Новые принципы музыкального мышления. Хор, гимн, романс, ария, опера, соната, симфония, реквием, концерт, оратория




Последние десятилетия развития музыки обнажили одну из ведущих духовных ее сторон, возможно, даже определяющую - ее динамизм. Бесспорно, вступая как древним, так и современным африканским и азиатским культурам в воплощении остроты и силы непосредственно чувственного, телесного движения (темпа, ритма, метра), музыка как бы сублимировала эти свойства и перенесла их в область внутреннего, духовного, тем самым прибавив музыкальной мысли никогда и нигде не слыханную раньше энергию, пламенность. Накал этого духовного горения и есть почти перманентное "новое" в истории западной музыки.

Стремительность эволюции музыкального мышления в нашу эпоху - общепризнанный факт, который не нуждается в доказательствах. Вся же музыка XX-ХХІ веков представляется грандиозным катаклизмом, который потрясает сами основы традиционного музыкального мышления. Смежные короткие звенья в длинной цепи изменений очень подобны одна с другой, несмежные кажутся уже и не принадлжещаими к одной цепи. Возобновление и новаторство стали нормой, повторение за учителем - или едва не глупым тоном. Новаторство давно переступило не только все прежние пределы музыки, но и временами пределы музыки вообще.

На доступных для обзора для нас пространствах прошлой музыкальной истории Европы мы можем найти всего два-три эпохальные события:

Превращения сформированного пения и игры на инструментах в "мусик" (техне) - в искусство выражения мира культурного человека (то есть, в сущности, возникновение нашей музыки).

Превращение музыки в искусство выражения чисто духовного в противовес как "телесной", так и "космической" музыке древнего языческого мира.

Первую из названных событий можно условно датировать концом первой половины I тысячелетия до н.э., второе - первыми веками н.э.

Близко по значению стоит к этим двух событий установления многоголосия, в качестве основы музыки около IX-XII в. (какое можно истолковать как музыкальное выражение духовного единения индивидуумов).

Каждая из таких эпохальных событий переводит музыку на новую, более высокую степень эволюции и дает тем самым принципиально другую, новое качество. Невзирая на неминуемую постепенность (в узких исторических рамках) становления нового качества, несомненно, наличие особенного рода критической ситуации, которая должна чувствоваться современниками как музыкальное "землетрясение" с зловеще ползучими, непонятными черными тенями на небе. Отсюда особенная острота критики дежурной "новой музыки" в поворотные периоды, особенная острота противоборства мыслей за и против новаторства.

Трудно подыскать в известной нам истории музыки другой период, который более отвечал бы ситуации именно катаклизму, чем ХХ век. Конечно, все-таки не исключено, что наши представления о масштабах и значениях нововведений XX века преувеличены, но еще более вероятно, что эти представления, напротив, уменьшенные и даже совсем еще не охватывают грандиозность событий, которые происходят. Не удаваясь в подробности аргументации, мы хотели бы выразить свое впечатление о нынешней ситуации музыки: мы имеем дело с кризисом такого масштаба, который касается не только музыкального мышления последнего времени, - XVII-XIX в., но помечает конец огромного исторического периода от начала письменной истории к ХХ столетию включительно. Вместе с тем новое в современной музыке, особенно второй половины ХХ века, показывает не просто последующее развитие старых традиций, а выход за их пределы

Современная музыка имеет разветвленную структуру. Да, в современной развитой музыкальной культуре творчество представлено многими разновидностями, которые могут быть дифференцированы за разными признаками.

По типу содержания: лирическая, эпическая, драматичная, а также героическая, трагическая, юмористическая и т.д.; в другом аспекте - серьезная музыка и легкая музыка.

За исполнительским назначением: вокальная и инструментальная; в другом аспекте - сольная, ансамбльная, оркестровая, хоровая, смешанная (с возможным последующим уточнением составов: например, для симфонического оркестра, для камерного оркестра, для джаза и так далее).

За синтезом с другими видами искусства и за словом: театральная музыка, танцевальная музыка, программная инструментальная, мелодрама (чтение под музыку), вокальная со словами.

Музыка вне синтеза - вокализы (пение без слов) и "чистая" инструментальная (без программы). В свою очередь, первая разделяется на зрелищную и концертную, вторая - на бытовую и обрядовую. Каждая из четырех разновидностей жанровых групп может быть дифференцирована и дальше.

Стремительность эволюции музыкального мышления в нашу эпоху - общепризнанный факт. Возобновление и новаторство стали нормой, повторение за учителем - или едва не глупым тоном. Трудно подыскать в известной нам истории музыки другой период, который более отвечал бы ситуации именно катаклизму, чем ХХ столетие. Вместе с тем новое в современной музыке, особенно второй половины ХХ века, показывает не просто последующее развитие старых традиций, а выход за их пределы. Современная музыка имеет разветвленную структуру, возникают новые виды музыкальных произведений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: