Химическое загрязнение почв в сельском хозяйстве




 

Химические удобрения играют важную роль в повышении урожаев в мире. Но постепенно все чаще звучат предупреждающие об опасности их столь интенсивного использования.

Химикаты применяются для борьбы с насекомыми, вредителями, сорняками, и, как результат этой борьбы продуктивность действительно растет. Но год за годом в почвах накапливается все больше токсичных веществ, которые постепенно переходят в растения, а потом в пищу человеку. Химикаты, содержащиеся в почве, постепенно загрязняют и близлежащие водоемы, и воздух. Становится просто опасно работать на таких полях. Гибнут не только люди, но и рыбы, птицы, насекомые, охотившиеся на вредителей. А с другой стороны, появляются все новые виды насекомых – вредителей, не восприимчивых даже к новейшим химикатам, что снова ведет к потере продуктивности.

В Украине наблюдается наивысший уровень антропогенных и техногенных нагрузок, которые в 6-7 раз превысили уровень самых развитых европейских стран.

Как известно, прогресс в отрасли растениеводства во второй половине XX столетия был связан прежде всего с химизацией сельского хозяйства, с широким применением минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Но со временем стало ясно, что химизация принесла не только рост урожайности.

Безумная погоня за высокими урожаями обернулась для европейского юга многочисленными бедами. В районах рисосеяния на каждый гектар вносится 1700кг удобрений и 20кг ядохимикатов. Значительная их часть смывается в реки и Азовское море. Накапливаются они и в почве, и в воздухе, и в организмах людей. Допустимые пределы давно и значительно перекрыты.

Процесс химизации, который осуществлялся более пятидесяти лет, привел к накоплению в земле, водоёмах, растениях и даже в самой сельскохозяйственной продукции опасных для человека и всего живого химических элементов. Сегодня уже очевидно и общепризнанно, что курс на тотальную химизацию сельскохозяйственного производства исчерпал себя, что необходим новый путь развития аграрного производства, основной характеристикой которого станет биологически обоснованное нормирование антропогенных нагрузок на окружающую среду. К чему привело химическое загрязнение окружающей природной среды?

Согласно экологическим исследованиям, площадь относительно чистых территорий Украины составляет около 420 тыс.га, или не больше 7% всей территории государства. Это отдельные районы, преимущественно горные, в Закарпатской, Ивано-Франковской, Черновицкой областях и АР Крым. К малозагрязненным принадлежит около 15% территории Украины, загрязненных и очень загрязненных — соответственно 40 и 30%. Как правило, напряжённую экологическую ситуацию имеют регионы с наивысшей густотой населения. Это Донбасс, Кривбас, Харьковская, Запорожская, Днепропетровская и другие промышленно насыщенные агломерации, где проживает почти четверть всего населения Украины. Если в Херсонской области на 1000 кв.м приходится 7 предприятий, то в Донецкой — почти 30; если в Житомирской области выбросы вредных веществ в воздушный бассейн на 1 кв.м составляют 2,3 т, то в Донецкой — 86,5 т. В Винницкой области в расчёте на 1 кв.м приходится 234 м загрязнённых стоковых вод, а в Донецкой - 36,3 тыс.куб.м, или в 155 раз больше! В таких районах почти все водоёмы отравлены, полностью подорван их самоочистительный потенциал.

В наше время практически во всех развитых странах мира ведутся научные исследования, цель которых — создание новых систем земледелия, которые обеспечили бы уменьшение антропогенного давления на природу, сокращение использования вредных для окружающей среды химических веществ, выращивания экологически чистой продукции. В свое время в этой области активно работали и украинские учёные. Но хроническое недофинансирование науки резко ограничило возможности наших исследователей. В связи с этим особенную ценность имеют работы в отрасли микроволновой технологии: с её помощью возможно значительно ограничить использование ядохимикатов практически на всех этапах выращивания и хранения продукции растениеводства, от предпосевной обработки зерен к погрузки зерна на морские суда для осуществления экспортных поставок. Нельзя не сказать и об экономической стороне вопроса. Ежегодно наши крестьяне тратят на приобретение ядохимикатов (преимущественно заграничных) суммы, которые измеряются миллиардами гривен. Если бы удалось хотя бы частично заменить ядохимикаты микроволновой обработкой, отечественные сельхозпроизводители получили бы дополнительно мощный финансовый ресурс.

 


Охрана земель как объекта природной среды

 

Земля в Украине охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности

Украина относится к государствам с очень высоким уровнем антропогенных и техногенных нагрузок на земельные ресурсы. Только вследствие загрязнения бытовыми отходами и сточными водами каждый год по пользованию изымается около 50 тысяч гектаров пахотных земель, продолжают распахиваться новые земельные площади. Общая площадь распаханных земель достигает 57 процентов.

Несмотря на то, что в последнее время внесения минеральных удобрений значительно сократилось, специалисты утверждают, что сельскохозяйственные угодья перенасыщены пестицидами и ядохимикатами, т.е. чрезмерная интенсификация сельскохозяйственного производства сопровождается максимально возможным освоением земельного фонда

Одной из основных причин деградационных процессов является тотальная распаханность земель Украины. Если Украина занимает в Европе 5,7%территории, то площадь территорий сельскохозяйственных угодий составляет 18,9%, а пашни — 26,6%. Служба житницей для прежнего СССР слишком дорого стоит для Украины, для нас, её граждан, для наших потомков. Ведь степень освоения земельного фонда составляет около 60% в сравнении с 10% в прежнем Союзе и 12% в США. При общей площади сельскохозяйственных угодий 39,4 млн.га под пашней находятся 32,3 млн.га, что составляет 82%. В Винницкой, Тернопольской и Кировоградской областях этот показатель достигает 90%, а в отдельных районах — 96%. В то же время в Великобритании распахано 18,5%, во ФРГ — 32%, в США — 20% сельскохозяйственных угодий.

Для анализа процессов, которые происходят в Украине с землей и в поисках выхода из кризисной ситуации, нужно иметь в виду, что так называемая земельная реформа 1991-2009 значительно усложнила, ситуацию с лечением болезней земли. В ходе земельных превращений была практически ликвидирована существующая система землеустройства, через которую осуществлялись основные функции государства из управления земельными ресурсами: учёт и оценка земель, планирование и организация рационального использования земель и их охрана, информационное обеспечение из государственного земельного кадастра, государственного мониторинга земель, оценки земель, государственного земельного контроля.

Следствием разрушения системы землеустройства является нарушение порядка и комплексности в проведении землеустроительных работ и, как следствие, снижение эффективности землевладения и землепользования, особенно на землях сельскохозяйственного назначения.

В собственности государства в настоящее время находится 29,6 млн.га (49%), в частной — 30,6 млн.га (50,8%) и 117 тыс.га (0,2%) — в коллективной.

Ещё более глубокие изменения в структуре собственности состоялись с землями сельскохозяйственного назначения. Из 41,7 млн.га общей площади сельскохозяйственных угодий в государственной собственности осталось 11,4 млн.га (27,3%), в частную собственность передано 30,3 млн.га (72,6%), а в коллективной собственности осталось 42,8 тыс.га (0,1%). Пашня распределена соответственно из 32,4 млн.га: 6 млн.га (18%), 26,4 млн.га (81,5%), 24 тыс.га (0,1%).

Вместе с тем, через незавершённость земельного законодательства и отсутствие научного и финансового обеспечения не осуществлено разграничение земель государственной и коммунальной собственности (9,7%), не завершено установление пределов населенных пунктов (64,3%) и земель естественно заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения (35%), остаются неблагоустроенными земли особенного режима использования — обороны (15%) и под разведанными общегосударственного значения полезными ископаемыми (5%), особенно ценные земли – науки (7%).

Недостаточно урегулированная законом продажа минеральных удобрений и агрохимикатов повлекла ввоз в страну ядохимикатов иностранного производства, что может привести к закупке их у тех производителей, продукция которых запрещена для использования по экологическим причинам.

Значительные площади сельскохозяйственных угодий расположены вдоль дорог с интенсивным движением машин и загрязняются тяжелыми металлами.

Следовательно, решение проблемы охраны земли в современных условиях является очень неотложными.

Вопрос сохранения и охраны земли занимают главное место в законодательстве Украины, которое учитывает специфику земель как средства производства и условия жизнедеятельности людей, объективную ограниченность земли в пространстве, неизменность ее расположение, неразрывную связь с природной средой.

Статья 14 Конституции предусматривает, что земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. Такое конституционное положение является основанием для правовой охраны земли как основного элемента окружающей природной среды. Правовая охрана земель предусматривает систему правовых средств, с помощью которых осуществляются мероприятия по восстановлению, поддержанию и улучшению качественного состояния земель. Эта охрана направлена прежде всего на обеспечение рационального использования земли, восстановление, сохранение и повышение плодородия почв, улучшение других полезных свойств земли. Кроме того, она имеет целью обеспечения защиты земель от негативного влияния антропогенной деятельности (порчи, загрязнения) и вредных природных процессов (ветровая, водная эрозия.

Правовому регулированию охраны земель посвящен Закон Украины общего характера - «Об охране окружающей природной среды» и ряд специальных законов по использованию, охране и воспроизводству отдельных природных ресурсов - Земельный кодекс, Кодекс о недрах, Лесной кодекс, Водный кодекс. Каждый из этих законов, наряду с положениями о регулировании отношений по использованию природных ресурсов, содержит отдельные разделы с их охраны и воспроизводства. В связи с тем, что все эти природные ресурсы являются разной формой целевого использования земли (в том числе и сельскохозяйственного), они составляют часть единого земельного фонда, и, таким образом, вопрос сохранения отдельных природных ресурсов так или иначе связано с охраной и использованием земли.

Закон, охраняя землю, закрепляет в правовых нормах определенные требования, которые необходимо учитывать всем землевладельцам и землепользователям, осуществляющих мероприятия производственно-хозяйственного, экономичного или научного характера. Прежде всего это проявляется в наличии их обязательств (Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс, «Об аренде земли»). Земельный кодекс, как главный закон, регулирующий земельные отношения, содержит раздел, посвященный охране земель.

Глава 26 Земельного кодекса Украины определяет задачи, содержание и порядок охраны земель, предусматривает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращения необоснованного изъятию земель сельскохозяйственного назначения, защиту от вредного антропогенного воздействия, воспроизводство и повышение плодородия почв. Предусмотрены Земельным кодексом меры по охране земель направленные на борьбу с природными и искусственными процессами, ухудшающих состояние почв. К ним относятся меры по предотвращению эрозии почв: организационно-хозяйственные - правильное размещение на земле различных хозяйственных объектов, систематическое наблюдение за состоянием земель и правильностью их использования; агротехнические - применение надлежащих средств возделывания почвы и выращивания сельскохозяйственных культур, введение специальных противоэрозионных севооборотов; лесомелиоративные - устройство лесозащитных насаждений.

Законом предусмотрены предельно допустимые концентрации химических, радиоактивных и других вредных веществ в почве и порядок их определения. Хозяйственная и иная деятельность, которая обусловливает загрязнение земель и почв сверх установленных предельно допустимые концентрации опасных веществ, запрещается (ст. 167 ЗК).

 


Глава 26 Земельного кодекса Украины Задачи, содержание и порядок охраны земель

 

Статья 162. Понятие охраны земель

Охрана земель - это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предупреждение необоснованного изъятия земель сельскохозяйственного назначения, защиту от вредного антропогенного воздействия, воспроизводство и повышение плодородия почв, повышение продуктивности земель лесного фонда, обеспечение особого режима использования земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Статья 163. Задачи охраны земель

Задачами охраны земель являются обеспечение сохранения и воспроизводства земельных ресурсов, экологической ценности природных и приобретенных качеств земель.

Статья 164. Содержание охраны земель

1. Охрана земель включает:

а) обоснование и обеспечение достижения рационального землепользования;

б) защиту сельскохозяйственных угодий, лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд;

в) защиту земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и от других неблагоприятных природных и техногенных процессов;

г) сохранение природных водно-болотных угодий;

ґ) предупреждение ухудшения эстетического состояния и экологической роли антропогенных ландшафтов;

д) консервацию деградированных и малопродуктивных сельскохозяйственных угодий.

2. Порядок охраны земель устанавливается законом.

Статья 165. Стандартизация и нормирование в области охраны земель и воспроизводства плодородия почв

1. Стандартизация и нормирование в области охраны земель и воспроизводства плодородия почв осуществляется с целью обеспечения экологической и санитарно-гигиенической безопасности граждан путем принятия соответствующих нормативов и стандартов, определяющих требования по качеству земель, допустимой антропогенной нагрузке на почвы и отдельные территории, допустимому сельскохозяйственному освоению земель и т. п.

2. В области охраны земель и воспроизводства плодородия почв устанавливаются следующие нормативы:

а) оптимального соотношения земельных угодий;

б) качественного состояния почв;

в) предельно допустимого загрязнения почв;

г) показатели деградации земель и почв.

3. Нормативные документы по стандартизации в области охраны земель и воспроизводства плодородия почв устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 166. Рекультивация нарушенных земель

1. Рекультивация нарушенных земель - это комплекс организационных, технических и биотехнологических мероприятий, направленных на восстановление почвенного покрова, улучшение состояния и продуктивности нарушенных земель.

2. Земли, подвергшиеся изменениям в структуре рельефа, экологическом состоянии почв и материнских пород и в гидрологическом режиме вследствие проведения горнодобывающих, геологоразведочных, строительных и других работ, подлежат рекультивации.

3. Для рекультивации нарушенных земель, восстановления деградированных земельных угодий используется почва, снятая при проведении горнодобывающих, геологоразведочных, строительных и других работ, путем ее нанесения на малопродуктивные участки или участки без почвенного покрова.

Статья 167. Охрана земель от загрязнения опасными веществами

1. Хозяйственная и иная деятельность, обусловливающая загрязнение земель и почв сверх установленных предельно допустимых концентраций опасных веществ, запрещается.

2. Нормативы предельно допустимых концентраций опасных веществ в почвах, а также перечень этих веществ утверждаются специально уполномоченными органами исполнительной власти в области здравоохранения и санитарного надзора, экологии и природных ресурсов.

3. Загрязненные опасными веществами земельные участки используются с соблюдением установленных ограничений, требований по предупреждению их опасного влияния на здоровье человека и окружающую среду.

4. Уровень загрязнения почв учитывается при предоставлении земельных участков в пользование, исключении из хозяйственного оборота и изменении характера и режима использования.

Статья 168. Охрана почв

1. Почвы земельных участков являются объектом особой охраны.

2. Собственники земельных участков и землепользователи не имеют права осуществлять снятие и перенос почвенного покрова земельных участков без специального разрешения органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель.

3. При осуществлении деятельности, связанной с нарушением поверхностного слоя почвы, собственники земельных участков и землепользователи должны осуществлять снятие, складирование, сохранение поверхностного слоя почвы и нанесение его на участок, с которого он был снят (рекультивация), или на другой земельный участок для повышения его продуктивности и других качеств.

Глава 27 - Использование техногенно загрязненных земель

Статья 169. Понятие техногенно загрязненных земель

1. Техногенно загрязненные земли - это земли, загрязненные вследствие хозяйственной деятельности человека, приведшей к деградации земель и ее отрицательному влиянию на окружающую среду и здоровье людей.

2. К техногенно загрязненным землям относятся земли радиационно опасные и радиоактивно загрязненные, земли, загрязненные тяжелыми металлами, другими химическими элементами и т. п. При использовании техногенно загрязненных земель учитываются особенности режима их использования.

3. Особенности режима и порядка использования техногенно загрязненных земель устанавливаются законодательством Украины.

Статья 170. Особенности использования техногенно загрязненных земель сельскохозяйственного назначения

1. Техногенно загрязненные земли сельскохозяйственного назначения, на которых не обеспечивается получение продукции, отвечающей установленным требованиям (нормам, правилам, нормативам), подлежат изъятию из сельскохозяйственного оборота и консервации.

2. Порядок использования техногенно загрязненных земельных участков устанавливается законодательством Украины.

Глава 28 - Консервация земель

Статья 171. Деградированные и малопродуктивные земли

1. К деградированным землям относятся:

а) земельные участки, поверхность которых нарушена вследствие землетрясения, сдвигов, карстообразования, наводнений, добычи полезных ископаемых и т. п.;

б) земельные участки с эродированными, переувлажненными, с повышенной кислотностью или засоленностью, загрязненными химическими веществами почвами и другие.

2. К малопродуктивным землям относятся сельскохозяйственные угодья, почвы которых характеризуются отрицательными естественными свойствами, низким плодородием, а их хозяйственное использование по назначению экономически неэффективно.

Статья 172. Консервация деградированных, малопродуктивных и техногенно загрязненных земель

1. Консервации подлежат деградированные и малопродуктивные земли, хозяйственное использование которых экологически опасно и экономически неэффективно. Консервации подлежат также техногенно загрязненные земельные участки, на которых невозможно получить экологически чистую продукцию, а пребывание людей на этих земельных участках является опасным для их здоровья.

2. Консервация земель осуществляется путем прекращения их хозяйственного использования на определенный срок и залужения или залесения.

3. Консервация земель осуществляется по решениям органов исполнительной власти и органов местного самоуправления на основании договоров с собственниками земельных участков.

4. Порядок консервации земель устанавливается законодательством Украины.

 


Вывод

 

Таким образом, вопрос охраны земель в условиях обострения экологической ситуации в Украине должно стать одним из важнейших направлений государственной политики, поскольку улучшение состояния земли открывает значительные резервы увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и обеспечивает существенное оздоровление экологических условий жизни человека.

В целях охраны земель должны разрабатываться областные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учётом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель должна проводится с учётом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв должно запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы должен сниматься и использоваться для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Украины должны быть установлены нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам необходимо проводить почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязнённых территорий возможно допускать консервацию земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Украины.

 


Список использованной литературы

 

1. Политика и развитие сельского хозяйства в Украине - К.: Альфа-Принт, 2001.

2. Дегодюк Э.Г., Дегодюк С.Э. Эколого-техногенная безопасность Украины, К.: ЕКМО, 2006.

3. Третьяк A.М., Бабминара Д.И. Земельные ресурсы Украины и их использования. - К.: Центр земельной реформы Украины, 2003.

4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. Москва "Финансы и статистика", 1997

5. Материалы коллегии Госкомзема Украины от 28.05.2009 года.

6. Ю.А.Кармазин о некоторых аспектах продовольственной и экологической безопасности Украины в контексте возрождения украинского села. //Микроволновые технологии в народном хозяйстве. Внедрение. Проблемы. Перспективы: Вып.7-8/ под.ред. ак.Л.Г.Калинина.-Одесса: "Издательство Бартнева", 2009 г.

7. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности, (под ред. В.И. Стрижева) // Киев: Высшая школа, 1998.

8. Гордонов М.: Формирование и использование амортизационных средств в промышленности // Экономист, № 6, 2000



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: