Краткосрочный проект
«Синичкин день»
Участники: дошкольники 6-7лет, воспитатель, родители
Тип проекта: познавательно-продуктивный
Актуальность проекта. Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Продолжительность проекта: краткосрочный (одна неделя, итоговое мероприятие - 12 ноября)
Цель: Познакомить детей с экологическим праздником - Синичкин день.
Интеграция образовательных направлений: познавательное развитие.
Задачи:
- формировать у детей представления о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках, условиях проживания зимой;
- развивать наблюдательность, внимание, любознательность;
- воспитывать интерес к птицам, желание помогать им в зимнее время.
Социально – коммуникативное развитие:
Задачи:
- развивать инициативность;
-обогащать способы сотрудничества каждого ребёнка, опираясь на интеграцию разных видов деятельности;
- учить проявлять инициативу в общении, стремление к получению новых знаний;
-формировать безопасное поведение и бережное отношение к природе;
-учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться
впечатлениями.
Речевое развитие:
Задачи:
- продолжать расширять и пополнять у детей словарный запас;
- развивать речь, используя малые формы фольклорного жанра;
- учить подбирать слова, обозначающие названия в уменьшительно ласкательной форме;
- умение вступать в разговор, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения.
Художественно – эстетическое развитие:
Задачи:
-упражнять в создании коллективной аппликации; учить рисовать синичку, используя нетрадиционные материалы (салфетки).
Физическое развитие:
Задачи:
- формировать положительную мотивацию к самовыражению в движении
и образном перевоплощении; развивать двигательное творчество детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный:
Предварительная работа с детьми:
Чтение произведения В.Бианки «Синичкин календарь»
- рассматривание иллюстраций зимующих птиц;
- беседа на тему: «Зимующие птицы»;
- дидактическая игра «Собери картинку»;
- чтение произведений о зимующих птицах.
Предварительная работа с родителями:
Проведение беседы с целью информирования родителей о теме проекта, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Предложить родителям дома побеседовать с детьми о зимующих птицах. Изготовить дома кормушки для птиц.
Методы и приёмы работы:
- коллективное рассматривание;
- словесные: беседа, чтение загадок, стихотворений, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования;
- прослушивание аудиозаписи.
Материалы:
- иллюстрации с изображением зимующих птиц; картинок с видами синиц
- загадки о зимующих птицах;
- аудиозапись «Звуки леса»;
- изготовленные детьми с помощью родителей кормушки;
- материалы для рисования, конструирования из бумаги.
2 этап - практический (реализация проекта):
Социально- коммуникативное развитие (приложение №1):
- Беседа «Как живут синички»
-Обсуждение проблемных ситуаций: «Почему синички и воробьи зимой поселяются рядом с человеком?» и «Чем питаются птицы зимой?»
- Настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Найди такую же»
- Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса (голоса птиц)»
Познавательное развитие (приложение №2):
- Просмотр презентации «Виды синиц»
- Отгадывание загадок о зимующих птицах
- Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Речевое развитие (приложение №3):
- Н.Лучинина «Синичкин день»,
- И.Сельвинский «О синицах»
- Е.Евсеева «Синица синица»,
- С.Михалков «Птичья столовая»,
- А.Яшин «Покормите птиц зимой»,
- В.Бианки «Синичкин календарь».
Художественно- эстетическое развитие (приложение №4):
- Аппликация «Синички на ветке»,
- Конструирование из картона и бумажных салфеток «Кормушка для птиц»,
- Рисование «Птичка-невеличка – синичка».
Физическое развитие (приложение №5):
- Игра- имитация движений птиц,
- Подвижные игры «Совушка», «Птицы и кошка», «Перелет птиц».
3 этап - заключительный - представляется результат выполнения проекта:
- оформление выставки «Птичка синичка»,
- ООД «День рождения синички – 12 ноября» (приложение №6).
Приложение №7
Рекомендации родителям «Наблюдаем с детьми 5-7 лет зимой за природой. Тема «Зимующие птицы»»
Приложение №3:
Н. Лучинина Синичкин день
Кто вы, птички-невелички?
Ровно в полдень за окном,
Раз-зинь-зинькались синички,
Расцветили всё кругом.
Только солнышко пригрело,
Дружной стайкой собрались,
И летят за кормом смело –
Вон порхают вверх и вниз.
Приглашают всех подружек,
От неслыханных щедрот,
Отобедать у кормушек,
Что развесил им народ.
То-то будет праздник, право,
К вам в мороз, среди зимы,
Прилетят большой оравой,
Щебетуньи, свистуны.
Слышно будет за оградой:
«Зинь-зинь-зинь».
Да: «Тень-тень-тень».
Наслаждайтесь сей отрадой –
Песнь поёт Синичкин день!
И. Сельвинский О синицах
Вот вы говорите — синица,
Синицу любой назовет.
Но вам, друзья, и не снится,
Какой это пестрый народ:
Синица с хохлатой головкой
Ее «гренадеркой» зовут,
Черная с ней «московка»
У гнездышка тут как тут.
«Пухляк» — у него привычка
В дудочку во весь дух!
«Лазоревка», дивная птичка,
Нежно-небесный пух.
Вглядитесь в их милые лица:
Различны они? Вот-вот.
А вы говорите: синица.
Синицу любой назовет.
Е.Евсеева «Что снится синице?»
- Синица, синица,
Что тебе снится?
- Зёрнышки, мошки,
Да хлебные крошки.
- Синица, синица,
Ещё что-то снится?
- Солнышко, речка,
Домик с крылечком,
Мальчик Антошка
И... хлебные крошки.
- Арчвадзе Ю.Д. «Столовая для птиц» (презентация)
- А.Яшин «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- В .Бианки «Синичкин календарь» (аудизапись)
Приложение №2