Развитие логического мышления




Кроме тематической работы по обогащению й активизации словаря при восприятии окружающих предметов и явлений проводится и соб­ственно языковая работа над словом: подбор синонимов, антонимов, срав­нений, эпитетов, определение многозначности слов.

Синонимы — это слова, близкие по значению, но различающиеся от­тенками. Например, холодный: снежный, вьюжный, ледяной, суровый, студё­ный. Задания на подбор синонимов можно усложнить вопросом: «Где луч­ше употребить слово, в рассказе или сказке?» Так, слово вьюжный уместно применить в рассказе о зиме, метели; слово студёный чаще встречается в сказках. Все эти слова обозначают отвлечённые признаки, дети их узнают только из речи взрослого. Постепенно ребёнок начинает не только подби­рать синонимы, но и задумываться над тем, где уместнее их употребить.

Для работы над антонимами (словами с противоположными значениями) большие возможности представляют пословицы и поговор­ки: «Мягко стелет, да жёстко спать», «Мал телом, да велик делом» и др. Ис­пользуются при этом и существительные, и другие части речи: день — ночь, тёмный — светлый, работать—лениться, быстро — медленно. Противопостав­ления могут быть связаны с пониманием времени, пространства, качеств и свойств человека, предметов и явлений природы.

Ещё одним средством работы над словом являются сравнения. Пер­вое время дети с трудом находят их в услышанном тексте и с большим тру­дом придумывают их, но потом делают это все легче, а детские сравнения отличаются непосредственностью и свежестью. Например, к слову снег сначала придумывают простые сравнения: снег лежит, как покрывало; за­крыл землю, будто белой скатертью, ковром. Затем появляются другие: снег на солнце сверкает, как разноцветные звёздочки; под ногами хрустит, будто кто сухарики грызёт. Такие игры-упражнения помогают находить сравнения в стихах, рассказах, сказках. В дальнейшем дети будут использовать этот приём при создании собственных сочинений.

Обогащает словарный запас подбор к слову эпитетов — определений. Если первое время дети называют обычные определения к понятию «лес» (густой, зелёный), то потом придумывают всё новые эпитеты: голый, пушис­тый, печальный, дремучий, хрустальный, мрачный, тенистый, таинствен­ный. Голый лес — в рассказе про позднюю осень, хрустальный — в сказках.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо знакомить с раз­ными значениями известных слов, учить правильно использовать слова в различных сочетаниях. Например, река мелкая, а море глубокое; груша круп­ная, а черешня мелкая. Как видно из приведённых примеров, слово мелкий имеет разные значения: «неглубокий», «маленький».

Все названные виды работ над словом способствуют как обогащению словарного запаса детей, так и развитию логического мышления.

Игры на развитие логического мышления

Какой предмет?»

Обучающий называет материал, из которого сделан предмет, а ребё­нок отвечает, какой он: стакан сделан из стекла — стакан стеклянный; шкаф из дерева, труба из чугуна, сапоги из кожи, крыша из железа...

Из чего сделано?»

После первой игры дети запоминают, из чего сделаны многие пред­меты, и активно отвечают на этот вопрос: кукла — из пластмассы, ко­робка — из картона, тетради — из бумаги, дом — из кирпича...

Назови предметы».

Стеклянные: стакан, ваза, лампа, аквариум; кожаные: сапоги, туфли, босоножки, пальто, куртка, перчатки, плащ, кресло; деревянные: мебель и др. (Обязательно должны соблюдаться согласование слов.)

Что для чего нужно?»

Инструмент — для работы, кукла — для игры, градусник — мерить температуру, часы — узнавать время, утюг — гладить бельё, ложка — кушать первое, вилка — кушать второе...

Что надо человеку?»

Близорукому — очки; инвалиду — костыль; подводнику — акваланг; кос­монавту — скафандр; художнику — кисть, краски, холст; глухому — слуховой аппарат; хоккеисту — шайба, клюшка...

Что получит человек?»

За подвиг — награду; за озорство — наказание; за работу — плату...

Каков результат работы?»

Художника — картины, машинистки — печатный лист, писателя — кни­га, строителя — дом, слесаря — кран (замок), портнихи — готовая одежда.

Кто где работает?»

В магазине — продавец, в школе — учитель, в детском саду — воспита­тельница, в библиотеке — библиотекарь, на заводе — инженер, рабочие, в больнице — врачи.

Назови объединяющее понятие».

Груша, яблоко — фрукт, редиска, картофель — овощ, автобус, метро — транспорт, тарелка, чашка — посуда...

Кто больше заметит?»

Предлагаются игрушки разного цвета, из разного материала и неоди­наковой формы. Дети внимательно их рассматривают, затем игрушки за­крываются экраном.

— Кто заметит больше красных или деревянных, круглых или угло­ватых предметов?

— Красный кубик, красное одеяло, красная матрёшка (учитывается правильное согласование слов).

Что не так?»

Карась — зверь, хомяк — рыба, кошка — насекомое и др.

Найди, что требуется».

Обучающий предлагает ребятам подобрать картинки или назвать слова к предложениям.

Мальчик зимой пошёл кататься: горка, санки; каток, коньки.

Дети вырезают фигурки: бумага, карандаш, ножницы.

Что правильно?»

Задание позволяет проверить, как ребёнок ориентируется во времени:

а) что можно сделать за час? (Выстирать носовой платок; построить дом; помыть пол.) Дети выбирают правильный вариант ответа (помыть пол);

б) время суток: год, неделя, утро, день (утро, день);

в) время года: август, суббота, осень, вечер (осень).

Что не подходит?»

Тюльпан, лилия, фиалка, фасоль; река, озеро, море, мост, пруд; кукла, песок, прыгалка, мяч, юла; стол, шкаф, ковёр, кровать, стул.

С чем связано слово?»

Зима — снег, холод, мороз, шуба, сани, снеговик, лыжи, коньки.

Конь — лошадь, телега, конюшня, грива, овёс.

Вишня — дерево, сад, варенье, фрукт, компот.

Дерево — лес, кора, пенёк, крона, ствол, листья, почки.

Птица — яйцо, клюв, пение, соловей, перья, крылья, полёт.

Глаза — зрение, слезы, моргать, ресницы, зрачок, видеть.

Лодка — река, лето, весло, деревянная, мотор, корма, нос.

Январь — зима, первый месяц, начало года, середина зимы.

Скажи наоборот».

Высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, тол­стый — тонкий, сытый — голодный, твёрдый — мягкий, горячий — холод­ный, большой — маленький, глупый — умный, громкий — тихий, сладкий — горький, весёлый — грустный.

Спешить — медлить, строить — разрушать, зажечь — погасить, одеть — раздеть, надеть — снять, взять — положить, застегнуть — расстегнуть, поднять — опустить, налить — вылить, разрешать — запрещать, поздоро­ваться — попрощаться.

День — ночь, утро — вечер, свет — тьма, небо — земля, печаль — ра­дость, грязь — чистота, вход — выход, молчание — разговор, уродство — красота.

Высоко — низко, далеко — близко, наверху — внизу, справа — слева, впереди — сзади, хорошо — плохо, быстро — медленно.

Закончи мысль».

Груша сладкая, а лимон кислый; снег белый, а уголь чёрный; верёвка крепкая, а нитка слабая; зимой холодно, а летом жарко.

Не ошибись».

Задание позволяет проверить, как ребята ориентируются в про­странстве.

У детей лист бумаги и картонные кружочки. Обучающий комментиру­ет «игру в хоккей»: «Удар! Шайба летит в верхний правый угол, в нижний левый, в центр, в верхний левый...» (Дети ставят кружочки в указанные места.) По окончании игры рассказывают всё по порядку.

Как сказать иначе?»

Сегодня среда, к нам приходили гости во вторник. Когда они были? — Вчера.

Сегодня пятница, в субботу идём в цирк. Когда? — Завтра. Сегодня понедельник, в кино пойдём через день. — В среду. Когда пойдём? Как сказать иначе? — Послезавтра.

Сегодня четверг, в парке мы гуляли во вторник. Как сказать иначе? — Позавчера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: