрока» от сложившихся стереотипов «ученика» в образовательном процессе, прямое участие в ОМИ опирается на индивидуальный опыт поиска пути обретения нужных способностей, линии профессионализации. Поэтому требуется менее сложный вариант пути, доступный всем самоопределенным к активной, успешной, полезной для общества, страны, в условиях возврата страны к эффективному совершенствованию и достижению масштабного «прорыва» и т.п. политической деятельности.

4. Каков путь от «любителя» к «профессионалу» в политическом пространстве? Можно использовать аналогию с путем вхождения и освоения мастерства в театральном пространстве. Зритель может попасть в театр случайно, в ситуации повышенного интереса к определенной постановке. В атмосфере «заражения» он смотрит или слушает спектакль и чувственно его оценивает, получив материал сценической жизни, содержание событий в рамках сценария, продемонстрированное актерами. Если в ходе просмотра зрителю удалось увлечься и идентифицироваться с персонажами, выделить для себя «самый важный» персонаж и его динамику поведения, различить внутреннюю «логику» и то, ради чего так старается и убедительно показывает актер, внутренне присоединиться к «идее» показа, то может появиться желание присмотреться к содержательно подобным постановкам, ощутить обогащение своего понимания «жизни» в фиксированном акценте, желание «дораскрыть» содержание темы либо способом обычным, за счет чтения, общения, участия в подобных событиях и т.п., либо за счет повторного просмотра или поиска и выбора просмотров в этом же или иных театрах. Однако лишь переход от внешнего наблюдения за событиями в жизни или на сцене к устремлению личного участия в событиях по теме, к личному усилению, углублению демонстрации поведения по теме, постижению «сути» типового фрагмента бытия, лишь рефлексивное осознание того, что «суть» можно и нужно познавать за счет моделирования внешнего проявления «сути» – приводит зрителя к желанию уподобиться актеру и пройти путь на сцену, поняв и приняв необходимость вырастить способность к идентификации, сначала по выбранной теме, а затем по иным и далее любым темам, раскрывая «суть» иных сторон человеческого и общественного бытия. Испытывая влияние режиссера, выявляя его полезность, помощь в идентификации, заимствуя эту позицию, стереотипы и тонкости искусства режиссуры, бывший зритель становится «неслучайным» актером, профессионализируется, осваивая модели идентификации и способы освоения субъективных факторов постижения жизни персонажей. Но это обогащение с осознанием роли режиссуры может привести к принципиальности оценки деятельности режиссера, смещенного акцента от «места» актера к месту «режиссера». Но внутреннее кооперативное совмещение этих позиций может обогатиться опознанием роли позиции сценариста и желанием постичь, идентифицироваться с ней для раскрытия «сути» не только по определенной теме, но и по иным и любым темам. Подобным образом может опознаваться роль «идеолога» в сценарном конструировании и возникать желание постичь его позиционное бытие для закрепления и усиления погруженности в позиции сценариста, режиссера и собственно актера. Бывший зритель осваивает механизм театра, его функцию в культуре, в обществе и понимание своего многослойного участия в окультуривании населения страны и мира, осознание миссии архитектора положительного развития общества и человечества. Театр становится модельной площадкой для такого воздействия, а пребывание на ней, в персональной форме или организационной форме, - смыслом жизни. В этом и заключается проект пути профессионализации актерского бытия как организованного, неслучайного, интенсифицированного фактора совершенствования жизни человеческой среды.

5. Житель страны, профессионал в какой-либо области деятельности, в том числе и реализующий управленческую функцию, заинтересованный в благополучии своем, семьи, коллектива, общества в целом и т.п., в преодолении возникших трудностей, в решении частных проблем и понимающий зависимость этих проблем от состояния общества, страны, от их включенности в мировое сообщество, от мировой и локальной для страны динамики, может оказаться в сюжетах обсуждения происходящего в рамках страны и роли вождей, руководителей в поворотах динамики. В политически направленной коммуникации с участием иных граждан, специалистов по организации обсуждений и иных представителей СМИ «наш гражданин» встречает суждения как внешние к самим событиям, но о них, так и внутренние, авторов политических действий и содействий, формальных и неформальных, «добровольных» политиков. Осуществляя понимание и оценку понятого, соотнося многие версии реконструкций и оценок происходящего, в том числе критики, гражданин сначала «извне» соприкасается с проявлениями и последствиями политики, принимаемых политических решений, соотнесения версий из разных локализаций политических позиций. «Отстраненное» и как бы нейтральное отношение субъективно либо вытесняется на более отдаленное субъективное расстояние, увеличивая незначимость результатов, либо сохраняет это расстояние, либо приближает к себе, превращая его в значимое, «заинтересованное». Если степень значимости растет, то житель, гражданин начинает идентифицироваться с событиями, с участниками событий, оценивает их как «положительных» или «отрицательных», как способствующих росту блага в стране или тормозящих и даже препятствующих росту блага, способствующих росту несовершенства, иллюзорной активности, падению качества жизни, несправедливости, движению к тупику и т.п. Интегральные оценки, в зависимости от соответствующей компетентности, опыта, обеспеченности специальными знаниями и т.п., могут содержательно локализовываться и способствовать выявлению динамики изменений отдельных сфер деятельности, отраслей, их вклада в общую динамику. Особым типом дифференциального рассмотрения выступает выявление вклада блока государственного управления, его лидеров, отдельных лиц, наиболее ярко проявляющихся в рамках заметных и важнейших событий. Соотнесение действий частей страны и сообщества значимых лиц в ней, включая партии, профессиональные объединения, научные и аналитические коллективы, сетевые сообщества и т.п. с «поведением» всей страны, а также раскрытие роли активного, положительного или отрицательного влияния «лидеров» приводит к возникновению оценочных мнений политического характера, признанию или отторжению самопроявления политиков. Может возникать диалектическая картина политической борьбы и сплочений, интеграции политических сил «желаемого» или «нежелаемого» типов. При склонности к соучастию в общественно значимом поведении может выделяться та политическая группировка или даже политический лидер, которые оцениваются как достойные подражания, что вызывает направленность на идентификацию с ними, могущую перерастать в поиск пути к прямому соучастию и адаптации к их «политической среде». Если удается осуществить такое намерение, то возникает сначала «план» вхождения в то или иное звено сетевого типа, с их внутренней сетевой самоорганизацией, с «рядоположенностью» в сети. Обретение опыта совместного поведения и решения ситуационных задач, а затем и микропроблем, участия в согласовательных отношениях, в возможности выделения позиции сетевого организатора, закрепление в коллективе политических «соратников», осознавая допрофессиональность форм политической деятельности, поведения «добровольцев» от политики, позволяет входить в более сложные структурные сети, в которых усиливается роль иерархического момента. Взаимодействие с различными аналогичными сетями стимулирует обращение внимания на «формальные» политические структуры, их роль и вклад в положительную или отрицательную динамику всего политического процесса и его следствий для страны. Если интерес к «формальной» политической иерархии возрастает для понимания движущих сил в реальном принятии политических решений, то постепенно возрастает осознание, что ключевую роль играет «иерарх» на фоне соучастия как в принятии, так и в реализации решений всех звеньев иерархии, а также «квазииерархических» звеньев, ветвей власти в стране, с другой стороны, соотнесение роли иерарха с оценкой практики бытия жителей страны, местных, региональных структур, ландшафта проблем в пространстве страны стимулирует внимание к соотношению вертикальных звеньев, узлов, целостности власти с сетевым многообразием территориальных единиц различных масштабов и с их микро- и макроустройством, сочетанием «горизонтали» бытия и «вертикали» управления бытием. Пытаясь разобраться в сложнейшем совмещении «устройств» жизни и власти, при разнородности жизни, от «естественных» форм индивидуального, семейного, социального бытия до «искусственных» форм деятельностных коопераций, индустрии с ее научно-техническим и образовательным обеспечением, ищущий гражданин может присмотреться к ключевому звену иерарха, в его реагировании на самопроявление народа в рамках политики, отчетливой моделью которого выступает «общение лидера с народом», в котором в наиболее явной форме демонстрируется встреча «верхов» и «низов», с помощью которой осуществляется апробация совместимости интересов высшего «лидера» и массы «ведомых», сближение или отдаление субъективных отношений, осуществление или неосуществление надежд, прогнозов на ближайшее и отдаленное будущее, перспективы или бесперспективности сплочения страны, гармонизация или дисгармонизация «горизонтали» и «вертикали» механизма страны, благополучие совместности или рост противоречий между ними, накопление потенциала совершенствования и развития или потенциала противостояния и кризиса.

6. Придя к достаточно компактной модели события, в рамках которого может быть «взвешена» основа и существенность политической деятельности как реагирования на «заказ» народа и разработки целостного механизма воплощения содержания заказа, пожеланий с учетом реальных возможностей, ресурсов страны всех типов, приемлемости содержания по критериям профессионализма управленческой деятельности, а также с учетом мировой динамики, включенности в обязательства перед партнерами, союзниками и т.п., гражданин может прийти к выводу о необходимости освоения приемлемого способа решения политических задач на основе потенциала встречи с народом. Это может быть связано с началом систематического освоения политического «ремесла», считая, что все звенья государственного механизма являются «исполнительскими» в отношении понятого, согласованного суммарного и внутри раскрытого «заказа» общества, народа, что выступает как базисное условие и доверия, и готовности соучаствовать в воплощении интегрального «проекта» жизни страны на определенный период. На этом фоне он может выделить исходные предпосылки непротиворечивости составляющих проекта и его существенности, перспективности, исходных оснований полезности и необходимости воплощения, такие как «идея», «идеал», «стратегичность», «обоснованность», «доказательность» и т.п.

7. Чтобы придать надежность апробации модели в доступных масштабах и увидеть ориентир в приходе к конечному и положительному результату, начинающий политик постарается осмыслить весь цикл «встречи» с точки зрения технологии. В ней различаются следующие моменты:

· сбор мнений, предложений, вопросов, претензий;

· предварительный отбор «наиболее значимых»;

· обработка отобранного по технологии МРТ с выделением функции «проблематизации»;

· обработка отобранного по технологии МРТ с выделением функции «депроблематизации» (проектирования);

· иерархизация обработанных версий, замещение структурной конструкцией;

· иерархизация обработанных версий, замещение системной конструкцией;

· иерархизация обработанных версий, замещение по критерию «стратегического» с ближайшей конкретизацией;

· проверка переходимости от иерархии «проблем» к иерархии «задач»;

· проверка переходимости от иерархии «проблем» к иерархии «задач» по критерию «метасистемности» с переходом к уровню «системности»;

· привлечение необработанных версий для возможных дополнений по уровням;

· проверка иерархий по критерию логичности («разумной»);

· проверка иерархий по критерию «псевдоисторической динамики» с выделением «ближайших шагов» и «более отдаленных»;

· проверка иерархий по критерию соответствия «идеалу» (и «идее»);

· введение окончательного стратегического проекта;

· проверка на доказуемость в условиях допустимой критики в рамках логики («разумной»);

· подтверждение проекта представителями общества с возможностью допустимых опровержений и последующей коррекцией.

Обработка осуществляется экспертным коллективом обладающих специальной (семиотической, логической, онтологической) подготовкой с проверкой (по необходимости) иерархом. Для облегчения обработки массива используется потенциал инженерно-информационного сервиса. Экспертный коллектив может члениться по критериям функциональной схемы «страна» и «мировое сообщество» с последующим конфигурированием результатов спецгруппой экспертов.

8. Кандидат в политики проходит поэтапно весь путь, выделяя в начале пути минимум материала, а затем работая с выбранными группами версий (по критериям «случайности» и «соответствия исходному онтологическому средству – «страна»»). После этого он становится участником ОМИ по минимальному (отобранному) набору «актуальных проблем» для страны в рамках мирового сообщества с акцентировками на прогнозирование и проектирование.

9. Для проверки готовности к политической деятельности кандидат участвует в ОМИ (по критерию «взаимодействия в иерархии и в «Общественной палате»»).

10. Весь путь к профессионализму проходит через преодоление инерции прошлых стереотипов самоорганизации и самовыражения в рамках индивидуальных особенностей. Само преодоление предполагает рефлексию неудач, затруднений, анализ внутреннего участия в решении поставленных задач. Тем более, что программа подготовки насыщена новыми для обычного человека и специалиста требованиями, понимание, отношение к которым и соблюдение затруднено, и достаточно часто – в максимальной степени. В рефлексии выделяются акценты, связанные с содержанием требований, условиями решения задач и с динамикой внутренних состояний, влиянием психофизического организма. Чтобы придать рефлексии неслучайность, требуется обретение или иная организация рефлексивного цикла. Поскольку уровень сложности задач и достаточно неопределенная рефлексивная практика в прошлом мешают быстроте движения к необходимому, то рефлексивное обеспечение проводится «непривычно» насыщенно, «плотно», организуемо извне. Организатору освоения как задач, так и рефлексивных циклов приходится вносить упорядоченность с высокими требованиями к качеству, и оно обеспечивается применением парадигмы критериев, средств рефлексии усилий «ученика» в действиях и в рефлексивном самоотношении. Задача слежения состоит в придании неслучайности как процессам слежения, так и результатам, с главной акцентировкой на процесс придания самокоррекциям возрастающей неслучайности. Введение в рефлексивное мышление средств и особое внимание средствам психологического анализа позволяет осуществлять диагностику и на ее базе вырабатывать рекомендации и воздействия повышенной определенности. Диагност имеет типовые образы поведения и проявления психических механизмов на всех этапах качественных переходов в «оформлении» психических механизмов в стадиях как изменения и совершенствования, так и развития. Сам «ученик» имеет возможность познавать проявление помощи ему и соучаствовать в совершенствовании себя, ускоряя качественные изменения. Объем самокорректировочных усилий может занимать большую часть всей работы, и это предполагает рост сознания и самосознания, нужного самоопределения, направленности волевых усилий, настойчивости и внутренней творческой энергии. В этапных подведениях итогов прохождения пути строится картина (и диаграмма) успехов, способствующая росту активности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: