Система оплаты труда в Республике Беларусь




 

2.1. Правовая база и гарантии в сфере оплаты труда в Республике Беларусь

 

 

Нормативно-правовое обеспечение бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда регулируется соответствующими зако­нами Республики Беларусь, указами Президента, различными поло­жениями и инструкциями.

Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой представителей 8 июня 1999 г., одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г. и подписан Президентом Республики Беларусь 26 июля 1999 г. (в ред. Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 № 51-З), устанавливает основные права и обязанности работника и работодателя, понятие трудового договора и порядок его заключения и расторжения, понятие рабочего времени и времени отдыха.

Гражданский кодекс Республики Беларусь, принят Палатой представителей 28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г.

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 № 3321-XII (ред. от 26.12.2007 N 302-З), определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15.06.2006 № 125-З (ред. от 29.12.2009 N 73-З), обеспечивает правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы.

Закон Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» от 29.02.1996 № 138-XIII (ред. от 06.01.2009 N 6-З), определяет плательщиков обязательных страховых взносов, объект для начисления обязательных страховых взносов, а также размеры обязательных страховых взносов.

Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 (ред. от 28.05.2008 N 9) «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», определяет порядок и условия заключения трудовых договоров, контрактов, дополнительные условия стимулирования труда, меры дисциплинарной ответственности и др.

Декрет Президента Республики Беларусь от 15.02.2002 № 3 «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы».

Декрет Президента Республики Беларусь от 27.03.1997 № 10 (ред. от 23.01.2009 № 2) «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.1998 № 937 (ред. от 28.01.2009 № 103) «О мерах по совершенствованию организации оплаты труда в отраслях экономики».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.04.2007 № 529 (ред. от 28.01.2009 № 103) «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам оплаты труда».

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.04.2010 № 60 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей и признании утративших силу некоторых постановлений министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и их отдельных положений». Данная инструкция определяет механизм дифференциации и регулирования тарифной части заработной платы работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Тарифная часть заработной платы работников состоит из тарифных ставок рабочих, должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих, фиксированных должностных окладов служащих.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 (ред. от 30.10.2007 № 136) «Об утверждении Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)». ЕТКС регулирует вопросы тарификации труда рабочих.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.02.2002 № 13 (ред. от 22.06.2007 № 88) «Об утверждении перечня дополнительных выплат стимулирующего и компенсирующего характера, на которые начисляется премия».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.11.1999 № 1748 (ред. от 25.07.2002 № 1003) «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда».

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18.10.2000 № 110 «Об установлении примерной формы записки об отпуске».

Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (ред. от 12.06.2009 № 71) «Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка». Данный нормативный документ определяет порядок исчисления среднего заработка, сохраняемого за время отпусков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством, применение поправочных коэффициентов при исчислении среднего заработка, а также периоды, исключаемые при исчислении среднего заработка.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 № 1290 (ред. от 31.03.2009 № 397) «Об утверждении Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам». Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам определяет условия назначения пособий, размеры и порядок их исчисления, а также порядок назначения и выплаты пособий.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (ред. от 31.03.2009 № 397) «Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах"».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297 (ред. от 26.12.2009 № 1710) «Об утверждении Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В Положении определяется порядок уплаты страхователями по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию "Белгосстрах" страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 27.12.1999 № 155 «Об утверждении примерной формы трудового договора».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180 (ред. от 01.06.2000 № 787) «Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником».

Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 09.03.1998 № 30 (ред. от 13.01.2009 № 4) «Об утверждении Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников». В данной инструкции установлен порядок заполнения трудовых книжек, занесения сведений о работнике, работе, награждениях и поощрениях, назначении пенсии и др.

Таким образом, наличие широкого спектра нормативных и законодательных актов в области оплаты труда позволяет регулировать трудовые и связанные с ними отношения, защищать права и интересы работника.

 

2.2 Тенденции заработной платы в Республике Беларусь

 

В Беларуси за 15 лет реальная заработная плата увеличилась почти в 5 раз. За этот период реальная зарплата в России, Казахстане и Украине повысилась в 3 раза. С 2000 по 2009 год реальные денежные доходы населения возросли почти в 3 раза. Разница в доходах 10% наиболее обеспеченного и 10% менее обеспеченного населения в Беларуси составляет до 5,9 раза. В Российской Федерации этот показатель превышает 15 раз, в США - примерно 16 раз, в Германии - около 7 раз, во Франции - около 9 раз.

Поступательно повышается уровень благосостояния жителей Беларуси. Уровень малообеспеченного населения (со средними доходами ниже бюджета прожиточного минимума) в 2000 году равнялся 42%, в 2005-м - 13%, а в 2009-м - 5,4%.

Наиболее высокий уровень оплаты труда сложился в октябре нынешнего года на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности химической промышленности и черной металлургии. Это в 1,6-1,4 раза выше, чем в среднем по промышленности.

По оперативным данным Белстата, в строительных организациях в августе 2010 года средняя зарплата составила Br1 млн. 786,9 тыс. (на 38,9% выше, чем в среднем по республике).

По данным государственной статистической отчетности, в Беларуси на 1 октября 2010 года просроченная задолженность по заработной плате (по перечню обследуемых организаций) составила Br1 млрд. 279,9 млн. - 0,03% от фонда заработной платы по республике за август 2010 года.

С 1 ноября тарифная ставка первого разряда, от которой зависят оклады бюджетников, повысилась почти на 30 тысяч. Вместо 90 тысяч рублей теперь она равняется 118 тысячам. В 2010 году ставку поднимали уже дважды: в январе (с 77 до 81 тысячи рублей) и в июне (до 90 тысяч рублей). Очередной рост тарифной ставки первого разряда позволит повысить заработную плату работникам бюджетной сферы в среднем на 30 процентов (135 тысяч). Причем зарплата работников бюджетной сферы, тарифицируемых с 1-го по 12-й разряд, теперь превысит минимальный потребительский бюджет.

Надбавки к тарифным ставкам (окладам), в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты от 24.09.2010 года № 129, получат специалисты, которые имеют квалификационные категории.
За высшую квалификационную категорию – 30 процентов от оклада, за первую категорию – 20 процентов, за вторую – 15 процентов. Всех, у кого в названии должности присутствует слово «ведущий», также получает 30-типроценую надбавку.

Размер минимальной заработной платы (МЗП) увеличился в полтора раза. В Беларуси с 1 ноября месячная МЗП составит 400 тысяч рублей, а часовая – 2360 рублей. Увеличение МЗП выгодно в первую очередь низкооплачиваемым категориям работников, повышается их социальная защищенность.
С начала 2010 года постановлением правительства Беларуси минимальная заработная плата была установлена в размере 258 600 рублей. Поскольку индекс потребительских цен за сентябрь к январю текущего года превысил пятипроцентный порог, МЗП за сентябрь проиндексирована на 5,9 процента и составила 273 860 рублей. А с 1 ноября Указом Президента Беларуси минимальная заработная плата повышается до 400 тысяч рублей.

С 1 января 2011 года размер МЗП снова изменится. В целом стоит задача приблизить уровень минимальной заработной платы в Беларуси к уровню минимального потребительского бюджета.

Размер минимального потребительского бюджета (МПБ) с 1 ноября вырос. С 1 августа по 30 октября среднедушевой МПБ семьи из четырех человек в расчете на месяц составлял 448 520 рублей, то теперь он увеличился на 2,5 процента до 459 620 рублей. В первую очередь повышение этого социального норматива интересно тем, кто рассчитывает на льготные кредиты и субсидии на строительство, реконструкцию или приобретение жилья. Ведь в большинстве случаев на льготный кредит могут претендовать лишь те, чей доход не превышает определенного количества МПБ.

В целом минимальный потребительский бюджет – это та сумма, которая нужна, чтобы приобрести товары и услуги для «удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека». Основной статьей расходов среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек по-прежнему остаются продукты питания. На них приходится 54 процента МПБ. На одежду, белье, обувь предполагается тратить 19 процентов бюджета. Оплата жилья и коммунальных услуг - 9,8 процента, бытовые услуги, транспорт, связь – 6,1 процента. А на предметы санитарии, гигиены, лекарственные средства остается всего 1,9 процента МПБ.

Утверждены также среднедушевые минимальные потребительские бюджеты молодой семьи из трех человек – 473 920 рублей, трудоспособного населения – 575 960, пенсионеров – 478 250. Для студентов этот социальный норматив составляет 437 430 рублей, для детей в возрасте до 3 лет – 364 120, детей в возрасте от 3 до 6 лет – 443 910, детей в возрасте от 6 до 18 лет – 514 890 рублей.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения с 1 ноября увеличился на 3,1 процента до 283 050 рублей. Соответственно выросли размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей. БПМ также используется при определении права на получение адресной социальной помощи. Кроме того, увеличены социальные пенсии, а также надбавки и повышения, установленные к пенсиям отдельных категорий пенсионеров.

Таким образом, рост заработной платы позволяет строить благоприятный прогноз о состоянии белоруской экономики. Тенденция роста носит постоянный и систематический характер.

 

 

2.3.Совершенствование системы оплаты труда в Республике Беларусь

 

 

В Беларуси система оплаты труда регулируется в рамках социально направленной политики государства достаточно жестко. Под регулирование подпадают как государственные, так и частные предприятия. Таким образом, частный бизнес лишается права самостоятельно распоряжаться собственными финансами. Как следствие регулирования – в стране постепенно происходит снижение дифференциации в оплате труда. Однако такой подход не способствует стимулированию производительности труда, заинтересованности работников и руководителей в улучшении финансово-экономических показателей работы предприятий, повышению общей деловой активности в стране.

Из выше проведенного анализа можно предложить следующие рекомендации по изменению существующей в Беларуси системы оплаты труда:

− пересмотреть регулирование системы оплаты труда для коммерческих негосударственных предприятий, предоставить им больше свободы в установлении ставок заработной платы исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры и собственных целей;

− установить, что единая тарифная сетка носит рекомендательный характер, в особенности для частных предприятий;

− отменить ограничение по отнесению затрат, связанных с премированием, на себестоимость в отношении коммерческих организаций, не пользующихся

поддержкой государства;

− пересмотреть и упростить законодательство в сфере оплаты труда, сократить количество находящихся в обращении законодательных актов и устранить внутренние противоречия в них;

− усилить роль нанимателей в переговорном процессе по определению заработной платы работников;

− правительству не корректировать трудовое законодательство без согласования с социальными партнерами;

− приблизить тарифную ставку первого разряда до уровня минимального потребительского бюджета с тем, чтобы она стала действительным минимумом оплаты труда. [5, с. 3-10]

Разберем подробнее недостатки и возможные меры совершенствования

применяемых методов регулирования заработной платы.

Устанавливаемый минимум заработной платы не играет существенной роли в организации оплаты труда. Все изменения в тарифной системе проводятся по мере изменения ставки первого разряда,которая и является низшей границей оплаты труда. Поэтому правомерно перейти к установлению минимальной заработной ставке по ставке первого разряда, дифференцировав ее повышение в зависимости от имеющихся источников обеспечения.[7, с. 44-90]

В целях эффективного использования трудовых ресурсов и усиления мотивации труда ставку первого разряда целесообразно установить за один час работы. Часовая минимальная заработная плата как социальный норматив применяется во многих странах с рыночной экономикой.

С переходом экономики Республики Беларусь на рыночные методы хозяйствования изменился порядок формирования фонда оплаты труда, размер которого определяется преимущественно собственными денежными средствами. Такие изменения в организации оплаты труда привели к полярности размеров заработной платы по отраслям народного хозяйства и по сельскохозяйственным преприятиям нашей республики. Уровень заработной платы работников сельского хозяйства значительно ниже чем в других производственных отраслях народного хозяйства.

Рассмотрим основные причины низкой заработной платы на примере сельскохозяйственного предприятия.

В результате анализа взаимосвязей между макро- и микроэкономическими показателями при сравнении результатов работы отраслей народного хозяйства выявлены следующие основные причины и факторы, вызывающие снижение оплаты труда работников сельскохозяйственного производства:

-действие неодинаковой ценовой политики на продукцию промышленности и сельского хозяйства, в результате которой возникла проблема диспаритета цен и уменьшение внутренних источников воспроизводства;

-низкий уровень экономической работы, влияющий на перерасход материальных и трудовых ресурсов и уменьшающий доходность предприятий сельского хозяйства;

-отсутствие приемлемой методики формировании фонда оплаты труда с учетом обеспечения минимальных гарантий заработной платы работников;

-применение принципов стимулирования труда, не учитывающих наличие денежных ресурсов и не способствующих эффективному конкурентоспособному производству в рыночных условиях хозяйствования.

В настоящее время мировая экономика находится в послекризисной ситуации, что не может не оказывать влияния на рынок труда. Повсеместно наблюдается существенный спад экономической деятельности, соответственно, компании стараются сократить свои издержки, в т.ч. на оплату труда. Не является исключением и Республика Беларусь. Несмотря на то, что наша страна интегрирована в мировую экономику достаточно слабо, последствия финансового кризиса наблюдаются и в ней. И хотя они не такие серьезные, как в других государствах, перед многими коммерческими организациями встал вопрос сокращения расходов.

Сама динамика рынка требует того, чтобы оплата труда напрямую зависела от того, как предприятие работает на рынке, как оно наращивает объемы продаж конкурентоспособной продукции, снижает издержки. Повышение средней заработной платы будет возможно лишь в случае роста объёмов производства, а также успешной реализации произведенной продукции. Дополнением к основной оплате труда, как уже отмечалось, должна быть продуманная система материального стимулирования в виде премирования за конечные результаты деятельности структурного подразделения и предприятия в целом, а также поощрения (не только в денежной форме) особо отличившихся работников.

Безусловно, необходимо стимулировать высокую квалификацию (классность), стаж работы, качества и сроки выполнения важнейших работ (скажем, уборка урожая, сев, заготовка кормов), снижение трудоемкости продукции и работ.

Наиболее важным этапом совершенствования государственного регулирования заработной платы является формирование эффективной системы тарифной оплаты труда.

Тарифная система лежит в основе оплаты труда наемных работников в большинстве стран мира, в том числе в Республике Беларусь, где она является основным инструментом государственного регулирования заработной платы и призвана обеспечить оптимальную ее дифференциацию в зависимости от сложности труда, его условий и значимости для экономики страны и общественной жизни в целом. [19, с.35-44]

К основным недостаткам, присущим современной тарифной системе оплаты труда, относятся: низкий уровень тарифных ставок, чрезмерное число тарифных разрядов (27 вместо 18 согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ)), завышенный диапазон тарифных коэффициентов (1:7,84 вместо 1:5 согласно рекомендациям МОТ); неравномерность и прогрессивное убывание тарифных коэффициентов.

Не смотря на это, единая тарифная система использовалась для регулирования заработной платы в течение семнадцати лет. В первые годы после введения она, безусловно, играла положительную роль, позволяя быстро регулировать заработную плату в зависимости от роста цен на потребительские товары. С ее изначальными недостатками можно было мириться во время резкого спада и, по инерции, в период относительной стабилизации экономики. Применяемая в республике тарифная система не в полной мере отвечает научным принципам организации оплаты труда и практическим задачам ускоренного инновационного развития, она в определенной мере даже сдерживает его.

 

Таким образом, неэффективность тарифного регулирования оплаты труда в РБ очевидна. Действующие тарифные условия не способствуют выполнению заработной платой ее основных функций: воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 марта 2009 г. №40 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки Республики Беларусь», вступившие в силу с 1 сентября 2009 г., предусматривает ряд шагов по совершенствованию тарифной оплаты труда. Однако предлагаемые указанным постановлением меры вряд ли позволят существенно упорядочить ее организацию в республике. Расширяя права нанимателей в вопросах дифференциации заработной платы работников коммерческих организаций и ни индивидуальных предпринимателей, они не затрагивают бюджетную сферу. Необходимы радикальные изменения в механизме регулирования оплаты труда в республике, связанные с отказом от ЕТС и переходом к отраслевым тарифным системам.

Общенациональная тарифная система оплаты труда, базирующаяся на современных принципах разработки тарифных условий, выработанных с учетом мирового опыта и рекомендаций Международной организации труда, в обновленном виде должна сохраниться в качестве государственных гарантий в оплате труда, которые следует принимать во внимание при заключении коллективных соглашений и договоров. Предприятия же должны использовать отраслевые тарифные системы и иметь возможность их модифицировать с учетом своих производственных и экономических особенностей. В пользу отраслевых тарифных систем свидетельствует не только история развития советских тарифных систем, но и мировой опыт. Реформирование тарифной системы оплаты труда, основанное на радикальном отказе от ЕТС, уже осуществляется в Российской Федерации с 1 декабря 2008г.

Немаловажно, что при построении тарифных систем оплаты труда учитываются рекомендации по со­ставу факторов:

• квалификация - профессиональные знания и опыт, необходимые работ­нику для выполнения трудовых функций;

• нагрузка - сложность ситуаций или решаемых задач, срочность выполня­емой работы и необходимый уровень коммуникаций;

• ответственность - за материальные ценности, здоровье и жизнь людей, результаты своего труда или труда других;

• условия труда — санитарно-гигиенические и тяжесть

В связи с этим отметим, что в Республике Беларусь в рамках инновационного проекта Научно-исследовательским институтом труда Министерства труда и социальной защиты уже разработан проект гибкой отраслевой тарифной системы оплаты труда для организаций здравоохранения. [23, с.26-34]

Однако внедрение такой модели в здравоохранении и в других отраслях бюджетной сферы потребует серьезного увеличения бюджетного финансирования, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса весьма проблематично. Ведь если факторы тарифной дифференциации заработной платы объективно ко­ренятся в самом процессе труда, то масштабы этой дифференциации для организа­ций бюджетной сферы объективно предопределяются экономическими возможно­стями государства, а для организаций реального сектора экономики - их собствен­ными экономическими возможностями.

За годы перехода к рыночной экономике в организации оплаты труда и ее структуре произошли существенные изменения. Существует и другая точка зрения, сторонники которой, считают, что расширение прав предприятий в организации оплаты труда и ее соответствие собственным средствам, снятие ответственности за низкий размер заработной платы на государственном уровне отрицательно повлияло на стимулирование труда работников предприятий, в частности и на сельскохозяйственные, структуру фонда оплаты труда. Рост фонда оплаты происходил в основном за счет повышения тарифных ставок, должностных окладов, необходимость которых была вызвана инфляцией. При этом по мере роста инфляции более быстрыми темпами происходило повышение тарифной части заработной платы по сравнению с премиями и вознаграждениями за результаты труда и производства. [7, с. 44-90]

В последнее время экономически активная часть белорусского общества высказывает мнение о необходимости отмены действующей системы дифферен­циации и регулирования тарифной части заработной платы работников. Основными аргументами данной позиции являют­ся желание самостоятельно определять размер заработной платы работников, а также включать в себестоимость продук­ции (работ, услуг) весь размер расходов на оплату труда. [3, с. 20-25]

Граждан Республики Беларусь в случае отмены ЕТС ждет следующее — у одних размер заработной платы будет расти, другие будут лишены гарантий, сущест­вующих при нынешнем механизме регу­лирования.

На данный момент минимальный размер зара­ботной платы работников ограничен не только размером минимальной заработной платы, но и размером тарифной ставки 1-го разряда, уста­навливаемым для оплаты труда работников орга­низаций, финансируемых из бюджета и пользую­щихся государственными дотациями, т.к. размер тарифной ставки 1-го разряда коммерческих ор­ганизаций и индивидуальных предпринимателей должен быть не ниже размера, установленного для оплаты труда вышеуказанных работников. Следовательно, при заключении трудового дого­вора работнику гарантируется оплата не ниже тарифной ставки 1-го разряда, умноженной на тарифный коэффициент, соответствующий его тарифному разряду.

Существует мнение, что при отмене ЕТС граждане Республики Беларусь столкнуться с отсутствием социальной справедливости при определении размеров оплаты труда, когда размер заработной платы не будет соответствовать квалификации работника. Кроме того, следует опасаться противоправных действий со стороны нанимателей, которые сознательно будут идти на сокрытие реальных размеров заработной платы работника, производя ему выплаты, значительно занижая их по сравнению с предварительной договоренностью, достигнутой трудовым договором. При рассмотрении подобных споров судам будет значительно труднее, а порой и вовсе невозможно определить, на какой размер заработной платы работник вправе рассчитывать за проделанную работу или отработанное время.

Таким образом, с одной стороны решится проблема снижения межотраслевой дифференциации в оплате труда работников, но с другой стороны в результате таких изменений работник будет чувствовать себя менее защищенным.

Ограничения, предусмотренные за­конодательством, касаются только мини­мальных размеров заработной платы, мак­симальным размером заработная плата работников не ограничена. Наниматели, относящиеся к коммерческим организа­циям и не пользующиеся государствен­ными дотациями, вправе самостоятельно устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. дополни­тельные выплаты стимулирующего и ком­пенсирующего характера, на основании коллективного договора, соглашения, а также трудовых договоров со своими ра­ботниками.

Добиться удобной для нанимателя диф­ференциации в оплате труда работников одинаковой квалификации, но различной производительности можно путем:

-увеличения тарифных ставок (долж­ностных окладов), предусмотренных Декре­том Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и испол­нительской дисциплины», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. № 1748 «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда», а также другими нормативными пра­вовыми актами;

-внедрения эффективной системы премирования работников за производственные показатели;

-установления надбавок за профессиональное мастерство, классность, высокие достижения в труде, сложность и напряженность работы, за высокий уровень квалификации

-установление доплат для отдельных работников, выполняющих работу с совмещением профессий (должностей) с расширенной зоной обслуживания, при выполнении обязанностей временно отсутствующего работника, при руководстве бригадой, при работе с тяжелыми (вредными) или особо тяжелыми (особо вредными) условиями труда, в случае сезонного увеличения работы, а также в других случаях. [3, с. 20-25]

 

 

Заключение.

 

Правительства большинства стран оставляют за собой право и часто используют законодательные ограничения в регулировании рынка труда и, в частности, оплаты труда. Однако степень такого участия различается по странам. В основе различий лежат социальные, политические и экономические факторы, законодательные традиции. Во многом степень участия государства в принятии решений относительно оплаты труда зависит от траектории предшествующего развития страны.

Главным направлением социально-экономического развития Республики Беларусь является построение социально ориентированной рыночной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии её неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоёв населения, социального партнёрства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

Для решения поставленных задач Республика Беларусь обеспечивает реализацию Программ социально-экономического развития. Наша страна не только достигает выполнения прогнозируемых показателей, но и перевыполняет их.

В тоже время в Беларуси система оплаты труда регулируется в рамках социально направленной политики государства достаточно жестко. Под регулирование подпадают как государственные, так и частные предприятия. Таким образом, частный бизнес лишается права самостоятельно распоряжаться собственными финансами. Как следствие регулирования – в стране постепенно происходит снижение дифференциации в оплате труда. Однако такой подход не способствует стимулированию производительности труда, заинтересованности работников и руководителей в улучшении финансово-экономических показателей работы предприятий, повышению общей деловой активности в стране.

Республика Беларусь выбирает свой путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: