Нормативно-правовые акты в системе регулирования природоресурсных правоотношений




При наличии большого объема нормативных правовых актов эколого-правового содержания, появляется необходимость единого акта, устанавливающего общие принципы и подходы в регулировании экологических правоотношений. Роль такого нормативного акта, называемого иначе головным или базовым, традиционно отводится Закону «Об охране окружающей среды».

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» - комплексный нормативный акт. Он регулирует природоохранительные отношения в сфере всей окружающей среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. В соответствии с Законом задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждения вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей среды, улучшение ее качества. Ведущим принципом, направленным на решение задач об охране окружающей среды, Закон называет научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов.[9]

Конституционные нормы являются своеобразной основой развития всего законодательства, в том числе и экологического.

В соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь всем предоставляются равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируются равная защита и равнее условия.[1] Недра, воды, леса составляют собственность государства Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Государство гарантирует гражданам право управлять предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.

Согласно статье 44 Конституции Республики Беларусь, осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко- культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

В силу статьи 46 Основного Закона нашего государства каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещения вреда, причиненного нарушением этого права. [ 9 ]

Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. «Охрана природной среды – долг каждого», - провозглашает статья 55 Конституции Республики Беларусь.[1]

К природоресурсному законодательству относятся самостоятельные по сути подотрасли, объединенные в силу естественной взаимосвязи природных компонентов в окружающей среде:

правовой режим использования и охраны земель;

правовой режим использования и охраны недр;

правовой режим использования и охраны вод;

правовой режим использования и охраны лесов;

правовой режим использования и охраны растительного и животного мира;

Каждую из названных подотраслей экологического законодательства возглавляет соответствующий законодательный акт:

- Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г.,

- Кодекс Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г.,

- Водный кодекс Республики Беларусь от 15 июля 1998 г.,

- Лесной кодекс Республики Беларусь от 14 июля 2000 г.,
Законы Республики Беларусь: «О растительном мире»; «О животном мире»; «Об охране атмосферного воздуха»; «Об охране озонового слоя».
Следует отметить, что правовое регулирование растительного мира обособилось от правового режима лесов в связи с принятием в 2003 г. соответствующего закона.[7, 8, 5, 6]

Кодекс Республики Беларусь о земле регулирует и мущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды [7]

- Лесной кодексе Республики Беларусь устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности древесно-кустарниковой растительности (насаждений), земли, животного мира и других компонентов окружающей среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.[6]

-Водный кодекс Республики Беларусь регулирует общественные отношения, возникающие при владении, пользовании и распоряжении водами и водными объектами, и направлен на создание условий для рационального использования и охраны вод в водных объектах, восстановления водных объектов, сохранения и улучшения водных экологических систем.[5]

- Кодекс о недрах Республики Беларусь устанавливает право землевладельцев, землепользователей и собственников земель на осуществление добычи для своих хозяйственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, а также строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.[8]

- Закон Республики Беларусь «О растительном мире»
устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, содержания, изъятия, удаления, пересадки объектов растительного мира и пользования ими, а также озеленения, охраны среды произрастания объектов растительного мира, повышения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций в целях обеспечения благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды, рационального (устойчивого) использования ресурсов растительного мира. [19]

- Закон Республики Беларусь «О животном мире» устанавливает правовые основы охраны и устойчивого использования объектов животного мира и среды их обитания в целях сохранения биологического разнообразия, предотвращения вреда жизни и здоровью диких животных от вредного воздействия антропогенных факторов, болезней, чрезвычайных ситуаций, неблагоприятных условий окружающей среды и обеспечения способности объектов животного мира удовлетворять экономические, эстетические и иные потребности нынешнего и будущих поколений.[3] - Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» определяет правовые основы функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, являющихся национальным достоянием народа Беларуси, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования. При объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий социально-экологические интересы имеют приоритет над экономическими.[20]Таким образом, можно заметить, что источники природоресурсного права образуют две подсистемы: 1)природоохранительная, 2)природоресурсная. В первую подсистему входит Закон об охране окружающей среды и др. нормативно-правовые акты комплексного правового регулирования. Во вторую входят Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный кодекс и др. 3. Технические нормативные правовые акты в системе источников природоресурсного права

В соответствии со ст. 30 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» государственными стандартами и иными техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды устанавливаются требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, предъявляемые к товарам (работам, услугам), технологическим процессам и соответствующим методам контроля. Государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.[4]

Общую правовую основу разработки и принятия стандартов
и технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды составляют Закон Республики Беларусь
«О техническом нормировании и стандартизации», который регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области, и Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», устанавливающий организационно-правовые основы оценки на соответствие объектов (продукции, процессов, услуг, систем управления качеством и управления окружающей средой) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.[17,18]

Технические нормативные правовые акты согласно Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» представляют собой технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.[18]

В области охраны окружающей среды применяется система государственных стандартов «Охрана природы», определяющих общие правила сохранения и рационального использования природных ресурсов.

К иным техническим нормативным правовым актам в области охраны окружающей среды относятся технические нормативные правовые акты, утверждаемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, на основании которых устанавливаются требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, предъявляемые к технологическим процессам и соответствующим методам контроля. Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к технологическим процессам,могут также содержаться в технических регламентах. Согласно ст. 16 Закона «О техническом нормировании и стандартизации» технические регламенты должны содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента.[16] В техническом регламенте могут содержаться: правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия; правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту; требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов. Требования, содержащиеся в технических регламентах, в соответствии с Законом «О техническом нормировании и стандартизации» могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент.

Требования в области охраны окружающей среды к товарам (работам, услугам), технологическим процессам могут также содержаться и в технических нормативных правовых актах, принятых с целью обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в соответствии с Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». Такие технические нормативные правовые акты принимаются в форме санитарных правил и норм (СанПиН).

Требования в области охраны окружающей среды могут также содержаться и в технических нормативных правовых актах, принятых в развитие градостроительного законодательства, основу которого составляет Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Важнейшей частью градостроительного законодательства являются строительные нормы и правила (СНиП). [9]

 

Заключение

Источниками природоресурсного права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Источники природоресурсного права имеют свои особенности: в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права; они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и тех актов, которые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Совокупность нормативно-правовых форм образует законодательство.

Основополагающим источником природоресурсного права являются Конституция Республики Беларусь от 1994 года.

К важнейшим специальным природоресурсным законодательным актам Республики Беларусь как источникам природоресурсного права относятся Кодекс Республики Беларусь о земле, Водный кодекс Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о недрах,

 

Специальными законодательными актами по охране природных ресурсов, объектов и комплексов, обеспечению экологической безопасности являются законы Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды»,, Закон Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях" от 20 октября 1994 г.

Источниками природоресурсного права в Республике Беларусь признаются кодексы: Уголовный кодекс, устанавливающий ответственность за экологические преступления, Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность соответственно за экологические преступления, административные экологические и дисциплинарные проступки.

Источниками природоресурсного права является огромное количество актов законодательства Республики Беларусь по регулированию природоресурсных, природоохранных и связанных с ними других общественных отношений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: «Беларусь», 2008.

2. Об охране атмосферного воздуха: Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.tamby.info/zakon/zakon-2_2008.htm, 2016 г.

3. О животном мире: Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-3 // текст кодекса с изменениями и дополнениями по состоянию на ноябрь 2007 г.[Электронный ресурс] Режим доступа:

https://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/text54/index.htm, 2016 г.

4. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic62/text810.htm, 2016 г.

5. Водный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// https://ecoinfo.bas-net.by/ecolaw/law/vodny-kodex-rb2014.pdf, 2016 г.

6. Лесной кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pravo.levonevsky.org/by kodeks.htm, 2016 г.

7. Кодекс Республики Беларусь о землег. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pravo.levonevsky.org/by kodeks.htm, 2016 г.

8. Кодекс Республики Беларусь о недрах [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pravo.levonevsky.org/by kodeks.htm, 2016 г.

9. Балашенко, С. А. Экологическое право: учебное пособие / С. А. Балашенко, Д. М. Демичев. – Минск.: Ураджай, 1999.

10. Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро. – Минск: БГУ, 2008

11. Экологическое право: учеб.-метод. пособие для студентов БГУ, обучающихся по неюридическим специальностям / авт.- сост. С. А. Балашенко [и др.]. – Минск: БГУ, 2009.

12. Основы экологического права: учебное пособие / авт.- сост. Л.Г. Мороз [и др.]. – Минск: 1998 г.

13. 13Указ Президента Республики Беларусь от 13 августа 2010 г. № 420 "Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности"[Электронный ресурс] Режим доступа: pravo.newsby.org/belarus/ukaz1/uk031.htm

14. Уголовный кодекс Республики Беларусь[Электронный ресурс] Режим доступа: kodeks.by/ugolovnyj-kodeks-rb/

15. Кодекс Республики Беларусь об ад­министративных правонарушениях[Электронный ресурс] Режим доступа: www.pravo.by

16. О техническом нормировании и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: laws.newsby.org/documents/laws/law0506.htm

17. Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: laws.newsby.org/documents/laws/law0505.htm

18. Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [Электронный ресурс] Режим доступа:pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/text34/index.htm

19. Закон Республики Беларусь «О растительном мире» от 14 июня 2003 г. № 205-З [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=h10300205&p2=%7BNRPA%7D

20. Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» от 20 октября 1994 г. № 3335-XІІ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_osobo_ohranyaemyh_prirodnyh_territoriyah.htm



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: