КРИЗИС, КОТОРОГО НЕ ИЗБЕЖАТЬ




Таким образом, мы обсудили кризисы, вызываемые, условно говоря, «экзогенными» причинами — неблагоприятной внешней обстановкой. Кризис как естественная, закономерная, всеобщая форма смены одного стабильного состояния другим характеризует многие психические процессы, в том числе и некоторые периоды развития детской одаренности.
Нами замечено, что возрастной подростковый кризис одаренных детей всегда сопровождается кризисом одаренности. Это происходит даже в том случае, когда подростковый кризис протекает плавно, незаметно, внешне благополучно. Такой неизбежный кризис одаренности в подростковом возрасте приобретает обычно одну из трех описанных форм. Он проявляется либо раздельно кризисами креативности, интеллектуальности, мотива достижений, либо их комбинацией.
Очень точно подметил это состояние один тринадцатилетний мальчик. Он сказал: «Не трогайте меня, я окуклился». Окукливание сопровождается метаморфозом — глубокими перестройками организационной структуры. Никто не знает, как внутри этой куколки гусеница превращается в бабочку, но известно, что до и после метаморфоза живое существо бывает достаточно адаптивно и мобильно, может перестраиваться, приспосабливаться, выдерживать нагрузки и стресс. В состоянии метаморфоза куколка не может реагировать на воздействия гибко и адекватно. Она либо не реагирует совсем, либо погибает.
Эта натуралистическая метафора очень точно отражает состояние детской одаренности в период подросткового кризиса. Вероятнее всего, в этот период она подвергается глубоким перестройкам и формируется во взрослую одаренность. У некоторых детей такой «период молчания» занимает 2–3 месяца, у других — 2–3 года. После этого почти внезапно подросток начинает демонстрировать вполне зрелую одаренность, иногда шокируя окружающих, если они оказались не готовы. Из куколки вылетает бабочка.
У некоторых же детей такой «период молчания» затягивается на всю жизнь. Воздействия на гусеницу или куколку оказались столь деструктивными, что она погибла. В случае с насекомым виноватыми оказываются хищники, град или кислотный дождь. А кто виноват в нашем случае? Стоит ли нагружать подростка пятидесятистраничным рефератом по инверсии координатной плоскости, может лучше сходить с ним в поход? Вот для этого и нужны специалисты в области детской одаренности, чтобы они могли дать квалифицированную индивидуальную консультацию — что, сколько, когда и с кем.
Итак, как видим, главной остается проблема образования для одаренных детей. Каким должно быть образование, чтобы оно развивало личность одаренного ребенка, а не некоторые черты его одаренности? Интенсифицируя, ускоряя, усложняя учебные программы, мы забываем базовый принцип построения образовательных программ для одаренных детей — принцип ответственности за их будущее. Плохо совсем не черпать воду из колодца, но еще хуже вычерпать все до дна, разрушая родник. В обоих случаях источник не выживет.
Сейчас российская педагогика оказалась в ситуации полной растерянности — нет программ по обучению одаренных детей (таких, чтобы долгосрочно развивали одаренных детей с учетом их психологической специфики); нет программ по педагогическому мониторингу одаренности — методов диагностики, прогностики, развития, поддержки; нет программ работы с родителями одаренных детей; нет системы подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с этим контингентом детей; нет программ для высшей педагогической школы; нет такой специальности в тарификации педагогических специальностей — «педагог по работе с одаренными детьми»; да и науки такой — «педагогики одаренности» — тоже пока нет. И это при том, что в современной Сибири число одаренных детей в каждом возрасте составляет от 8 до 10 %, а это самый высокий показатель на планете.
Вот и кочуют среди специалистов мифы, сутью своей порождая кризисы детской одаренности. То ли это заколдованные круги, то ли лабиринт Минотавра.

Александра КУЛЕМЗИНА,
кандидат психологических наук,
доцент Новосибирского
государственного
педагогического университета,
г. Новосибирск
Тел.: (3832) 18-17-56
E-mail: skif@online.sinor.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, № 6.
2. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1993.
3. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на
креативность // Психологический журнал, 1994, т. 15, № 4, с. 83–93.
4. Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск, 1999.
5. Лейтес Н.С. Умственные способности. М: Педагогика, 1971.
6. Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: Эрлих, 1901.
7. Семенов И.Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании.
1994, № 1, с. 56–64.
8. Ward V. Differential education for gifted. Ventura. 1980.

Школьный психолог"

Содержание № 41/2002

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: