Год-начало летописного рассказа о русской истории.




Восточные славяне. Киевская Русь.

 

Официальное летописание на Руси началось в ХV веке, почти одновременно с завоеванием Царьграда турками (1453 год), и вели его так называемые приказные дьяки, сообщают историки. Этот всеми признанный факт означает лишь одно: мы не имеем надежных материалов по государственной истории России для более ранних времен. И что интересно, в летописях приказных дьяков никаких упоминаний о «древних рукописях» нет.

Изучение истории и систематизация летописных данных началась еще позже. Основными составителями русской истории стали: основоположник норманнской теории происхождения Русского государства Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и ярый враг норманизма М.В.Ломоносов (1711-1765), В.Н.Татищев (1686-1750) и Герард Фридрих Миллер (1705-1783), и князь М.М.Щербатов (1733-1790), написавший «Историю России с древнейших времен» в семи томах, ставшую как бы прологом к Карамзину (1766-1826). Посмотрите на даты жизни этих ученых! Они составляли древнюю русскую историю в ХVIII веке.

Интересно, что прежде, чем приступить к написанию истории Древней Руси, Г.Ф.Миллер десять лет провел в Сибири, разыскивая ТАМ копии документов по истории Руси. Странно, не правда ли? Отчего же поехал он в Сибирь для собирания исторических документов? Ведь «Древняя Русь» располагалась отнюдь не в Сибири! Очевидно, архивы старых русских городов вызывали у историка сомнения, и он полагал, что вдали от политических центров может найти более достоверные материалы.

Лишь в ХIХ веке, в 1805-1809 году Август Людвиг Шлецер, немецкий историк на русской службе, впервые опубликовал, да и то по- немецки, Несторову летопись. В 1809-1819 годах Д.И.Языков перевел ее на русский язык, посвятив свой перевод императору Александру I. И в это же время, в самом конце ХVIII века или в начале ХIХ, ГРАФОМ а.и.Мусиным- Пушкиным (1744-1817) была открыта Лаврентьевская летопись, а издали ее только в 1846 году. Тот же Мусин- Пушкин в 1795 году обнаружил и рукопись «Слова о полку Игореве».

Первая связная «История государства Российского» со времени его воображаемого основания появилась уже в ХIХ веке. Составил ее Н.М.Карамзин, который в 1816-1825 годах выпустил при субсидии правительства одиннадцать томов, а последний, двенадцатый том вышел в 1826 году после его смерти…

Такова была история сведения воедино данных разных летописей и их первичных толкований. Рассмотрим же историю появления государства Российского.

 

Апостола Андрея Первозванного, старшего брата апостола Петра, считают святым покровителем Российского государства. Как гласит легенда, он проповедовал христианство в Скифии, совершил путешествие по Днепру, бывал на берегах озера Ильмень, где встретил славян. На киевских горах Андрей установил крест и предсказал, что здесь будет сооружен великий город.

«И проиде в вустье Днепрьское, и оттоле поиде по Днепру горе… И вшед на горы сия, благослови я, и постави крест…идеже послеже бысть Киев…»

Св. ап. Андрей прв.

Через много лет в ХVIII столетии архитектор В. Растрелли возвел в Киеве на месте легендарного креста церковь, названную Андреевской. Высшим знаком отличия в России был орден Андрея Первозванного. В честь святого апостола назван Андреевским флаг военно- морского флота России.

Как же все начиналось?

Древнейшие письменные свидетельства о тех временах содержатся в сочинениях византийских, готских, арабских авторов (Прокопий Кесарийский(VIв.), Иордан, аль Якуби, Ибн Хордадбех и др.). Но самым важным источником считается «Повесть временных лет». Эта летопись включает разнородные материалы, принадлежащие разным авторам конца Х- начала ХIIвв. Но основной текст «Повести» составлен монахом Киево- Печорского монастыря Нестором. Предшественниками «Повести» были летописи, составленные при Владимире I, Ярославе Мудром; летописный свод митрополита Иллариона, создававшего его под именем монаха Никона в 60-70-е гг. ХIв.

