Значение общих принципов, договоров и обычаев.




К источникам земельного права начинают относиться общие принципы права, нормативные договоры и некоторые обладающие юридической силой обычаи. Признание этих феноменов источниками права является для России делом сравнительно новым и поэтому заслуживает отдельного рассмотрения, хотя на практике еще не приобрело того значения, которое им придает в праве и которое они имеют в ряде других стран. Отправные, исходные начала правовой системы становятся источником права, если такая их роль закрепляется в законодательном порядке. Например, в ст. 38 Статута Международного суда предусматривается: «…суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет… общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».

В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Большинство юристов считает, что к таким принципам относятся, например, такие положения, как «специальный закон отменяет действие общего закона» (к примеру, Закон «О сельскохозяйственной кооперации» заменяет нормы Закона «О кооперации») или «позднейшим законом отменяется более ранний» (даже если это и не указано в становлении о его введении в действие).

Однако общие принципы права постепенно занимают свою нишу в российском праве. Согласно ст. 6 Гражданского кодекса РФ при невозможности использования аналогии закона, то есть применения законодательства, регулирующего сходные отношения, можно определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Правда, судебная практика постоянно сталкивается с трудностями различного понимания и толкования этих понятий различными лицами и инстанциями, что обусловливается недостаточными правовыми и моральными традициями.

Соглашения между различными субъектами права могут содержать правовые нормы: не только устанавливать права и обязанности сторон, но и устанавливать общие правила поведения, которым должны в будущем подчиняться все участники предусмотренных в них общественных отношений. Примерами таких нормативных договоров в земельном праве являются договоры об общих и специальных земельных сервитутах.

В условиях федеративного устройства государства приобретают значение соглашения между государственными органами Федерации и ее субъектов. К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и рядом субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, и это неудивительно, так как Конституцией РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Однако такие соглашения носят порой довольно общий характер, так как и наукой, и практикой до конца не определены принципы и границы «совместной компетенции»: здесь предстоит накопление опыта и выработка цивилизованных отношений. По соглашениям Правительство РФ вправе передавать исполнительным органам субъектов РФ осуществление части своих полномочий, и, наоборот – на основании соглашений возможно и обратное перераспределение функций исполнительных органов.

К иным договорам относятся примерные или типовые договоры, разрабатываемые и утверждаемые уполномоченными на то органами. Настоящее время их правовая сила подвергается обсуждению, а поле действия – сокращению, поскольку гражданским законодательством провозглашена свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 1 Гражданского кодекса РФ)[5].

Видом нормативного договора является международный договор, предусмотренный в ст. 15 Конституции РФ. В ней также говорится, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Однако реализации такого конституционного положения еще предстоит долгая дорога, так как до сих пор административная и судебная практика предполагает имплементацию, то есть включение норм международного договора РФ в российское законодательство. По этому пути идет и правотворчество РФ: после подписания и ратификации международных договоров РФ составляется и реализуется план принятия российских правовых актов для обеспечения действия договоров, включения их требований в российское законодательство.

Правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного, считается правовым обычаем. В земельном праве правовой обычай занимает наибольшее место по сравнению с другими отраслями права, что можно объяснить наибольшей длительностью, актуальностью и во многом неурегулированностью земельных общественных отношений.

Обычай был основным источником права на ранних ступенях развития общества. Многие последующие источники права представляли из себя систематизированные записи наиболее важных и оправдавших себя обычаев: такова, например, Русская Правда.

Обычай делового оборота предусматривается в ст. 5 Гражданского кодекса РФ: им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай, противоречащий положениям законодательства или договора, не применяется.

Примером включенного в земельное право обычай можно считать правило раздела земельного участка между собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю. Нередко включаются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределение конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.

Не зафиксированные в праве обычаи нередко используются в республиках с преобладанием населения, исповедующего мусульманство. Однако и здесь видны тенденции к включению сложившихся веками обычаев в нормативные акты: так происходит с земельным законодательством Республики Дагестан. Велико значение буддистских традиций и обычаев в Республике Бурятия.

 

Заключение

Подводя итог сказанному, можно определить источник земельного права как документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.

Каждый источник земельного права – это элемент в системе земельного законодательства, которое в свою очередь является звеном в общей системе права государства.

Так же нужно помнить, что земельное законодательство должно постоянно развиваться. Развитие системы законодательства – обязательное требование нормального функционирования правовой системы, поскольку условия существования общества непрерывно изменяются, вызывая изменения в системе общественных отношений. Например, за последнее время резко ухудшилась экологическая обстановка на планете, что потребовало радикально изменить правовое регулирование земельных отношений в сторону усиления охраны земли.

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г.) М., 2004.

2. Земельный кодекс РФ от 25 декабря 2001 г. №136-ФЗ с изм. и доп. // СЗ РФ. 2001.

3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 // СЗ РФ. 1994.

 

Учебники и учебные пособия

1. Земельное право Российской Федерации: Законодательство. Ведомственные нормативные акты. Судебная практика / Под ред. Н.Н. Осокина. М., 1995.

2. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

3. Земельное право России: Учебник / Под ред. Ю.Г. Жарикова. М., 2006.

4. Ерофеев Б.В.Земельное право России: Учебник. 9-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

5. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

6. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

 

Монографии

1. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М.: Инфра-М, Норма, 1996.

 


[1] Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 26.

[2] Земельное право России: Учебник / Под ред. Ю.Г. Жарикова. М., 2006. С. 39.

[3] Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. Изд-во Проспект. М., 2007. С. 31.

[4] Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М.: Инфра-М, Норма, 1996.

[5] Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. Изд-во Проспект. М., 2007. С. 39.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: