Экзаменационный билет 25




1Гражданская война началась в октябре 1917 г. и закончилась разгромом белой армии на Дальнем Востоке осенью 1922 г. В течение этого времени на территории России различные социальные классы и группы вооруженными методами решали возникшие между ними противоречия.

К основным причинам начала гражданской войны можно отнести: несоответствие целей преобразования общества и методов их достижения, отказ от создания коалиционного правительства, разгон Учредительного собрания, национализацию земли и промышленности, ликвидацию товарно-денежных отношений, установление диктатуры пролетариата, создание однопартийной системы, опасность распространения революции на другие страны, экономические потери западных держав при смене режима в России.

Весной 1918 г. в Мурманске и Архангельске высадились английские, американские и французские войска. В пределы Дальнего Востока вторглись японцы, во Владивостоке высадились англичане и американцы - началась интервенция.

25 мая произошло восстание 45-тысячного чехословацкого корпуса, который перебрасывался во Владивосток для дальнейшей отправки во Францию. Хорошо вооруженный и укомплектованный корпус растянулся от Волги до Урала. В условиях разложившейся российской армии, он стал единственной реальной силой на тот момент. Поддержанный эсерами и белогвардейцами корпус выдвинул требования свержения большевиков и созыва Учредительного собрания.

На Юге была образована Добровольческая армия генерала А.И.Деникина, которая нанесла поражение Советам на Северном Кавказе. Войска П.Н.Краснова подошли к Царицыну, на Урале казаки генерала А.А.Дутова захватили Оренбург. В ноябре-декабре 1918 г. в Батуми и Новороссийске высадился английский десант, французы оккупировали Одессу. В этих критических условиях большевикам удалось создать боеспособную армию за счет мобилизации людей и ресурсов и привлечения военных специалистов царской армии.

К осени 1918 г. Красная армия освободила города Самару, Симбирск, Казань и Царицын.

Значительное влияние на ход гражданской войны оказала революция в Германии. Признав свое поражение в Первой мировой войне, Германия согласилась аннулировать Брестский мирный договор и вывела свои войска с территории Украины, Белоруссии и Прибалтики.

Антанта стала выводить свои войска, оказывая белогвардейцам лишь материальную помощь.

К апрелю 1919 г. Красной армии удалось остановить войска генерала А.В.Колчака. Загнанные в глубь Сибири, они были разгромлены к началу 1920 года.

Летом 1919 г. генерал Деникин, захватив Украину, двинулся к Москве и подошел к Туле. На Южном фронте сосредоточились войска первой конной армии под командованием М.В.Фрунзе и латышские стрелки. Весной 1920 г. под Новороссийском «красные» разгромили белогвардейцев.

На севере страны против Советов вели боевые действия войска генерала Н.Н.Юденича. Весной и осенью 1919 г. они предприняли две безуспешные попытки захватить Петроград.

В апреле 1920 г. начался конфликт Советской России с Польшей. В мае 1920 г. поляки захватили Киев. Войска Западного и Юго-западного фронтов предприняли наступление, но добиться окончательной победы не удалось.

Сознавая невозможность продолжения войны, в марте 1921 г. стороны подписали мирный договор.

Завершилась война разгромом генерала П.Н.Врангеля, который возглавил остатки деникинских войск в Крыму. В 1920 г. образовалась Дальневосточная республика, к 1922 г. она была окончательно освобождена от японцев.

Причины победы большевиков: поддержка национальных окраин и российских крестьян, обманутых большевистским лозунгом «Землю крестьянам», создание боеспособной армии, отсутствие общего командования у белых, поддержка Советской России со стороны рабочих движений и компартий других стран.

2.

Какие три имени из названных связаны с событиями церковного раскола в России в XVII в.?

Назовите и расскажите об их роли в церковном расколе

1) Филарет; 2) Аввакум; 3) Никон; 4) Иосиф Волоцкий; 5) царь Алексей Михайлович; 6) царь Федор Иоаннович

ОТВЕТ: 2, 3, 5

 

ИХ РОЛЬ

Реформы патриарха Никона: замена двоеперстия троеперстием, замена земных поклонов поясными, сокращение службы, изменение облачения духовенства и прочее произвели впечатления грома среди ясного неба. “Видим убо, яко зима хощет быти: сердце озябло, и ноги задрожали”, - писал протопоп Аввакум.

В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Это соответствовало вековой традиции. РПЦ сохранило свои обряды в неприкосновенности с X в., в данном случае греки были отступниками. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного; склонность патриарха к крутым действиям (“оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства”); взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников; обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами; искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол.

В основе противостояния, расколовшего русское общество во II половине XVII в., было столкновение двух идеологий, двух взглядов на будущее Московского царства, на его роль в утверждении православия.

- Вспомните теорию “Москва – Третий Рим” (см. Приложение 1).

Старообрядцы искали свой идеал в былом, пытались обнаружить гармонию в московском прошлом. Никон не менее усердно, чем старообрядцы пытался опереться на традицию, но не на московскую, а вселенскую (а точнее, греческую, византийскую).

И Никон, и его противники мечтали о величии Москвы, но для патриарха это было вполне земное величие, а для старообрядцев – величие духовное. Никон стремился к воссозданию вселенской империи, в которой престол церковного владыки располагается выше, чем трон светского правителя. Старообрядцы надеялись, что Московское царство станет некоей империей духа, в которой православный царь, прежде всего, заботится о чистоте веры и оберегает подданных от разрушительных иноземных влияний.

 

протопоп Аввакум (1621-1682 гг.)

…стал одним основоположников старообрядческого движения (Сообщение учащегося).

Сын сельского священника, он благодаря проповедническому дару и ревностному благочестию был приближен к царю, стал священником церкви Казанской Божьей Матери на Красной площади. Но реформы патриарха Никона сделали его непримиримым врагом духовных и светских властей. Свою многострадальную жизнь протопоп Аввакум описал в “Житии” - замечательном памятнике русской литературы.

 

1) Вся жизнь Аввакума в его собственном описании – это борьба за истинную веру, против никоновских реформ, непрерывная цепь гонений и мучений. В молодости Аввакум боролся со скоморошеством, обличал несправедливых начальников, требовал от своих прихожан праведной жизни, за что много страдал и от властей, и от своей паствы.

2) Выступив против реформ Никона, Аввакум обрек себя на бесчисленные гонения, истязания и пытки в течение 30 лет. Его били кнутом, заключали в тюрьмы, ссылали в Сибирь и, наконец, сожгли с несколькими его соратниками в Пустозерске, где Аввакум находился в заточении в земляной тюрьме, на хлебе и воде, в течение 14 лет (В 1682 г. по царскому указу “за великая на царский дом хулы”).

 

О взаимоотношениях патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем

Как уже было сказано выше, история взаимоотношений Никона и царя Алексея Михайловича началась ещё в 1645 году, когда Никон, будучи игуменом Кожеоозёрской пустыни, был в Москве по делам обители и являлся к царю – уже тогда Никон почувствовал расположение к себе со стороны государя. Впоследствии, в бытность Никона архимандритом Ново-Спасского монастыря и митрополитом Новгородским (чему, кстати, поспособствовал царь), дружба их стала ещё более крепкой. Но была она не совсем обычной: молодой, по природе мягкий и впечатлительный царь вполне подчинялся энергичному и властолюбивому патриарху. В Никоне царь видел не только друга, но и учителя (будучи человеком очень религиозным). Иначе говоря, молодой государь души в нём не чаял, готов был сделать для него многое, и не сказать, что Никон этим не пользовался.

Никон имел большое влияние на царя Алексея Михайловича, как когда-то Филарет19 – на своего сына-царя Михаила Фёдоровича20. Как и во времена Филарета, без патриарха не решалось ни одно государственное дело. Никон всё больше начинал ощущать свою значимость. Царь же по-прежнему доверял ему. В 1653 году он даровал Никону титул «великого государя» (коим до Никона обладал лишь один патриарх – Филарет, да и то – как отец царя), титул, прямо указывающий на двоевластие: власть патриарха приравнивалась к царской. Так мало того, в 1654 году царь, уехав на войну с Речью Посполитой21, полностью оставил государство на Никона. Но военные походы способствовали возмужанию царя, он приобрёл некоторую «самостоятельность ума и характера»22. Поэтому, по возвращении, он стал вести себя более независимо по отношению к Никону, стал обращать внимание на поведение патриарха, всё более увлекавшегося властью. Правда, царь Алексей не сразу изменил своё дружественное отношение к патриарху Никону, однако между ними стали происходить короткие размолвки, со временем усиливавшиеся.

Так, с течением времени отношения между патриархом и царём охладевали вследствие того, что царь становился более самостоятельным, а патриарх – более охотным до власти. Между двумя когда-то дружными людьми встал вопрос власти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: