Пример технического задания на проектирование автоматизированной информационной системы «Библиотека университета»




Лабораторная работа № 1

Разработка технического задания на проектирование информационной системы

Часа

 

Цель работы – разработать проект технического задания на проектирование автоматизированной информационной системы для выбранной предметной области.

 

Анализ предметной области строится на основе разделов Гост 34.602-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.

В разделе «Анализ предметной области» указываются общие сведения об объекте автоматизации, его характеристики, назначение и цели создания информационной системы, требования предъявляемые к ней. В этом разделе также указываются источники разработки, требования к составу и содержанию работ по внедрению информационной системы, требования к документированию, порядок приемки и контроля системы.

 

Пример технического задания на проектирование автоматизированной информационной системы «Библиотека университета»

 

1 Общие сведения.

1.1 Объект автоматизации – университетская библиотека (Б.)

1.2 Документы, на основании которых создается система:

- систематический каталог:

- алфавитный каталог;

- библиотечно-библиографическая классификация (ББК);

- предметный каталог;

- Должностные инструкции;

- Правила пользования библиотечным фондом;

- Инструкции по сохранению книжного фонда;

- Правила пользования библиотекой;

- Акты на списание литературы.

2 Назначение и цели создания системы

2.1 Назначение системы.

Проектирование многопользовательской информационной системы. Систему предполагается использовать на рабочих местах библиотекарей для увеличения скорости обслуживания читателей. Система позволит облегчить процесс поиска книг, т.к. он будет вестись автоматизированно. При её применении станет легче подбирать литературу, проверять наличие книг в фонде. Будет проще следить за сохранностью книжного фонда. Процесс заказа литературы будет осуществляться быстрее, так как это можно будет осуществить прямо с рабочего места.

2.2 Цели создания системы.

Систему предполагается создать для улучшения качества обслуживания читателей, обслуживания большего числа читателей и ускорения работы библиотекаря.

Критерий оценки достижений целей системы – увеличение числа обслуживаемых читателей. Т.к. система позволит увеличить скорость обслуживания, то увеличится число обслуживаемых читателей.

Критерием оценки достижений целей системы будет уменьшение вероятности потери информации о книгах, которыми пользуются студенты, вероятности неправильного закрепления книг за читателем.

3 Характеристика объектов автоматизации

3.1 Краткие сведения

Университетская библиотека включает следующие отделы:

отделы обслуживания (абонемент учебной литературы, абонемент научной литературы, читальный залы), отдел периодики, отдел комплектования, справочно-библиографический отдел.

В университете обучаются студенты с 1 по 5 курс дневного и заочного отделения и с 1 по 6 курс заочного отделения. Отделы обслуживания работают с читателями дневного отделения по читательским билетам, заочного – по зачетной книжке. Количество выдаваемых в каждом году читательских соответствует числу набранных на первый курс студентов дневного отделения. Каждому студенту выдается читательский билет, имеющий свой уникальный номер. Номер читательского билета соответствует номеру формуляра, который хранит информацию о книгах, которыми пользовался студент.

Студентам выдаются книги только по тем предметам, которые они будут изучать.

После каждого курса студент должен сдать все книги, которые он не будет использовать в дальнейшем процессе обучения. По завершении обучения в университете студент должен сдать все книги, которыми они пользовались, подписывает обходной лист.

Библиотекой также могут пользоваться преподаватели – сотрудники университета. Им также присваивается читательский номер. Кроме того преподаватели могут заказывать учебную литературу.

Каждый отдел библиотеки выполняет свои функции.

Отдел комплектования осуществляет следующие функции:

- Заказ литературы по тематическим планам издательств;

- Обработка новой литературы;

- Классификация литературы по библиотечно-библиографической классификации (ББК);

- Списание ветхой, устаревшей литературы;

- Замена утерянных книг на новую литературу.

Информация, подлежащая хранению: инвентарный номер книги (шифр), автор, название, издательство, год издания, цена книги, отдел, где хранится книга.

Справочно-библиографический отдел выполняет следующее:

- Обработка каталожных карточек;

- Расстановка карточек по ББК в систематический каталог, алфавитный и предметный каталог:

- Тематический подбор для читателей:

- Работа в Интернете по поиску книг;

- Проведение библиотечных мероприятий (проведение занятий со студентами, издание тематических списков литературы, составление описаний статей),

- Выдача справочной литературы.

Информация, подлежащая хранению: инвентарный номер книги (шифр), автор, название, издательство, год издания, цена книги, отдел, где хранится книга.

В функции отделов обслуживания входит:

- Запись студентов в библиотеку;

- Выдача книг студентам и прием книг;

- Расстановка фонда и работа с ним;

- Ведение картотек читателей.

Информация, подлежащая хранению: номер читательского билета (номер формуляра), имя и фамилия студента, год поступления, год окончания (отчисления), номер приказа, если отчислен, факультет и специальность, форма обучения (дневная или заочная).

Пользователями будущей базы данных будут директор библиотеки, заместитель библиотеки, заведующие отделами, библиотекари.

В функции директора входит:

- координация полной работы всех отделов библиотеки;

- прием и увольнение сотрудников, перевод их в другие отделы;

- составление отчетности и плана работы библиотеки.

Информация, подлежащая хранению: имя и фамилия сотрудника, табельный номер, отдел, в котором работает, оклад, фамилия начальника отдела, стаж работы, квалификация, дата рождения, размеры надбавок, размер книгообеспеченности фонда, посещаемость, читаемость.

Заместитель выполняет следующие функции:

- ведет табель учета рабочего времени сотрудников;

- составляет графики отпусков работников.

- при отсутствии директора выполняет его функции.

- координирует работу отдела автоматизации;

Информация, подлежащая хранению: имя и фамилия сотрудника, табельный номер, отдел, в котором работает, оклад, фамилия начальника отдела, дата выхода в отпуск, количество календарных дней отпуска.

В функции заведующего отделами входит:

- координация полной работы отдела библиотеки;

- составление отчетности и плана работы отдела.

Информация, подлежащая хранению: имя и фамилия сотрудника, табельный номер, стаж работы, квалификация, дата рождения.

В функции библиотекаря входит:

- запись читателей в библиотеку;

- выдача и прием книг.

Информация, подлежащая хранению: номер читательского билета (номер формуляра), имя и фамилия студента, год поступления, год окончания (отчисления), номер приказа, если отчислен, факультет и специальность, форма обучения (дневная или заочная), инвентарный номер книги (шифр), автор, название, издательство, год издания, цена книги, отдел, где хранится книга.

3.2 Сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристиках окружающей среды.

В библиотеке работают служащие с высшим образованием и средним специальным.

Систему предполагается использовать на рабочих местах библиотекарей. В отделах обслуживания и периодики она предполагается использоваться для поиска книг в книжном фонде, для поиска читателей по читательским номерам, просмотра их задолженностей, внесение сведений о книгах, которые берет читатель.

В отделе комплектования система будет использоваться для внесения информации о новой, списанной и утерянной литературе. А также для фиксации заказов на новую литературу.

В справочно-библиографическом отделе система будет использоваться для составления картотеки, поиска книг для читателей, для составления тематических списков литературы.

4 Требования к системе.

4.1 Требования к системе в целом.

Система должна удовлетворять следующим требованиям:

- Надежности;

- Безопасности;

- Требования к защите информации от несанкционированного доступа. Должна быть предусмотрена защита от несанкционированного доступа к данным, ввода данных, их удаления

- Данные должны хранить в соответствии с имеющимися документами (ББК и др.).

- Система должна быть доступна с любого компьютера в библиотечной сети.

- Информация, хранящаяся в системе должна быть защищена от аварийных ситуаций, влияния внешних воздействий (радиоэлектронная защита).

- Квалификация персонала. Персонал должен быть обучен правилам работы с системой, при этом не обязательно наличие специального технического образования

4.2 Требования к функциям (задачам), выполняемым системой.

Функции, выполняемые подсистемами объекта автоматизации:

- выдача информации о книгах, которыми пользуется студент, сотрудник. Без использования автоматизированной системы поиск формуляров читателей занимает значительное время, кроме того, из-за ошибок библиотекарей они могут теряться и вместе с ними исчезает информация о книгах, которые находятся у читателя. Восстановить эту информацию невозможно. И для хранения самих формуляров необходимы дополнительные площади. Автоматизированная система хранит эту информацию сколь угодно долго, поиск осуществляется за считанные секунды, исключены ошибки библиотекарей, не требуется дополнительная площадь.

- Запись новых читателей в библиотеку, проверка его данных. При использовании автоматизированной системы запись читателей будет осуществляться легко и быстро. В начале каждого учебного года в базу студентов добавляется информация о первокурсниках и каждому из них присваивается сразу же читательский номер. Присутствия самих читателей не требуется. Это позволит избежать очередей в библиотеке, путаницы при присвоении новых читательских номеров.

- Проверка книг, закрепленных за читателем. Автоматизированная система хранит информацию о книгах сколь угодно долго, поиск и проверка будет осуществляться за считанные секунды. Читатель также сможет распечатать в библиотеке список книг, закрепленных за ним.

- Проверка на наличие книг в книжном фонде, необходимого количества экземпляров. Чтобы выдать книгу читателю, необходимо её наличие. Без использования автоматизированной системы поиск книги занимает значительное время. В автоматизированной системе для поиска будет необходимо только ввести название книги (автора или шифр) и информация о наличии книги будет готова.

- Заказ книг по заявкам преподавателей, сотрудников университета. С помощью автоматизированной системы сотрудник университета сможет прямо на рабочем месте ввести свой заказ и передать информацию о нем в библиотеку. Библиотекарям же не нужно будет ходить к преподавателям и собирать заказы. Кроме того, преподаватели смогут быстро получить информацию о том, что заказ принят.

- Списание старой литературы. При списании литературы информация о ней, о причинах списания и о сотрудниках, принявших решение о списании, должна храниться достаточно долго. Обычно она хранится в документах, актах о списании, но в результате может быть потеряна. Новая автоматизированная система позволит избежать потери информации и надежно и долго хранить её. А экземплярам будет автоматически ставиться отметка о списании.

- Замена утерянной литературы. При замене литературы информация о ней и о сотрудниках, принявших замену, должна храниться достаточно долго. Обычно она хранится в документах, актах замены, но в результате она может быть потеряна. Новая автоматизированная система позволит избежать потери информации и надежно и долго хранить её. А экземплярам будет автоматически ставиться отметка о замене.

- Внесение новых книг в каталог библиотеки, присвоение им инвентарного номера. Для внесения новых книг в каталоги библиотекарям необходимо заполнить много разных документов, проверить правильность их заполнения. При использовании автоматизированной системы проверка и заполнение будет осуществляться одновременно. Автоматически будет осуществляться проверка правильности присвоенного инвентарного номера, правильность закрепления книг за отделами.

- Внесение журналов и газет в каталог, присвоение им инвентарного номера и ключевых фраз, содержащихся в них статьям. Для внесения новых газет и журналов в каталоги библиотекарям необходимо заполнить много разных документов, проверить правильность их заполнения. При использовании автоматизированной системы проверка и заполнение будет осуществляться одновременно. Кроме того, будет осуществляться проверка правильности присвоенного инвентарного номера. При поиске необходимых статей очень часто приходится просматривать много периодических изданий. И вероятность удачного поиска очень мала. Если же присвоить статьям ключевые фразы и осуществлять поиск по этим фразам, то вероятность удачного поиска резко возрастет.

4.3 Требования к видам обеспечения.

Программное обеспечение системы не должно зависеть от аппаратных средств компьютера. Необходимое программное обеспечение:

MS ACCESS 2000, MS Word 2000, MS SQL Server 2000.

 

Примеры предметных областей, для которых может быть разработан проект автоматизированной информационной системы:

1) Строительная фирма;

2) Магазин автозапчастей;

3) Склад медицинских препаратов;

4) Предприятие, занимающееся грузоперевозками;

5) Военный комиссариат.

 

 

Задание

 

Выбрать предметную область (согласовать с преподавателем тему) и разработать техническое задание на проектирование автоматизированной информационной системы для выбранной предметной области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: