Т.И. Жданова, учитель-логопед
Аннотация: в статье обобщается практический опыт логопедической работы по использованию музейной педагогики в коррекционном процессе. Автор раскрывает возможности мини-музеев в логопедической практике ДОУ. Значительное внимание уделено описанию приемов работы по развитию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Ключевые слова: мини-музей ДОУ, общее недоразвитие речи, орловская народная игрушка, лексико-грамматические категории.
В современном дошкольном образовании ФГОС предполагает уход от академической системы и предполагает апробацию новых вариативных форм организации помощи нормально развивающимся детям и детям с ограниченными возможностями здоровья. Мини-музей в ДОУ является новой эффективной формой обучения и развития детей, предлагает большие возможности для расширения кругозора детей, их обучения и развития.
В дошкольном детстве ребенок активно усваивает все стороны и нормы родного языка. Обогащение и активизация словаря, развитие грамматических категорий - задача непростая, особенно для детей с общим недоразвитием речи. Для эффективности коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо создание оптимальной умственной и речевой нагрузки. Речевая нагрузка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала. В данном случае, музейная педагогика, как организация развивающей предметно-пространственной среды, предоставляет большие возможности для решения многих коррекционных задач.
В то же время, решая задачу реализации регионального компонента, мы создали мини – музей Орловской глиняной игрушки. Его особенностью является наличие экспонатов Чернышинской и Плешковской игрушек. Создание и посещение нашего мини-музея вызывает у детей неподдельный интерес, ведь наша орловская народная игрушка пришла из старины для того, чтобы развлечь, увлечь и научить ребенка.
В нашем мини - музее мы не только рассматриваем экспонаты, но и трогаем их, ощупываем. Детям с ОНР это просто необходимо, так как опора на кинестетическую память помогает детям быстрее и результативнее осваивать родной язык. Работа с предметами-экспонатами предполагает внимательное рассматривание предметов и их обсуждение, беседы, ответы на поставленные вопросы, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов и т.д.
В ходе знакомства с экспозициями нашего музея, коррекционная логопедическая работа имеет практическую речевую направленность: обогащение, активизацию словарного запаса, освоение грамматического строя русского языка, развитие связной речи. Используя предметы мини-музея, мы выполняем разнообразные игровые упражнения, тем самым решая коррекционные задачи:
Ø расширение и уточнение словаря по теме: «Игрушки»,
Ø уточнение и активизация словаря (игровое упр. «Узнай игрушку»);
Ø выделение и называние характерных признаков предмета (упр. «Назови части целого»);
Ø преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число (игровое упр. «Один-много»);
Ø образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (игровое упр. «Скажи ласково»);
Ø согласование числительного с существительным (упр. «Посчитай до пяти»);
Ø употребление существительных в родительном падеже (игровое упр. «Чего не стало»);
Ø выделение и называние признаков предмета («Какой?», «Какая?», «Какие?»);
Ø согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои (игровое упр. «Жадина»);
Ø практическое употребление простых предлогов места (игровое упр. «Кто где спрятался?»);
Ø составление простых распространённых предложений (упр. «Придумай предложение») и т.д..
Данные игровые упражнения одновременно служат закреплением материала по звуковой культуре речи, а также автоматизации поставленных звуков.
В ходе работы в мини – музее народной игрушки, экспонаты становятся близкими и понятными каждому ребенку. Незаметно происходит приобщение ребенка к культуре своего народа и региона. Важно отметить, что развивается и личность самого педагога, так как процесс сбора и накопления экспонатов предполагает погружение в историю и народные традиции русского народа.
Тщательно подобранные предметы мини-музея в сочетании с разнообразными играми, игровыми упражнениями и заданиями помогают детям осваивать важные речевые умения и навыки, которые в дальнейшем позволят ребенку социально адаптироваться в обществе. Опыт работы показывает, что такая форма, как мини-музей, эффективна для развития лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Литература:
1. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: пособие для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева.- Екатеренбург, 2007.
2. Куликовская, Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Т. А. Куликовская.- М.: АСТ, Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.