ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ
ВАРИАНТ 2. «ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» [1]
(68 часов)
ВВЕДЕНИЕ
Город – отражение достижений и проблем цивилизации.
Города — среда обитания горожан. Структура города. Благоустройство и комфортность жизни. Проблемы городской жизни.
Санкт-Петербург: европейский и российский город. Петербург глазами поэтов, писателей, художников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Петербуржцы – жители города
(современное состояние и историческая справка)
Современные петербуржцы: количество и качество населения (разносоциальный, разноэтнический, состав, уровень образования и другие особенности качества). Специфика формирования петербургского населения. Проблема демографии. Взаимоотношения между горожанами. Процесс ассимиляции. Сохранение корпоративности внутри определенных социальных и этнических групп. Национальные общества, землячества, национально-культурные центры.
Из истории формирования петербургского населения.
Тема 2. Природно-географические условия развития города и жизни петербуржцев
(современное состояние и историческая справка)
Местоположение города на географической карте России, Европы. Современный природный ландшафт Приневской низменности.
Нева – главная улица города. Невские притоки, протоки, каналы. Наводнения: памятные знаки, проекты защиты города от наводнений. Острова Невской дельты. Зеленые зоны на территории города. Экологическая обстановка в городе.
Из истории формирования природного ландшафта.
Тема 3. Экономика города – основа благосостояния горожан
(современное состояние и историческая справка)
Отрасли промышленного производства. Предприятия и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района расположения школы.)
Торговые центры, предприятия. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района расположения школы.)
Транспортные торговые узлы. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района расположения школы.)
Банки. Кредитные общества. Страховые кампании. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района расположения школы.)
Петербург – туристический центр. Организация бизнеса туризма.
Петербуржцы, занятые в экономической и финансовой сфере: предприниматели, рабочие, инженеры, государственные служащие (директора), банкиры и другие. Их деятельность и условия жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом района расположения школы.)
Проблемы и перспективы развития экономики Петербурга.
Из истории развития петербургской экономики.
Тема 4. Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, науки
(современное состояние и историческая справка)
Современная система образования: типы учебных заведений, преемственность между ними. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Петербуржцы, занятые в сфере образования. Их деятельность и условия жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Современный петербургский школьник: его отношение к образованию. Перспективы развития петербургской школы.
Из истории петербургского образования.
Современные центры просвещения: библиотеки, музеи, лектории, выставки, (*) книгоиздательства. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Петербуржцы, занятые в сфере просвещения, их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя).
Из истории петербургского просвещения.
Центры науки в Петербурге. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Направления научных исследований. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Ученые: их деятельность и условия жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя). Проблемы и перспективы развития петербургской науки.
Из истории развития науки в Петербурге.
Тема 5. Санкт-Петербург – центр художественной культуры
(современное состояние и историческая справка)
Литературный мир Петербурга. Литературные стили. Поэты и писатели: их деятельность и условия жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя.)
Театральный Петербург: разнообразие театров, их репертуара. Деятели театрального искусства: их творчество и условия жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя.)
Музыкальный Петербург. Центры музыкального искусства. Музыкальные стили. Деятели музыкального искусства: их творчество и условия жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя.)
Мир искусства. Центры живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Художественные стили. Художники, скульпторы, декораторы: их деятельность, условия жизни. (* Отбор материала по усмотрению учителя.)
Архитектура Петербурга. Типы зданий, ансамбли. Архитектурные стили. Зодчие, строители, инженеры Петербурга. (* Отбор материала по усмотрению учителя.)
Проблемы и перспективы развития Петербурга как центра художественной культуры.
Из истории формирования нашего города как центра художественной культуры.