Характеристика профессионально-личностных качеств педагога




Мастерство педагога во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. Психолог В.А. Крутецкий предлагает такую структуру профессионально-значимых качеств личности: 1. Мировоззрение личности; 2. Положительное отношение к педагогической деятельности; 3. Педагогические способности; 4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки.

Важнейшими профессиональными качествами являются: владение предметом преподавания и методикой, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение образовательными технологиями, знание ученического коллектива, организаторские умения и навыки, научная увлеченность, педагогический такт, педагогическая техника, ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы, коммуникативные навыки, ораторское искусство и т.д.

Все профессионально важные качества педагога можно разделить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт), волевые, интеллектуальные, - включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти), - двигательные (психомоторные). От профессиональных качеств неотделимы личностные качества учителя физкультуры: хорошее физическое здоровье, уравновешенность характера, предприимчивость, инициатива, стремление пополнить умственный багаж, образцовое поведение педагога.

Гуманистическое мировоззрение - убеждения, идеалы, которые присущи учителю-воспитателю. Воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспитатель имел высокий уровень общей культуры и высокий моральный облик, а главное - любил бы других людей. Отражением общественного мировоззрения педагога являются такие качества, как чувство ответственности за будущее каждого ученика как активного члена общества, ответственность за судьбу общества в целом. С гуманистическим мировоззрением неразрывно связаны нравственные качества педагога.

Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах. Нравственность, или мораль, - это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

Педагог должен обладать целым комплексом нравственных качеств: гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т.д., так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на низ, но прежде всего на личном примере.

Эмоционально положительное отношение к подопечным, открытая доброжелательность, стремление видеть хорошее поощряет учащихся на общение с педагогом, делает их откровенными, инициативными, создаёт в классе товарищескую атмосферу.

Одним из ведущих нравственных качеств педагога является гуманизм, характеризующий отношение к людям вообще и к ученикам в частности. Это признание человека высшей ценностью на земле. Гуманное отношение педагога выражается в интересе к личности ученика, в проявлении к нему сочувствия, в оказании ему в случае необходимости (в сложных жизненных ситуациях) помощи советом и делом, в признании достоинств ученика, в требовательности к развитию ученика и формированию его как личности. Учащиеся, видя эти проявления гуманизма у педагога, будут пытаться ответить ему таким же отношением. Таким образом, гуманизм учителя способствует воспитанию гуманизма и у учащихся.

Педагог должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий и поступков и в упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью. В.А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя - это основа доверия ребёнка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.

Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают педагогу устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы. К этим качествам относится и педагогический такт.

Педагогический такт - это качество, присущее педагогу-мастеру, педагогу-интеллигенту.

Педагогический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными, - доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного учащегося, определить его состояние и с учётом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на учащегося, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение. Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля своих слов, действий. Неумение контролировать свои поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к нежелательным последствиям.

Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности педагога. К ним относятся выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость.

 

Задание 3. На основе изучения информационного материала 3. выделите те качества, которые на ваш взгляд, являются необходимыми для человека вашей профессии. Свои мысли запишите ниже.

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: