В настоящее время в современной логопедии существуют две классификации нарушений речи: психолого-педагогическая (на основе принципа системного подхода) и клинико-педагогическая (на основе принципа развития). Данные двух классификаций дополняют друг друга и служат общим задачам: определение логопедического заключения, комплектование групп детей с речевой патологией, осуществление системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений (разработана Р. Е. Левиной). Она учитывает, какие компоненты речи нарушены, в какой степени и служит основой для направления детей в логопедические группы соответствующего типа.). Принцип системного подхода. | Клинико-психологическая классификация речевых нарушений (М.Е. Хватцев, О.В. Прадина и др.) В её основе лежит принцип развития. Строится на традиционном для логопедии содружестве с медициной. | ||||
Нарушение средств общения | Нарушения в применении средств общения | Нарушения устной речи | Нарушения письменной речи | ||
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи § Фонетическое нарушение/недоразвитие речи (ФНР) – нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. § Фонематическое нарушение/ недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение произношения одного звука, одной группы звуков или нескольких групп звуков, а также недоразвитие фонематических процессов (фонематического слуха, фонематического восприятия). | Общее недоразвитие речи (ОНР) § I уровня (самый тяжелый): активный словарь резко ограничен и составляет до 8 слов. Ребенок активно использует невербальные средства коммуникации (мимика, пантомимика, жесты). Понимание речи ограничено знакомой ситуацией. Ставится с 1,5 лет. § II уровня: фраза простая, резко ограничена. Предлоги не используются. Понимает только простые инструкции при наличии зрительного контакта. Проявляет интерес к рассказываемым текстам при наличии зрительной опоры. § III уровня: ребенок испытывает трудности при использовании сложных лексико-грамматических конструкций, сложных предлогов (из-за, из-под), словарь может находиться на нижней границе по объему, резко ограничена системная (обобщения) и сложная репрезентативная лексика (антонимы, синонимы, анаграммы). Нарушение звукопроизношения может носить как полиморфный характер, так и мономорфичный. Недоразвиты процессы звукового анализа и синтеза. Проявляет интерес к читаемым текстам при наличии зрительной опоры. § IV уровня (выделен Чиркиной Г.В): сейчас его нет? | § Заикание –нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (подробнее см. клинико-психологическую классификацию). | Нарушение фонационного оформления речи (внешнего). | Нарушение структурно-семантического (внутреннего) оформления речи | Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в многочисленных ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением (Р.И. Лалаева). Виды дислексии: Фонематическая дислексия — связана с недоразвитие фонематического восприятия, фонематического анализа. Аграмматическая дислексия. Мнестическая дислексия — нарушение процессов памяти. Семантическая дислексия — нарушение процессов понимания (механическое чтение). Оптическая дислексия - несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. |
Нарушение голосообразования: § Афония (R49.1) –отсутствие голоса (при возможности говорить шёпотом). § Дисфония (R49.0) –нарушение голоса при заболеваниях гортани, перенапряжении голосового аппарата (охриплость, слабость, фальцет). § Ринофония –носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств функции мягкого неба. Закрытая ринофония. Открытая ринофония. | Алалия (центр Брока) –отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Ковшиков: Моторная алалия– системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Формы моторной алалии: Афферентная. Эфферентная. Сенсорная алалия (зона Вернике) –нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Сенсомоторая алалия. | ||||
Нарушение темпоритмической организации высказывания: § Брадилалия –патологическое замедление темпа речи вследствие затрудненной способности издавать расчлененные звуки, в противоположность брадифразии — замедлению речи, происходящему от ослабленного процесса мышления. § Тахилалия (R 98.6, речь взахлеб) –патологическое ускорение темпа речи. Часто тахилалия сочетается с другими нарушениями речи, например, такими, как баттаризм и полтерн. Баттаризм — нарушение речи, выражающееся в неправильном оформлении фразы из-за нарушения речевого внимания или тяжелых расстройств речи. Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренный темп речи с преобладанием нарушений темпа несудорожного характера. К ним относятся запинки, паузы, спотыкания. § Заикание (R 98.5) – нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата. По типу судорог: Тонический тип судорог: паузы в речи, растягивание звука. Клонический тип судорог: повторение отдельных звуков, слогов, слов. Смешанная форма:наблюдаются обе формы судорог. По причине возникновения: Неврозоподобная форма: выраженный неврологический дефект, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности (ОРГАНИКА). Невротическая форма: типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие; запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического (ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ). | |||||
Нарушение интонационно-мелодической стороны речи: § нарушения темпа и ритма (ускоренный - замедленный, скандированный - растянутый); § трудности восприятия и воспроизведения эмоциональных значений интонации; § нарушения модуляции голоса по силе и высоте; § нарушения мелодической организации высказывания. | Афазия– полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Нейропсихологическая классификация (А.Р. Лурия): Моторные формы: Афферентная моторная афазия. Эфферентная моторная афазия. Динамическая афазия. Сенсорные формы: Акустико-гностическая афазия. Акустико-мнестическая афазия. Семантическая афазия. Другие формы: Прогрессирующая афазия в синдроме дегеративных заболеваний ЦНС. Амнестическая афазия (напоминает акустико-мнестическую). Проводниковая афазия. Подкорковая афазия. Комплексные афазии. | Аграфия– полная несформированность письма или распад навыка письма (у взрослых) при глубоких поражениях мозга. Дизорфография -это стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. (Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.) Дисграфия – частичное специфическое расстройство письма. Логопедический подход (Лалаева Р.И): В основе лежит несформированность определенных операций процесса письма: Акустическая. Оптическая. Аграмматическая. Артикуляторно-акустическая. На фоне нарушения языкового анализа и синтеза. | |||
Нарушение звукопроизносительной стороны речи: § Дислалия (R 80.0)- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка. Формы: Функциональная: обусловленная слабостью нейродинамических процессов. Акустико- фонема тическая:недостаточная сформированность фонематического слуха. Артикуляцторно- фонема тическая:несформированность операций отбора фонем по их артикуляционным параметрам (заменяет звук на более простой по артикуляции). Артикуляторно- фоне тическая: дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляционными позициями. Механическая (органическая):отклонения в строении периферического речевого аппарата (зубы, челюсти, язык, нёбо). Аномалии зубо-челюстной системы: диастемы между передними зубами. Отсутствие резцов или их аномалия. Неправильное положение верхних или нижних резцов или соотношения между верхней и нижней челюстью (дефекты прикуса). § Ринолалия– нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Для ринолалии характерен назализированный тембр голоса. Формы: Открытая – ротовые звуки приобретают назальность. Закрытая - образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Передняя закрытая - при непроходимости носовых полостей. Задняя закрытая – уменьшение носоглоточной полости. М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска выделяли смешанную форму ринолалии. § Дизартрия– нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Классификации. По степени выраженности: Анартрия. Выраженная дизартрия. Стертая дизартрия. С учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О.В. Правдина и др). Бульбарная. Псевдобульбарная. Экстрапирамидная (подкорковая). Корковая (признается не всеми авторами). Мозжечковая. По степени понятности речи для окружающих (G.Tardier). Первая – самая легкая. Вторая – нарушения заметны, но речь понятна. Третья – речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих. Четвертая (анартрия) – отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка. |