 

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относятся к индоевропейской группе народов, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии.

Предков славян, которые населяли бассейн рек Одры, Вислы и Днепра, принято называть праславянами. Греческий историк Геродот, посетивший их территории а V веке до н.э., называл их «сколотами» или «борисфенитами» по месту обитания- реке Борисфену (так в древности назывался Днепр).

В то время территория расселения славян была гораздо меньше, чем теперь. Только с начала нашей эры предки славян заняли территория от Эльбы на севере до Балтийского моря на западе и до Сейма и Оки на востоке. А на юге их границей стала широкая полоса лесостепи, проходившая на восток в направлении современного Харькова.

В VI веке н.э. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русские, украинцы, белорусы). Примерно в это же время возникают крупные союзы славянских племен. Большей частью племенные союзы у славян были связаны не единством происхождения, а районом расселения, поскольку территориальные связи преобладали над родовыми. Такой племенной союз включал от ста до двухсот племен и представлял мощную военную силу.

Около Киева, на правом берегу Днепра, жили поляне, по верхнему течению Днепра и Западной Двине- кривичи, по берегам Припяти- древляне. На Днестре, Пруте, в нижнем течении Днепра и на северном побережье Черного моря жили угличи и тиверцы. Севернее, в западных областях современно Украины,- волыняне. Еще севернее- от Припяти до Западной Двины- дреговичи. По левому берегу Днепра и вдоль Десны- северяне, по реке Сож, притоку Днепра,- радимичи. Вокруг озера Ильмень- ильменские славяне (словене).

Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге- печенеги и хазары, на востоке- волжские болгары и многочисленные5 угрофинские племена (мордва, марийцы, мурома).

Ранняя история западных славян представлена Волынцевской, Корчакской, Роменско- Боршевской и другими археологическими культурами.

* (Археологические культуры- совокупность памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие особенности.)

Общие черты этнического облика восточных славян сложились в 6-9 вв. на территории Восточной Европы в результате длительной и сложной перегруппировки славянских племенных объединений (анты, склавины, дулебы и др.), во взаимодействии с разноэтнической средой, в которой они обитали и расселялись (балты, финно- Угры, потомки сарматов, тюрки и др.) и с которой контактировали (арабы, византийцы, скандинавы).

Следует отметить неравномерность развития хозяйства у отдельных восточнославянских объединений. Благодаря интенсивным торговым связям наиболее высоким уровнем развития отличались поляне. Именно их территория стала называться Русью. Историки считают, что это наименование связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

К 9-10 вв. восточные славяне занимали территорию от Чудского и Ладожского озер на севере до черного моря на юге; от Восточных Карпат на западе до нижней Оки на Востоке.

С начала 8 века у восточных славян происходили значительные сдвиги в социально- экономической жизни, сопровождавшиеся ростом населения.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена ржи, ячменя, проса, а также огородных культур: репы, капусты, моркови, свеклы, редьки.. Выращивали славяне и технические культуры- лен, коноплю.

Благодаря мягкому климату и достаточно плодородной почве на южных землях славян сложились более древние земледельческие традиции, чем в северных районах.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, где основная территория была покрыта лесами, применялись подсечно- огневая система. В первый год на осваиваемом участке рубили деревья и оставляли их лежать на земле. За зиму деревья высыхали, и на следующий год их сжигали вместе с пнями и в землю, удобренную золой, сеяли зерно. Подготовленный таким образом участок два- три года давал достаточно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок тем же способом.

Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона- суковатка. Убирали урожай при помощи металлических серпов, а затем размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах, где преобладала открытая местность, ведущей системой земледелия был перелог. Из- за большого количества плодородных земель участки засевали в течении нескольких лет, а после истощения почвы ее оставляли отдыхать и переходили (перекладывались) на новые поля до их истощения. Затем все снова повторялось.

Землю обрабатывали вначале деревянным валом, а затем плугом с железным лемехом. Применение железных орудий позволило увеличить площади распаханных земель и перейти к пашенной форме земледелия. Славянам были известны двухпольный и трехпольный севообороты. Двухполье заключалось в том, что вся земля делилась на две части. Одна использовалась для выращивания хлеба, а другая половина отдыхала- находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля, засеваемого осенью, выделялось еще и яровое, на котором сеяли весной. Однако эта форма получила распространение преимущественно в южных районах, поскольку на лесном Севере долго не было необходимых площадей распаханной земли. Там долго сохранялась подсечная форма земледелия.

При раскопках были обнаружены ямы- хранилища. Некоторые из них могли вместить до 5 тонн зерна, что свидетельствует о масштабах производства.

Восточные славяне также занимались оседлым скотоводством- разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, а в лесной полосе- лошадей.

Охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел) сохраняли важное место в хозяйстве. Мясо и рыба являлись необходимым дополнением к столу, особенно в то время, когда нельзя было убивать скот. Мед, пчелиный воск и меха были основными предметами внешней торговли.

Развивались ремесла (выработка железа, кузнечное, ювелирное дело), а также торговля на пути «из варяг в греки».

Хочется немного сказать о древнем календаре. Теперь мы живем по календарю, разделенному на четыре сезона. Исконный же русский календарь содержал их всего три. Самый длинный был зимний. Его границы определялись с того момента, когда скотину переводили на привязное содержание и питание заготовленными кормами, и до марта, когда появлялась первая трава, и скотину можно было уже выпускать на дополнительную подкормку.

Следующий после этого сезон заканчивался в июне моментом, когда начинался массовый покос. В это время занимались подготовкой будущего урожая. Так, например, подстилка из- под скотины вместе с навозом шла на удобрения. А откуда взялась подстилка? Из отходов производства, ибо так утилизировали солому, оставшуюся после обмолота зерновых. В хозяйстве старались из всего получить пользу.

Наконец, третий сезон- время усиленной подготовки к долгой зиме. Собирались зерновые, ягоды, грибы и т.д. Перед началом зимнего сезона проводили ревизию всего заготовленного провианта для себя и животных. В середине зимы проходила вторая ревизия: проверялось, хватит ли еды до нового урожая (так определялась норма потребления на оставшееся время), а чуть подпорченное или подмороженное шло на стол, обеспечивая праздник, известный ныне как Новый год.

Будучи язычниками, восточные славяне поклонялись Перуну- богу грозы, «творцу молний», Хорсу- богу солнца. Божества Даждьбог и Стрибог были связаны с земледельческим культом; Велес (Волос)- покровитель скотоводства; Мокошь (Макошь)- женское божество плодородия. Культ Рода и рожениц был связан с понятиями жизни, родства и также плодородия. Известны низшие божества: лешие, берегыни, упыри и другие. Восточные славяне имели курганный обряд погребения с трупосожжением. (В 10 в. с принятием христианства распространялся курганный, а затем и бескурганный обряд трупоположения.)

В VII-VIII вв. усовершенствовались орудия земледельческого труда. Появляется рало- плуг с полозом и усовершенствованным наральником. Позднее распространяются плуги с железным лемехом и отвалом, подрезавшие почву и сбрасывающие землю из борозды в сторону пахоты. Появляются широколезвийные топоры, серпы более изогнутой формы.

Все это способствовало росту производительных возможностей. Теперь ведение самостоятельного хозяйства становится доступным не только крупным коллективам- родовым, соседско- родовым, соседско- большесемейным общинам, но уже и каждой малой семье в отдельности. Первобытный родовой коллективизм становится ненужным. Введение новых, более производительных орудий труда, более совершенных способов ведения хозяйства позволили отказаться от коллективного труда всех членов родовой общины. Основной хозяйственной единицей становится отдельная семья. И хотя в соседской сельской общине, где семьи селились по принципу соседства, а не родства, еще сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, она уже делилась на отдельные наделы, которые обрабатывала каждая отдельная семья. Собранный ею урожай становился собственностью такой семьи. Отсюда появляется материальная обособленность отдельных производителей, глав отдельных семейств, что, в свою очередь, приводило к неравномерному накоплению прибавочного продукта. Следствием этого процесса был рост имущественного неравенства внутри общины.

* (Имущественное неравенство-концентрация в руках определенной группы людей значительных материальных ценностей и политической власти, одна из главных причин социальной дифференциации.).

В VIII-IХ вв. развитие ремесла привело к общественному разделению труда- ремесленная деятельность отделилась от сельского хозяйства. Это сыграло огромную роль в разложении родовых отношений у восточного славянства. Теперь отдельные семьи имели возможность уже самостоятельно заниматься производством того или иного продукта для его дальнейшего обмена. Это укрепило материальную обособленность отдельных производителей. Ремесло начинает сосредотачиваться в городах. Город- это явление абсолютно не характерное для первобытнообщинного строя. Города появляются лишь в новых исторических условиях, в условиях классового общества, общества феодального.

В это время впервые появляются специалисты в отдельных видах ремесла- кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах- градах или на городищах- погостах, которые из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесла и торговли- города. Одновременно города становились оборонительными центрами и местом пребывания носителей власти.

Археологами отмечена группировка поселений восточных славян гнездами. Выделяются укрепленные хозяйственно- административные центры сосредоточения общинной знати, ремесленные и торговые поселения, городища- убежища.

Обычно города возникали при слиянии двух рек или вокруг господствовавшей над местностью возвышенности, поскольку такое расположение позволяло гораздо лучше защититься от врагов. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем, или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль окружался водой, для чего выкапывали глубокий ров. К кремлю примыкали слободы- поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом. Нередко ее также обносили оборонительной стеной.

Древнейшие города часто образовывались на важнейших торговых путях или на их пересечении. Одним из них был «путь из варяг в греки». Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками суда достигали бассейна Днепра. Из одной реки в другую корабли перетаскивали по специальным путям- волокам. Попав в Днепр, корабли доходили до Черного моря и дальше, до Византии. Вдоль этого пути возникли такие крупные города, как Новгород, Полтава и Киев. Последний стал столицей Киевской Руси.

 

Летописец Нестор в начале ХII в. писал, что на территории от Карпат до верховьев Оки и Волги издавна жили восточные славяне. В VI-VIIIвв. Они составляли около пятнадцати племенных союзов, в одном из которых- земле полян- правил легендарный князь Кий. Вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью он, по преданию, основал город, названный в его честь Киевом и впоследствии величаемый «матерью городов русских».

Вторым торговым путем, также проходившим по территории славян, был волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. По времени возникновения он был одним из древнейших на территории Восточной Европы.

 

Социальные отношения регулировались обычным правом, частично нашедшим отражение в «Законе русском», Русской правде, грамотах. Известные по «Повести временных лет» и другим летописям поляне, древляне, северяне, словене, кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи, уличи, тиверцы и другие были союзами восточно- славянских племен. В Среднем Поднепровье и в Приильменье возникли первые известные раннегосударственные объединения восточных славян («Русская земля», «Славия» и др.), ставшие вскоре основой Древнерусского государства. На основе племенных союзов Восточных славян сформировалась древне- русская народность.

Различный состав отдельных семей, входивших в территориальные общины, разный уровень их благосостояния, накопленных богатств, захват состоятельными и многочисленными семьями земель и йгодий, пока еще пустовавших и никому не принадлежавших, - все это создавало условия для имущественной и социальной дифференциации внутри сельской общины.

Однако имущественное и социальное неравенство возникало не только в общине. В это время, в VIII-IХ вв., у славян выделяется родо- племенная и военно- дружинная знать. В эпоху господства родовых отношений высшим органом племени является народное собрание-вече.

* (Вече- племенное собрание, в котором первоначально участвовали практически все мужчины, а затем только боеспособные; верховный орган племенного самоуправления и суда).

Народное собрание обеспечивало социальное и экономическое равенство членов племенного сообщества. На нем избирались и переизбирались старейшины племени, князья, которые были носителями административной и военной власти племени. Эти должности занимали наиболее авторитетные и уважаемые члены племени.

* (Князь- военный вождь, первоначально- племени, а затем- общий для союза племен).

Однако в период родовой демократии, в период разложения родового строя роль и значение народного собрания начинает падать. Старейшины уже начинают решать самостоятельно ряд вопросов, бывших ранее в ведении народного собрания, они сами готовят их в собственных интересах для последующего утверждения на народном собрании. Их должности из переизбираемых постепенно становятся наследственными.

Переходной ступенью к образованию государства у восточных славян был период военной демократии.

* (Военная демократия- выделяется военная знать (князь и дружина), которая сосредотачивает в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть).

Однако вече еще продолжает играть определенную роль в жизни племени.

Вокруг племенного князя, происходившего уже из одного наиболее знатного и богатого рода, чья власть превратилась в наследственную, формируется дружина.

* (Дружина- профессиональное войско, постоянное занятие которого- война).

Однако эта дружина уже коренным образом отличается от племенного войска периода родового строя с его сугубо оборонительными функциями.

* (Общеплеменное ополчение- боеспособная часть мужского населения племени, участвующая в военных действиях в случае крайней необходимости).

Эта дружина не подчиняется уже народному собранию, она превращается в орган давления, который начинает господствовать над соплеменниками.

Верхушка племени, которая выросла из старой племенной знати и богатых соплеменников, постепенно отрывается от соплеменников, возвышается и узурпирует власть. Эта группа объявляет себя собственником земель, облагает подвластное население данью- налогом. Князья и знать захватывают племенную землю в личную наследственную долю, подчиняют своей власти бывшие родоплеменные органы управления.

Накапливая ценности, захватывая земли и угодья, создавая мощную военную дружинную организацию, совершая походы с целью захвата военной добычи, собирая дань, торгуя и занимаясь ростовщичеством, знать восточных славян превращается в силу, стоящую над обществом и подчинившую себе ранее свободных общинников. Таков был процесс классообразования и формирования ранних форм государственности увосточных славян. Этот процесс постепенно привел к образованию на Руси в конце IХ в. раннефеодального государства.

Восточные историки рассказывают о том, что накануне образования древнерусского государства существовали три крупных объединения славянских племен: Куяба, Славия и Ортания. Куябой (или Куявой) тогда называлась область вокруг Киева, Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Ортании, третьего объединения славян, точно не установлено.

Восточные славяне составляли основу населения Древне- русского государства, были носителями древне- русского языка, письменности, создателями древне- русской культуры. На основе древне- русской народности складывались 3 восточно- славянских народа: белорусы, русские, украинцы.

год-начало летописного рассказа о русской истории.

В Византии прекращаются богословские споры, утверждается единый христианский догмат, который передается славянским народам, начавшим в то время принимать христианство; тогда же появляется перевод Священного писания на славянский язык благодаря деятельности Кирилла и Мефодия.

854 год- первое упоминание Новгорода в летописи. Новгород становится столицей огромной территории, занимавшей весь север Великой Русской равнины.

Развитие феодализма в русском раннефеодальном государстве прошло несколько этапов. Первый из них, приходящийся на конец IХ- начало Х в.,- это так называемое «окняжение». Он был связан с интенсивным процессом формирования княжеского землевладения. В это время территория, ранее подвластная племенам и их вождям, переходила под власть князей, которые раздавали земли в своеобразные лены- держания своим дружинникам. Население, подвластное им, начинало выплачивать дань, т.е. феодальную ренту в форме «полюдья». Что оно собой представляло? Летом князь со своей дружиной, как правило, находился в далеких походах. В начале зимы, обычно в ноябре, князь с дружиной предпринимал объезд подвластных ему территорий. Одновременно он занимался разрешением судебных дел. Размер собираемых в ходе «полюдья» повинностей не был зафиксирован и регулировался обычаем, т.е. неписаными законами.

Некоторые исследователи считают, что полюдье- не особый вид феодальной ренты, а военная контрибуция, наложенная на покоренные киевскими князьями племена. Некоторые видят в дани часть общегосударственного налога. Некоторые, признавая государство в лице князя верховным собственником всей земли в стране, видят в полюдье феодальную ренту.

Таким образом, в конце IХ- начале Х в. идет интенсивный процесс формирования княжеского землевладения. Возникает и развивается основа феодального общества- феодальная собственность на землю.

При феодализме, особенно на ранней стадии, сохраняется натуральный характер хозяйства (в феодальной вотчине производится большая часть необходимого для жизни), но это не исключает обмена товарами (на всех стадиях развития феодального строя существуют ремесленники и купцы).

Существенной чертой феодального строя является связь землевладения и политической власти.

Процесс классообразования еще далек от завершения. Класс крестьян оформился лишь к ХIV в., а класс феодалов к ХVIIв. Как в экономике, так и в политическом строе существуют пережитки первобытного общества.

Власть князя существенно зависела от поддержки дружины, но ограничиваласьтакже элементами сохранившегося народного самоуправления (вече, старейшины в городах).

В этих условиях происходит образование единого восточно- славянского государства Русь.

Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде в 859 году. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам (так на древней Руси называли жителей Скандинавии, в IХ-Х вв. служивших дружинниками у русских князей), изгнали их за море.

 

2 половина IХ века- княжение Аскольда и Дира в Киеве.

 

«Двое из единоземцев Рюриковых, именем Аскольд и Дир, отправились с товарищами из Новгорода в Константинополь…; увидели на высоком берегу Днепра маленький городок…и спросили: чей он? Им ответствовали, что ст его, три брата, давно скончались, и что миролюбивые жители платят дань Козарам. Сей городок был Киев; Аскольд и Дир завладели им; присоединили к себе многих варягов из Новгорода; начали под именем россиян властвовать как государи в Киеве».

Н. М. Карамзин

860 год- неудачный поход киевских князей Аскольда и Дира на Византию.

 

«…на 200 ладьях приплыла Русь к Царьграду, но попытка не удалась: буря, вставшая, по греческим свидетельствам, вследствие чудесного заступления Богородицы, разбила русские лодки, и немногие из дружины Аскольдовой возвратились с своими князьями назад в Киев».

С. М. Соловьев

862 год- призвание епископа из Константинополя в Киев.

 

«И народ россов, воинственный и безбожнейший, император привлек к переговорам и, заключив с ними договор, убедил их сделаться участниками божественного крещения и устроил так, что они приняли епископа».

Н. М. Карамзин

 

После этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить кровопролитие, новгородцы решили пригласить варяжских князей, как третью сторону, стоявшую над борющимися группировками. В 862 году князь Рюрик, живший на землях за Ладогой, был призван на Русь новгородцами, и с него началась русская княжеская династия, которую по традиции называют Рюриковичами.

 

864 год- образование державы Рюрика.

 

«До нашего начального летописца дошло очень мало преданий о княжении Рюрика. Он знает только, что по прошествии двух лет от призвания…всю власть принял Рюрик…»

С.М.Соловьев

* Одни историки считают Рюрика скандинавом, другие- выходцем из славян, живших на южном берегу Балтики. Многие историки оспаривают реальность существования Рюрика.

Датой образования древнерусского государства условно считается 882 год, когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход на Киев. Убив правивших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Поскольку столица стала находиться в Киеве, это государство и стали называть Киевской Русью.

Итак, древнерусское государство сложилось в результате объединения двух главных центров восточных славян- Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Ст. Ладоги, Гнездова и др.), расположенных вдоль пути «из варяг в греки» и его ответвлений.

* Феодальный способ производства материальных благ- способ производства, при котором главное средство производства (земля) находится в руках крупных собственников- феодалов, а само производство строится на эксплуатации крестьянина, который за пользование наделом отдает часть производимого им прибавочного продукта феодалу в виде феодальной ренты. Разнообразные виды этой ренты можно свести к натуральной, отработочной и денежной.

Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения древнерусского государства. Впервые ее высказали приглашенные в Россию в ХVIII веке немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Согласно этой теории, русские обратились к норманнам (так тогда называли выходцев из Скандинавии), для того чтобы те навели порядок на русской земле. В ответ на Русь пришли трое князей: Рюрик и два его брата- Синеус и Трувор.

Основанием для подобной теории стало укоренившееся в трудах немецких историков положение об отсутствии предпосылок для образования государства у восточных славян.

Последующие исследования убедительно опровергли данную теорию, поскольку определяющим фактором в процессе образования любого государства являются объективные внутренние условия, без которых никакими внешними силами его создать невозможно. Одним из первых противников этой теории был М. В. Ломоносов. С другой стороны, рассказ об иноземном происхождении власти достаточно типичен для средневековых хроник и встречается в древних историях многих европейских государств.

Споры норманистов с их противниками положили начало многовековому спору об основании Древнерусского государства.

Арабским, иранским и средне- азиатским географам были известны 3 политических образования Руси(9-10 вв.): Куявия, Славия, Артания. По свидетельству «Повести временных лет», в 9-10 вв. существовали княжения в землях древлян, дреговичей, полочан. Археологическими раскопками установлено, что в середине 9 века на так называемом Рюриковом городище (в районе современного Новгорода) возникла княжеская резиденция, вещевые комплексы которой имели ярко выраженную скандинавскую окраску, что может быть соотнесено с летописным рассказом о призвании князя верхушкой славянских и местных угро- финских племен «из заморья». В этом государственном образовании доминировали ильменские словене и кривичи.

При оценке раннефеодальной монархии на Руси следует иметь в виду два обстоятельства. Первое из них касается политического устройства этого раннефеодального государства. Во главе его стоял киевский князь, который назывался «великим князем». Он правил при помощи совета, состоявшего из других князей и дружинников.

Княжеская дружина делилась на старшую (так называемые бояре, мужи) и младшую (так называемые гриди, отроки). Сбор дани и судебных пошлин осуществлялся, как правило, старшей дружиной. Ее представители получали от князя право на доходы в виде дани с населения, находившегося в их юрисдикции. Постепенно с развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками. Они вели собственное хозяйство, эксплуатируя труд закабаляемых ими крестьян. Такие дружинники постепенно набирали силу и уже могли в дальнейшем противостоять великому князю как своими собственными воинскими формированиями, так и своей экономической силой.

По некоторым источникам местная знать заключала с приглашенным князем договор, согласно которому сбор государственных доходов с подвластных племен осуществлялся представителями местных верхов, а не княжеской дружиной. Этот договор, как установлено источниковедческими исследованиями, лег в основу традиционных взаимоотношений новгородцев с князьями.

Города укреплялись княжескими посадниками, которые в ряде случаев могли проводить уже независимую от великого князя политику. Подобная аморфность, нечеткость и достаточно слабая консолидация правящей верхушки характерны для многих раннегосударственных образований.

Второе обстоятельство, касающееся сути раннефеодальной монархии Киевской Руси,- это социально- экономический аспект, заключающийся в нечеткости социальной и классовой структуры Киевской Руси. Класс феодалов в это время весьма пестр по своему составу. Это были великий князь с его приближенными, представители старшей дружины князя, ближайшее окружение князя- бояре, представители феодализирующейся верхушки населения на местах, как правило, потомки старых местных аристократических родов, местные князья.

Зависимое, эксплуатируемое население было также весьма пестрым по своему составу и состояло из различных группировок. К нему принадлежали холопы-люди, утратившие свою свободу в результате продажи, долгов, семейного или служебного положения. Это была и так называемая челядь, т.е. те, кто потерял свою свободу в результате плена; закупы- крестьяне, вынужденные обращаться за помощью к боярину и получавшие от него «купу»- ссуду деньгами, зерном или тягловой силой. Попытка закупа убежать от своего кредитора каралась превращением его в раба- холопа. Можно назвать и рядовичей. Это были зависимые люди, вынужденные заключить с феодалом какой- либо договор- так называемый «ряд»- и вынужденные выполнять согласно этому договору какую- либо работу. Среди зависимого, эксплуатируемого населения были так называемые «изгои», т.е. люди, отторгнутые земледельческой общиной и вынужденные идти в повинностную службу к князьям и боярам.

Основную массу сельского населения в это время составляли свободные общинники, обложенные только данью. Их чаще всего называли смердами. По мере захвата их земель и угодий они превращались в феодально- зависимых людей. Дань, которую они несли, перерастала в оброк, тем самым они превращались из свободных в феодально- зависимых людей.

Грань между свободой и зависимостью, зависимостью и рабством была очень зыбкой. Как таковые, классы раннефеодального общества еще не оформились окончательно, процесс классообразования в это время еще не получил своей завершенной формы. Все это проецировалось на политические институты, экономику и социальную жизнь государства Киевская Русь, придавая ему еще незрелый раннефеодальный характер.

Союзы восточно- славянских племен юга и юго- запада Руси находились в 9 веке в зависимости от Хазарского каганата (северяне, радимичи, вятичи, поляне) и, вероятно, Великой Моравии (волыняне, белые хорваты и другие). Согласно «Повести временных лет», правившие в Киеве Аскольд и Дир освободили полян от хазарской зависимости. Уже в 30-х гг. 9 века Киев был самостоятелен и претендовал на главенствующую роль среди других городов восточных славян. Вероятно, тогда же киевский князь принял титул хакана, уравнивавший его с правителем Хазарии, в то время сильнейшим властителем восточной Европы. Во второй половине 9 века соперничество между «Севером» и «Югом» за гегемонию в восточно- славянском мире усилилось. После похода на Византию в 60-х гг. 9 века южный правитель (или правители?) пошел на сближение с Византийской империей, приняв христианство. Одновременно Киев улучшил отношения с Хазарским каганатом, разрешившим транзитную торговлю русским купцам со странами Востока (по данным арабского географа 9- начала 10 вв. Ибн Хордадбеха).

Образование единого восточнославянского государства Русь связывается с именем варяжского князя Олега (Вещего) (879-912 гг.), родственника полулегендарного Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика при малолетнем Игоре. До 882 года Олег правил в Новгороде. В 882 году он совершил поход в земли кривичей и захватил Смоленск, затем взял Любеч и Киев, который сделал столицей своего государства и назвал «матерью городов русских».

«Княжение варяга Олега в Киеве- незначительный и недолговременный эпизод, раздутый некоторыми проваряжскими летописцами и историками- норманистами».

Б.А.Рыбаков

Борьба между «севером» и «Югом» закончилась победой «Севера», когда в 882 году, согласно «Повести временных лет», Олег захватил Киев и сделал его столицей государства, объединившего северные и южные земли восточных славян (Киевская Русь), а затем освободил земли северян и радимичей от хазарской дани.

Перенос столицы вновь образованного восточнославянского государства из северного Новгорода в южный Киев положил фактическое начало истории Киевской Руси как единого государства под властью одного князя.

Позже Олег присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тив



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: