ПОНЯТИЕ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»




ПОНЯТИЕ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение нравственных и правовых основ жизнедеятельности личности в обществе определяют меру ее возможного и должного поведения, позволяют ей осознать свои права и способы их реализации, а также понять сложные взаимоотношения между людьми и социальными институтами. Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой. Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления − психологии девиантного поведения. В настоящее время педагоги-психологи, социальные педагоги, дефектологи, психоневрологи, педиатры проявляют повышенный интерес к проблеме девиантного поведения детей и подростков, так как, по статистике, случаи проявления девиантных форм поведения участились, и данная проблематика стала касаться большего количества детей и подростков. Для предотвращения развития девиантных форм поведения или их приостановления необходимо иметь ясное представление о нем и уметь распознавать его на ранней стадии развития. Решение проблемы девиантного поведения способствует духовному и нравственному развитию общества. Несовершеннолетние, имеющие девиантные формы поведения, не умеют самостоятельно регулировать свою жизнедеятельность и организовать своё время, у них не развито смыслообразование и целеполагание, не сформировано ценностное отношение ко времени. С учетом индивидуальных особенностей, а также склонностей и негативного социального опыта, повышается риск возникновения более сложного и социально опасного вида девиантного делинквентности.-поведения Поэтому следует особое внимание уделить профилактической работе с детьми и подростками, имеющими девиантные формы поведения. В работе с детьми и подростками, имеющими девиантные формы поведения, важно не только глубоко разбираться в основных понятиях девиантологии, вариантах проявления и последствиях девиантного поведения. Специалисту, работающими с «трудными» детьми и подростками, необходимо владеть диагностическим психолого-педагогическим аппаратом, который целесообразно использовать с целью изучения личностных особенностей несовершеннолетних, чтобы понять возможные причины отклонений в их поведении, наметить пути коррекционно-развивающей и воспитательной работы.

ПОНЯТИЕ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

К основным вариантам социального поведения в современной психологической науке и социологии относят:

1. Нормальное поведение («нормативное», «стандартное») – соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.

2. Маргинальное (пограничное) поведение – находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.

3. Нестандартное («ненормативное») поведение – выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей. Проявляется в двух основных формах: - креативное (творческое) поведение – реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, но в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих; - девиантное (отклоняющееся) поведение – непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.

4. Патологическое поведение – отклоняющееся от медицинских норм, проявляющееся в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. Девиантное (отклоняющееся) поведение — устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям. Так, например, по мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение – это «такое поведение, которое идет вразрез с ожиданиями социальных институтов, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы». Поскольку девиантным признается поведение, не соответствующее социальным нормам и ожиданиям, а нормы и ожидания различны не только в разных обществах и в разное время, но и у различных групп в одном обществе в одно и то же время (правовые нормы и «воровской закон», нормы взрослых и молодежные нормы, и т.п.), понятие «общепринятая норма» весьма относительно. Следовательно, относительно и девиантное поведение.

Девиантное поведение – это поведение, не соответствующее нравственным, социальным, правовым нормам и требованиям общества, а также специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Ту или иную форму поведения классифицируют как отклоняющуюся, когда это поведение отвечает основным специфическим признакам: Стойко повторяющееся поведение (многократное или длительное).

Отклоняющееся поведение сопровождается различными проявлениями дезадаптации.

Поведение не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. Отклоняющееся поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям (разрушительное). Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми.

Поведение рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может сочетаться с последними. Личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье — предболезнь — болезнь». Личность, имеющую девиантные формы поведения, характеризуют: - Духовные проблемы – отсутствие или утрата смысла жизни, несформированные нравственные ценности, редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность), внутренняя пустота, блокировка самореализации. - Деформации в ценностно-мотивационной системе личности – девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, фрустрированность потребностей, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты. - Эмоциональные проблемы (тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций). - Проблемы саморегуляции – нарушение способности ставить цели и добиваться их достижения; неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный самоконтроль, низкая рефлексия, малопродуктивные механизмы выхода из стресса, низкие адаптивные возможности, дефицит позитивных ресурсов личности. - Когнитивные искажения – дисфункциональные мысли, стереотипы мышления, ограниченные знания, мифы, предрассудки, неадекватные установки. - Негативный жизненный опыт – отрицательные привычки и навыки, девиантный опыт, ригидные поведенческие стереотипы, психические травмы, опыт насилия.

К девиантным стратегиям отношения к себе и окружающим у подростков, имеющих девиантные формы поведения, относятся:

1. Самовозвеличивание (испытание своей личной «особенности», демонстрация исключительности или же особой ценности своей персоны, конкурентноспособность, принижение других, борьба за власть, терроризирование остальных и контроль над ними). 2. Манипулирование добровольной заботой («Ты должен это мне»; «Докажи, что ты любишь меня»; «Я буду хорошим, если ты...»; «Пусть другие сделают это»; «Помоги мне, беззащитному, несчастному ребенку»).

3. Уход от ответственности и ее отрицание («Ты заставил меня сделать это»; «Это их вина»; «Ты не имеешь права говорить мне, что делать»).

4. Мщение (провокационное поведение, преднамеренное травмирование, подрывное трусливое неповиновение; разговоры вроде таких: «Я взорву,.. нанесу вред себе,.. уничтожу,..»; «Я заставлю всех быть настороже, вы потом пожалеете).

5. Выработка и сохранение параноидального взгляда на мир («Они заставили меня сделать это, они придираются ко мне». А также: жалобы вместо преодоления проблем; сужение проблемы вместо ее понимания). Любое поведение подчинено общей цели − сохранению личностной и социальной идентичности. В личностном плане − это непременное конструирование своего положительного образа, в социальном плане − непременная принадлежность некоей социальной тождественной группе. Любой поведенческий акт направлен на то, чтобы чувствовать свою важность и значимость. Каждый человек пытается достигнуть этих целей. Проблема девиантности в том, что субъект выбирает для самоутверждения деструктивные способы реализации своих мотивационных целей. Нарушая дисциплину, демонстрируя деструктивные способы поведения, дети и подростки часто хорошо осознают, что ведут себя 8 неправильно, но могут не осознавать, что за этими нарушениями стоит одна из четырех мотивационных целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Следует отметить, что термин «отклоняющееся поведение» может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле – после 9 лет. Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребенка просто отсутствуют, а самоконтроль осуществляется в большей степени с помощью взрослых. К 9-10 годам ребенок способен самостоятельно следовать социальным нормам. До 5 лет негативное поведение рассматривают как одно из проявлений незрелости, невротических реакций или нарушения психического развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: