Особенности работы с одаренными детьми в ДМШ и ДШИ




 

Проблема развития талантливых и одаренных детей одна из самых актуальных и обсуждаемых тем в современном педагогическом сообществе. Большую роль в развитии детской одаренности играет дополнительное образование детей, которое является важнейшей составляющей образовательного пространства в России, позволяющей развитию творческих способностей, личностного и профессионального самоопределения детей. Личностно - деятельный характер обучения помогает решать одну из основных задач дополнительного образования – развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.

К сожалению, одаренность не всегда сопровождается талантом к работе. И наоборот, ученик может быть безмерно трудолюбивым, но отсутствие технического дарования не позволяет достичь ему высокого уровня в обучении. К способностям, которые поддаются развитию и воспитанию, можно отнести дисциплинированность, организованность, умение распределять время и внимание. Эти способности обеспечивают природному дарованию полное развитие. Трудности не отвращают, а привлекают творчески одаренного человека. Победа над трудностью приносит радость.

Взаимодействие педагога с талантливым учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным. Ответственные задачи, стоящие перед педагогом, требуют от него систематической работы над собой, над повышением педагогического мастерства, интеллектуального самосовершенствования. Анализ педагогического процесса неразрывно связан с критическим отношением педагога к своей работе. Большое значение при этом имеет способность видеть отражение своей работы в исполнении учеников, во всем отношении их к себе, к искусству, к жизни. Такой педагог сможет по - настоящему оценить афоризм: «Многое мне дали мои учителя, большему я обязан самому себе, больше же всего меня научили мои ученики». Вера в возможности своего ученика, профессионализм педагога и поддержка родителей, (что тоже очень важно для развития одаренных детей), способны достичь высоких результатов.

Педагогу необходимо формировать у обучающихся положительную мотивацию к обучению и творчеству. Выделены три вида мотиваций в работе с одаренными детьми:

1) потребность в самореализации и само актуализации;

2) познавательная мотивация;

3) ориентация на результат, на успех.

В последнее время мотив успешности стал занимать центральное место в психологии одаренности и практической деятельности как важнейший ее показатель. «Мотив достижений» включен в структуру одаренности и оценивается некоторыми психологами как самый высокий показатель успеха, нежели традиционно его составляющие – знания, интеллект, креативность. «Мотив успешности» является мощным стимулом творчества наряду с познавательной активностью. Успешность – это осознание собственного роста, признание социума, которое окрыляет, воодушевляет. Ситуация успеха достигается в процессе активного участия воспитанников в различные рода конкурсах, фестивалях.

 

Заключение

Завершая свою работу по одной из самых актуальных тем в современном образовании, хочется отметить следующее: педагогам, работающим в системе дополнительного образования необходимо знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми, уважать личность учеников, поощрять творческие особенности и воображения воспитанников, формировать их положительную самооценку, создавая ситуации успеха. Взаимодействие педагога и одаренного ученика должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, на создание положительной мотивации к обучению и творчеству. Педагогам необходимо учитывать индивидуально – психологические и возрастные особенности талантливых детей, задача педагогов – понять своих воспитанников и направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.

 

 

Список литературы

1. Артюшина Н. К., Чирковская Е. Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одаренными учащимися // Сборник материалов научно-практической конференции //Научн. ред. Н. Ю. Синягина. – М., 2003.

2. Астахова Т. А., Карелина Т. А. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей // ИД «Первое сентября».

3. Бочкарев Л. Л., Психология музыкальной деятельности - М.: ИПРАН,2012.

4. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей // Ярославль: Академия развития, 2004.

5. Огнева H. Р. Дополнительное образование как средство психолого-педагогического сопровождения развития одаренности // Детское творчество. 2008.

6. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Учебное пособие для вузов по специальности - Музыкальное образование/ под ред. Г.М. Цыпина.- М.: Академия, 2013.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: