Причины переселения крестьян на территорию Казахстана




Если до середины XIX века Казахстан преимущественно заселяли военное сословие и казачество России, то со второй половины этого столетия ситуация меняется коренным образом. Начинается невиданное ранее массовое переселение российских крестьян на территорию края.

Существовал ряд причин, способствовавших массовому крестьянскому переселению на территорию Казахстана. Во-первых, в 1861 году в России было отменено крепостное право. Крестьяне были освобождены от крепостной зависимости. Но они в массе своей оказались безземельными или малоземельными. Это вызвало волну крестьянских выступлений. Чтобы снять накал крестьянских бунтов, царское правительство решило организовать их массовое переселение на территорию Казахстана и Сибири. Во-вторых, Российская империя решила создать себе из переселяемых крестьян надежный оплот на территории края. Беспрерывная череда восстаний казахов вынудила самодержавие пойти на эти меры. В-третьих, путем переселения крестьян царизм думал и о переводе казахов на оседлый, земледельческий образ жизни. В этом случае высвобождалось большое количество земли. К тому же появлялась прекрасная возможность для лучшего контроля за номадами. В-четвертых, со стороны царской администрации был план проведения через крестьян политики христианизации и русификации местного населения. В-пятых, крестьяне должны были превратить Казахстан в хлебную житницу империи. Казаки, находящиеся на военной службе, не смогли полностью обеспечить продовольствием военные гарнизоны, чиновничье население края. В России распространялись слухи и письма переселившихся крестьян о привольной жизни на новом месте. Они также привели к массовым переселениям на восток, в «зауральскую окраину»

61.Чингизович Чокан Валиханов — потомок старинного султанского рода. Жизнь его (впрочем, как и смерть) полна загадок и интересных фактов, которые могли бы стать сюжетом для потрясающего блокбастера, не менее захватывающего, а может быть, и более интересного, чем "Монгол" или "Кочевник". Возможно, это слишком обыденное сравнение, но вполне достойное для массового восприятия.
Даже если взять только один эпизод — поездку в Джунгарию, — получится настоящая бондиана.
Всего четыре европейца побывали там до Валиханова: в XIII веке — знаменитый Марко Поло, в XVII — монах-иезуит Гаес, во второй половине XIX века — англичанин, имя и судьба которого остались неизвестными, и отчаянный немецкий путешественник Адольф Шлагинтвейт, исчезнувший бесследно в ходе своей дерзкой экспедиции в Центральную Азию. Китайские власти всячески препятствовали проникновению иностранцев в Джунгарию. Любой европеец, оказавшийся в Кашгаре, рассматривался ими как шпион и подвергался смертной казни.
В июне 1858 года Валиханов отправляется в путешествие. В путь Шокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал под вымышленным именем Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой. За полтора месяца достигнув верховий реки Или, купцы провели там месяц, занимаясь торговлей с киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через Тянь-Шань в сентябре оказалось делом нелегким. При переходе через перевалы в высокогорных снежниках и ледниках погибла большая часть баранов, верблюдов и лошадей. Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в город караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску.
Во время пребывания в Кашгаре Валиханов познакомился со многими купцами, чиновниками и другими местными жителями. Ему удалось собрать сведения о населении и дорогах "страны шести городов", как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, ее экономике. Он сумел установить подробности гибели в Кашгаре отважного Шлагинтвейта, которому отрубили голову у городской стены.
12 апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Шокан Валиханов вернулся в Верный. Сохранилась фотография, датированная этим же годом, где Валиханов запечатлен с Достоевским. В руках Валиханова кинжал, подаренный Федором Михайловичем, а на голове — та самая прическа, приобретенная перед походом.

63. Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.

Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.

Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением "Лето" свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю). Значительным импульсом в раскрытии высоких потенций Абая в этот момент стало его общение с ссыльными русскими, с Е.П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. Обращение Абая к русской культуре, испытавшей в XIX в. свой период "бури и натиска" в литературе и искусстве, оказалось тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.

На протяжении 20 лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абая, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школы.

Но Абай как властитель дум вызывает дикую зависть, бешенное озлобление, проявившееся в самых коварных формах. Последние удары судьбы связаны со смертью Абдрахмана и Магавьи. Он отверг лечение недуга и добровольно обрек себя на смерть. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор, на 60 году жизни.

64.

65.

66. В начале XX в. территория Казахстана находилась в составе различных административных центров Российской империи: Степного (Омск, Оренбург), Туркестанского, Астраханского генерал-губернаторств и Закаспийской области (территория расселения адаевцев была передана в 1872 г., после восстания). Ведущей тенденцией социально-экономического развития является все более интенсивное проникновение капиталистических отношений: патриархальные черты общества прикрывают суть капиталистической эксплуатации: «патриархально- родовые отношения при известных условиях проявляют необычайную способность приспосабливаться с своему антиподу, происходит нечто вроде капитализации родовых отношений» (В.Г.Соколовский). Социальные процессы в Казахстане не доросли до серьезных противоречий.

Начало проникновения банковского капитала в Казахстан и создание на его территории кредитной сети относится к концу XIX в. В это время стали распространяться новые формы кредита. Стал развиваться и капиталистический кредит. К началу Первой мировой войны на территории Казахстана, не считая казначейств, осуществлявших простейшие банковские операции, а также 345 кредитных и судо-сберегательных товариществ, действовало 44 банковских учреждения.

Основным банком на территории Казахстана в конце XIX начале XX в. был Государственный.

Филиалы Государственного банка в Казахстане предоставляли основную массу кредитов местной и российской торговой буржуазии. По сумме кредитов на первом месте стояла торговля скотом и мясом, на втором - хлебом, на третьем - «смешанными» товарами (мануфактура - рыба | скот, мануфактуращ рыба - хлеб и другие комбинации товаров).

В годы предвоенного промышленного подъема (1909-1913 гг.) наряду с филиалами Государственного и акционерных - коммерческих банков кредитование торговых и промышленных предприятий осуществляли местные кредитные учреждения - общества взаимного кредита и городские общественные банки. Представляя собой как бы среднее звено в кредитной системе, они обслуживали преимущественно среднюю и мелкую буржуазию.

Среди городских общественных банков Казахстана самыми крупными были Петропавловский, Семипалатинский и Вернинский.

По мере проникновения капиталистических отношений в деревню и аул здесь для мелких товаропроизводителей и сельской буржуазии создавались различные типы учреждений мелкого кредита, главным образом, в форме кредитных кооперативов, поскольку им банковский кредит был малодоступен.

В, начале XX в. значительное развитие на территории Казахстана получили сберегательные кассы.

Образование кредитно-банковской сети на территории Казахстана как части общероссийской кредитной системы и расширение кредитных операций не уничтожило ростовщичество, а только в известной степени ограничило его былое монопольное положение. Капиталистический банковский кредит не достиг ещё такого уровня, чтобы вытеснить разнообразные формы ростовщического кредита и существенным образом повлиять на величину ростовщического процента. Более того, торгово- промышленная буржуазия и кулацко-зажиточная верхушка учреждений мелкого кредита нередко использовали полученные в банках кредиты для ростовщических операций. Характерной особенностью кредитной сети, всех ей звеньев в Казахстане было теснейшее взаимодействие и переплетение капиталистического банковского кредита с различными архаическими формами кредита ростовщического.

Процесс развития кредита и кредитных учреждений в экономике дореволюционного Казахстана был внутренне противоречив. Диалектика этого противоречия состояла в том, что с одной стороны, смыкание банковского капитала с торгово - ростовщическим вело к консервации докапиталистических форм, с другой т к их разложению и распространению капиталистических форм эксплуатации.

Благодаря значительному развитию земледелия, промышленности, городов и переселенческого движения в Казахстане, социальная структура весьма усложнилась. Как предвестники новых социальных отношений появилась торгово- ростовщическая буржуазия, увеличилось численность работающих в различных отраслях горной промышленности, большое количество людей было занято промыслами. Образ жизни характеризуется переходными чертами, в основе которой лежит комплексная хозяйственная деятельность. Нет четко сформировавшихся социальных стартов. Значительным общественным событием XX века стал Манифест от 17 октября 1905г. На многочисленных митингах казахов поднимались вопросы национального характера: прекращения переселения крестьян, передачи земель в собственность казахов, открытия школ, свободы вероисповедания (особенно религиозные и земельные темы). Русская переселенческая деревня осталась безучастной к волнениям, охватившим различные регионы Казахстана.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: