Глава II. ЦОРы. Опыт использования ЦОР на уроках в начальной школе




 

О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся - и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, - сказано и написано уже немало. С 1986 года, когда компьютеры впервые пришли в школу, прошло уже более 20 лет, за это время в спорах было сломано немало копий, коренным образом сменили друг друга несколько концепций применения вычислительной техники в учебном процессе, - не говоря уже о том, что коренным образом сменился парк самой этой вычислительной техники и ее программного обеспечения. И вот сегодня мы снова наблюдаем очередную смену парадигм: теперь вместо традиционных «электронных учебников» и прочих «CD-ROMов» нам предлагается разрабатывать и использовать ЦОРы - Цифровые Образовательные Ресурсы. Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть - некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме. Если трактовать это название более широко, в соответствии с указанным выше смыслом, то в качестве «ЦОРа» мы должны будем признать любой фрагмент аудиовизуальной (а когда соответствующие «компьютерные» технологии наконец-то превратятся из единичных лабораторных образцов в повседневность - также и тактильной, вкусовой или обонятельной) информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть в качестве ЦОРа мы можем рассматривать любой фрагмент текста, запись формулы, электронную таблицу, рисунок, фотографию, анимацию, аудио- или видеофрагмент, презентацию или базу данных, созданную на их основе, тест, интерактивную модель (в том числе - «виртуальную лабораторию», позволяющую свободно манипулировать представленными в ней модельными объектами в рамках представленной модельной среды) и т.д. Причем такое определение ЦОРа ничего не говорит нам ни о его целевом назначении (кроме того, что оно является образовательным), ни о полноте изложения учебного материала, ни о применяемых для его реализации конкретных средствах информационных технологий, ни о том, разработан ли тот или иной объект профессионально или создан самим учителем или учащимися в качестве творческой работы, ни даже о том, создан ли этот объект или просто «переконвертирован» в цифровой формат путем сканирования или иного способа «оцифровки». В отличие от такой вольной трактовки, «официальная» терминология, принятая, в частности, в документах НФПК (Национального фонда подготовки кадров) при организации различных грантовых программ и тендеров на разработку программных средств образовательного назначения, предусматривает более узкие и жесткие рамки понимания этого названия. Согласно этой терминологии, в настоящее время предлагается к разработке и применению в учебном процессе три категории подобных программных средств:

ЦОРы - как отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой;

ИУМК («инновационные учебно-методические комплексы») - как совокупности из электронного компонента (обязательно покрывающего весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего класса (возрастного уровня), реализующего все требуемые функции (от предоставления учебного материала до контроля полученных знаний) и содержащего в себе некий «инновационный» потенциал, позволяющий коренным образом усовершенствовать учебный процесс) и «бумажного» методического сопровождения;

ИИСС (информационные источники сложной структуры) - своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объекты, затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто - носящие (в содержательном плане) комплексный, интегративный характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам.

Таким образом, начиная разговор о ЦОРах, необходимо, прежде всего, договориться - что именно будет пониматься под этим названием. Хотя, наверное, обычному, «рядовому» учителю все же более близким является первый, «широкий» вариант трактовки этого понятия. Если трактовать термин «ЦОР» именно в широком смысле, то это не только ресурсы, профессионально разработанные фирмами в рамках тендеров НФПК, но и любые реализованные на компьютере объекты, создаваемые для собственных нужд учителем, а также творческие работы учащихся. Нередко именно так учителя и решают насущный вопрос компьютерной поддержки преподавания своего предмета - либо что-то создают на компьютере сами, либо поручают ученикам выполнить эту работу, раздавая им соответствующие темы творческих работ.

К особенностям «профессиональных» ЦОРов относятся:

) Метаописание объектов в соответствии с неким общепринятым шаблоном (включая «привязку» цифрового объекта к конкретной теме единого рубрикатора, однозначно определяющего роль и место данного объекта в учебном процессе по данному предмету).

) ЦОР должен представлять собой только лишь некоторый файл данных, подготовленный в таком формате, который соответствовал бы заранее оговоренному допустимому перечню.

Поэтому для работы с такими ЦОРами всегда требуется либо соответствующее программное обеспечение (способное работать с такими файлами), либо (что более предпочтительно) некая универсальная оболочка, специально предназначенная для формирования на компьютере требуемого комплекта ЦОР, их упорядоченного хранения, поиска и воспроизведения, а также (желательно) обеспечивающая контроль знаний и предоставляющая ряд функций для управления проведением учебного процесса. В настоящее время такая оболочка находится в стадии завершения ее разработки, также в рамках одного из тендеров НФПК. Это - Система организации и поддержки образовательного процесса, разрабатываемая фирмой «1С» и получившая название «1С: Образование 4. Школа». По завершении ее разработки она будет предоставлена российским учителям и, по-видимому, станет основной программной средой для работы с ЦОРами. Причем очень важным является тот факт, что одним из компонентов этой системы является среда разработчика ЦОР - простая в освоении и в использовании и вместе с тем достаточно «профессиональная», которая позволит учителям и учащимся не только создавать собственные цифровые ресурсы, но и оформлять их в соответствии с принятыми для Единой коллекции ЦОР стандартами (регламентом), сопровождать эти ресурсы требуемыми метаописаниями и привязкой к единым рубрикаторам, а также формировать «дистрибутивы» этих ресурсов для обмена ими с другими учителями. Само представление учебного материала в виде ЦОР призвано придать этому материалу какие-то новые качества, которыми не обладает этот же материал при его традиционном представлении - на страницах учебника, энциклопедии, плаката или слайда - и даже при его представлении в виде обычной «аналоговой» аудио- или видеозаписи. Но в понимании многих ЦОР все еще остается только лишь «оцифрованным» материалом, независимо от того, придает ли ему эта оцифровка новые качества. А в итоге - мы получаем, например, комплекты ЦОР по математике, где те или иные объекты представляют собой скопированные из учебника абзацы с текстом определений, «отсканированные» из того же учебника чертежи графиков функций или записи формул (чаще всего - в виде растрового изображения). Но какая разница - сможет ли ученик прочитать этот текст и формулы или рассмотреть графики на страницах учебника или же на экране дисплея (либо на проекционном экране)? Никакой! За исключением разве что того, что учебник - доступнее: для работы с ним не нужен ни компьютер, ни проектор. И, может быть, за исключением довольно сомнительной надежды на то, что само по себе общение с компьютером способно хоть на немножко повысить интерес («мотивацию») школьников к изучаемому материалу... На самом же деле понять, имеет ли смысл представлять тот или иной материал в форме ЦОР (и вообще в «электронной» форме), нетрудно. Для этого достаточно лишь представить себе этот будущий (или уже существующий) ЦОР, а затем... снова вернуться к «докомпьютерной эре» и попытаться представить себе тот же самый материал в «бумажном» виде. И посмотреть - что при таком «бумажном» представлении этого ЦОРа будет утеряно (в методическом и в содержательном плане). Если эти потери действительно были бы велики и невосполнимы (скажем, показать процесс функционирования того или иного устройства на бумаге удалось бы только в виде последовательности отдельных «кадров» - рисунков с подписями «а)», «б)», «в)», тогда как в ЦОРе это можно максимально наглядно показать в виде анимации; либо, например, при «бумажном» представлении графика будет утеряна возможность «поиграть» с ним, меняя те или иные параметры и исследуя «поведение» изучаемой функции) - значит, данный материал пригоден для его представления в виде ЦОР. Но если ничего (или почти ничего) не меняется, тогда следует крепко подумать: а нужно ли оцифровывать такой материал? Иногда это может быть, конечно, оправданным ради большей компактности хранения и быстроты поиска, но считать такие материалы ЦОРами в полном смысле этого слова, думается, неправильно. Это именно оцифрованные материалы (тексты, рисунки и пр.), - но не ЦОРы! Вместе с тем следует проследить, каким целям служат те или иные «новые возможности», появляющиеся при цифровом представлении материала. Они не должны сводиться только лишь к пустому «украшательству», не должны перегружать собой ЦОР (в том числе в технологическом плане) и не должны «заслонять» собой содержательное наполнение. Иногда при подготовке презентаций их разработчики слишком увлекаются богатством шаблонов слайдов и анимационных эффектов, а в результате содержание презентации оказывается попросту потерянным за множеством мельтешащих, вылетающих изо всех углов, мигающих надписей и частей рисунков, - так что внимание «зрителя», отвлекается на все эти «цифровые фейерверки» в ущерб презентуемому материалу.

Рассмотрим некоторые «составляющие» ЦОРов, используемые в начальной школе. Применяемые компьютерные программы можно разбить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие.

Презентации - средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме.

Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Таким образом, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов.

Тестирующие программы (типа «Репетитор») обеспечивают строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся.

Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.

Наиболее распространенным в опыте работы учителей начальных классов является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс. Мультимедиа в переводе с английского означает «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки). Если выразиться кратко, мультимедиа - это компьютер плюс проектор, позволяющие спроецировать на экран информацию из любого компьютера Сети, а также из телевизора, видеомагнитофона и т.д. Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, усиливающегося при подключении зрительной памяти. По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 30-50 %. Мультимедиа-программы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, составляет в среднем 30 %, а приобретенные с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества:

представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения;

с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную;

можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе.

Мультимедиаресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед учителем новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты «живых» уроков и пр.). Очевидно, мультимедиа-презентации более востребованы для обучения учащихся с визуально-аудиальной модальностью восприятия и расширяют возможности в усвоении материала учащимися с кинестетической модальностью восприятия.

При разработке уроков учителя могут использовать программу Power Point, которая предназначена для создания слайдов и образования единой слайд-презентации. Слайд-презентации очень удобно использовать при подготовке уроков, так как слайды можно подготовить для каждого этапа урока. При этом необходимо учесть ряд основных требований: слайд должен содержать минимально возможное количество слов, для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничивать использование текста. Лаконичность - одно из исходных требований при разработке учебных программ. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются возможностью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт. Предпочтительна заливка фона, букв, линий краской спокойного «неядовитого» цвета, не вызывающего раздражения и утомления глаз. Для текста лучше не использовать ярких тонов, приемлемым являются коричневый, бордовый цвета. Для лучшего усвоения учащимися знаний следует предлагать слайды, оформленные в одном тоне, но только не в белом: так как экран сам по себе яркий, белый цвет действует на детей угнетающе и их зрительная активность снижается. Для фона лучше использовать спокойные холодные тона: зеленый, фиолетовый, синий. Для оформления фона можно использовать различные картинки, но так, чтобы фоновый рисунок не отвлекал внимание учащихся от текста. Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно заполнять все экранное поле. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией. Звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим. На просмотр одного слайда следует отводить достаточно времени (не менее 2-3 мин), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочих тетрадях. При использовании на уроке мультимедиа-ресурсов, учитель получает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т.п.), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой. В перспективе в школьной практике будут шире применяться такие формы организации учебного взаимодействия, как групповые проекты, при создании которых могут использоваться возможности глобальных сетей; электронные конференции с коллективным участием в них школьников;

поиск мультимедиа-ресурсов для рефератов и докладов; создание презентаций учащимися и т.п. При желании учитель может, например, организовать сюжетно-ролевые игры в ходе коллективного решения задач на основе общения, опосредованного компьютером, - между отдельными учениками, группами учащихся, смежными классами. Использование же интерактивной доски поможет учителю значительно интенсифицировать процесс обучения, сделать более эффективными фронтальные формы работы. Все это усилит эмоциональную составляющую учебного процесса, позволит по-новому мотивировать и активизировать поисковую деятельность учащихся, сделать ее для них более привлекательной. Дидакты предупреждают, что учебный эффект всякого наблюдения будет зависеть от того, насколько учитель, использующий в своей работе мультимедийные образовательные программы, сумеет объяснить учащимся, что и для чего они должны наблюдать, а также сумеет привлечь и сохранить внимание учеников на протяжении всего процесса обучения. Школьники могут привыкнуть к тому, что информация подается визуальным способом. На этом пути есть опасность «избыточной наглядности», когда постоянное снабжение учащихся готовыми мультимедиа-демонстрациями начинает тормозить развитие. Могут возникать разрывы между тем, что говорит учитель, и тем, что на самом деле воспринимает ученик.

Электронное пособие (слайды) учитель может использовать для объяснения нового материала, повторения пройденного, организации проверочных и самостоятельных работ. Систематизируем возможности использования учителем электронного пособия в обучении младших школьников.

. Использование на уроке отдельного иллюстративного мультимедийного материала: видео, слайд-шоу, анимации, демонстрации опытов на этапе введения нового знания.

. Использование справочного материала: словарей, биографий ученых, интерактивных карт и таблиц - для выполнения творческих заданий учащимися во время поиска необходимой информации на этапах введения нового материала и закрепления.

. Использование интерактивных заданий на этапе закрепления нового материала; на уроках-тренингах; для составления контрольных и самостоятельных работ; для выполнения учеником домашней работы.

. Составление презентаций на основе различных материалов мультимедийного курса и использование их на уроке в интерактивном варианте.

. Использование результатов выполнения заданий, зафиксированных в виде таблицы на отдельной странице электронного пособия, для формирования и тренировки рефлексивных способностей учащихся и развития у них навыков самооценки.

. Составление и распечатка заданий для каждого ученика на основе имеющихся в электронном пособии для составления контрольных и самостоятельных работ, проводимых без применения компьютера.

. Использование любого фрагмента электронного пособия для создания наглядно-иллюстрационного материала урока, выведение его на распечатку. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

Анализ рассматриваемой литературы показал, что используя только традиционные методы обучения, решить проблему индивидуального подхода невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий являются ЦОРы.

Во-первых, применение ЦОР на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование ЦОР позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации, индивидуализации обучения.

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования. И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь - это необходимость. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ЦОРы, которые постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.

 


Заключение

обучение цифровой школа презентация

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей с использованием различных современных средств.

В ходе исследовательской работы были получены следующие результаты:

) Рассмотрены понятия, теории, проблемы и условия реализации индивидуального подхода;

) Раскрыта сущность, значение ЦОРов;

) Изучен опыт использования ЦОРов на уроках; приведены общие выводы.

С применением ЦОР на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску, активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным и однообразным, а творческим. Урок приобретает более благоприятный эмоциональный фон, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. Проведение интегрированных уроков, результативность проектной, исследовательской деятельности повышается при использовании ЦОРов. Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов - 10 минут; 2 - 4 классов - 15 минут. При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Надо всегда помнить, что ЦОР - это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где ЦОР применить необходимо. Использование Цифровых образовательных ресурсов очень значимо в современном мире, но не стоит забывать, что это всего лишь средство обучения, а главную роль всё-таки играет учитель, который направляет детей в нужное русло, используя всевозможные средства, методики, принципы и т.д.

 


Литература

1) Психологический словарь(2000г)

) Толковый словарь Ожегова

) Педагогический словарь

) https://sch867.edusite.ru/IT/index2/inf_resursi.htm

) https://xn--80abidg3aer2ahp.xn--p1ai/index.php?option=com_content&view=article&id=2&Itemid=4

) https://informatika.viselki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=212:2011-03-29-05-43-43&catid=58:2009-08-12-15-37-47&Itemid=79

7) s07017.edu35.ru›attachments/category/2/ЦОР.doc

8) <https://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2=942>

9) www.school-collection.edu.ru <https://www.school-collection.edu.ru/>

10) Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников/ж. «Нач.школа» №12,2006г - В.А. Рожина - стр.81-86

) Творческие здания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся/ж. «Нач.школа» №1, 2001г. - Е.А. Селиверстова - стр. 54-56

) Дифференцированный и индивидуальный подходы как основная составляющая методической базы современного урока /ж. «Нач.школа» №6, 2007г. - А.В. Емелина - стр. 89-91

) Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников /ж. «Нач.школа» №2,2009г - В.Ф. Ефимов - стр. 38-43

) Внедрение информационных технологий в учебный процесс /ж. «Нач.школа» №1,2008г - Н.И. Захарова - стр. 31-33

) Учитывать индивидуальные особенности детей/ж. «Нач.школа» №3, 2000г - Н. А. Карпушина

) Цифровые образовательные ресурсы в обучении младших школьников /ж. «Нач.школа» №1,2009г - О.П. Осипова - стр. 51-56

) Информационно - технические средства обучения в начальной школе/ж. «Нач.школа» №4,2001г - С.А.Павлова, Р.Я. Трофимова - стр.110-113

) Формирование интереса к урокам изобразительного искусства /ж. «Нач.школа» №10, 2006г - Л.М. Пакша - стр. 50-53

) Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс четырехлетней начальной школы/ж. «Нач.школа» №9,2000г - Ю.А. Полуянов - стр. 34-37

) Коллективные работы на уроках изобразительного искусства и художественного труда /ж. «Нач.школа» №9, 2007г - Ю.А. Агофонова - стр. 75- 80

) Как реализовать личностно - ориентированное образование в начальной школе?/ж. «Нач.школа» №9, 2001г - Н.Ф. Виноградова - стр.10-16

) Новые образовательные технологии преподавания народного и изобразительного искусства /ж. «Нач.школа» №4, 2004г - Л.В. Косорогова - стр. 87-90

) Развивающие упражнения на уроках изобразительного искусства /ж. «Нач.школа» №7, 2007г - Р.А. Кропина - стр. 48-50

) Игровая деятельность на уроках изобразительного искусства /ж. «Нач.школа» №12, 2007г - Н.Н. Павлова - стр. 70-74

) Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/ж. «Нач.школа» №3,2004г - Т.Е.Соколова - стр. 21-23

) Разработка и использование авторских цифровых образовательных ресурсов в практике начальной школы/ж. «Нач.школа» №6, 2009г - О.В. Степаненко - стр. 65-67

) Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» /ж. «Нач.школа» №8, 2001г - Л.А. Неменская - стр.39-41

) Программа «Изобразительное искусство» /ж. «Нач.школа» №8, 2001г - В.С. Кузин - стр. 41-43

) Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» /ж. «Нач.школа» №8, 2001г - Т.Я. Шпикалова - стр. 43-46.

30) Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - М., Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. -с.183 -185.

) Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1988. - с.164.

) Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования.//Педагогика, 1997.-С.12-14».

) Якиманская И.С. Личностно-ориентированная система обучения: принципы ее построения. - М., 1996. -с. З0.

) Усенков Д.Ю. Статья «ЦОРы? ЦОРы... ЦОРы!!!».

) Минкина О.А. Статья «Использование ЦОРов в начальной школе».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: