Конспект НОД в старшей группе.
Тема: «Свойства песка и его применение».
Подготовила и провела:
Мишуткина А. В.
Воспитатель 1 к.к.
МБДОУ «Детский сад «Звездочка»
2017 год
Цель: Расширять знания детей о свойствах песка и его применении.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей со свойствами песка.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Закрепить знания о применении песка.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.
Предварительная работа:
- Беседы: « Песочные часы ?», « Где можно найти песок ?».
- Рассматривание фотографий с видами построек из песка.
- Наблюдение и игры с песком на прогулке.
- Чтение произведений Н. А. Рыжова «Не просто сказки», О. В. Дыбина «Неизведанное
рядом».
Оборудование: «Волшебный мешочек» с песком, контейнеры с песком, лупы, лейки с водой, иллюстрации, трафареты следов животных
Ход занятия:
- Организационный момент
Воспитатель:Ребята у меня есть «Волшебный мешочек», а что в нем? (предлагает детям на ощупь определить, что там находится). Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д…
Отгадайте загадку
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже
- Ребята, что это? (песок ).
Подумайте, где можно увидеть песок? ( на пляже, в песочнице, в пустыне, на стройке ). Верно ( повесить иллюстрации )
- Что же такое песок? Об этом мы узнаем в нашей лаборатории.
- Опыты.
Подойдите все к первому столу.
Опыт №1. Из чего состоит песок?
Восп.: - Ребята, как можно, узнать из чего состоит песок? ( его надо рассмотреть ).
- Что может нам помочь рассмотреть песок поближе? ( нам поможет лупа ).
-Давайте рассмотрим. Что вы видите? Из чего он состоит? (песок состоит из песчинок, и у песчинок разная форма).
- Давайте возьмём песок в руки. Что чувствуете? ( песок сыпучий ).
Вывод: Итак, из чего состоит песок? ( из песчинок ). Какой он? ( сыпучий ).
Опыт №2. Песок сухой и мокрый.
- Ребята, каким бывает песок? ( сухим и мокрым )
- От чего сухой песок становится мокрым? ( от воды )
Давайте и мы наш песок сделаем сырым. Как мы это можем сделать? ( налить воды).
-А теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно на месте падения образуется конус, растущий в высоту.
Давайте попробуем сначала с сухим песком сделать такой конус ( дети пробуют ). Получается? ( да )
-А теперь с сырым ( дети пробуют ) Получается? ( нет )
- Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? ( все песчинки слиплись ).
Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.
-Что мы можем сделать из мокрого песка? ( слепить куличики )
Вывод: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет.
Опыт № 3. Следы на песке.
- Переходим к следующему столу (на столе ёмкости с сырым и сухим песком, трафареты следов животных)
Попробуйте оставить след на сухом и мокром песке. Что вы заметили? (остались следы на мокром песке).
- Ребята, а кто может оставлять следы на песке? ( люди, животные, транспорт ).
Вывод: На мокром песке остаются следы.
Давайте перейдём к следующему столу и рассмотрим фотографию ( на столе лежит фото «Песок в пустыне» )
-А кто же здесь оставил узоры на песке? ( ветер )
Опыт №4. Движение песка.
-Когда дует ветер, он переносит песок с одного места на другое. И тогда получаются такие красивые узоры. Ещё говорят « песок движется ».
Давайте и мы сейчас превратимся в ветерок и будем дуть на песок через трубочку. Легонько дуем. ( дуем сначала на сухой песок, а заем на сырой ).
-Какой песок нам удалось легко сдуть? ( сухой )
- Почему мы не смогли сдвинуть с места сырой песок? ( песчинки склеились и он стал тяжёлым ). Верно.
Вывод: Песок двигается.
3. Физкультминутка.
Все ребята дружно встали. Выпрямиться.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели. Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.
Восп:- У нас остался ещё один эксперимент.
Эксперимент: Песочные часы.
- Ребята, на следующем столе есть один предмет. Посмотрите.
-Кто знает, как этот предмет называется? ( песочные часы )
-Что вы знаете о песочных часах? (Состоят из двух сосудов, которые соединены между собой узким каналом, через который из верхнего сосуда песок просыпается в нижний.Время зависит от того, сколько песка в этих часах.)
Давайте проследим, за тем, как будет пересыпаться песок.
- А теперь попробуем сделать своими руками песочные часы. Наберите песок в ладошку, и тихонько начните сыпать его. Чем больше песка в ладошке, тем дольше по времени песок будет сыпаться.
-Молодцы! У всех всё получилось.
- Показ презентации про песок.
Песок – кусочки камней и морских ракушек. Камни и ракушки под воздействием ветра, дождя, разрушаются, и получается… песок.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва, которая состоит в основном из песка, не способна удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Вот поэтому, вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов, строительство жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, песком можно рисовать картины. Мы тоже используем в детском саду песок для игр на прогулке. Дети лепят из песка куличики и пирожки.
Вывод: песок создан природой.
Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка? (в пустыне)
Правильно. Посмотрите (рассматривание иллюстраций песчаной пустыни)
Воспитатель: Ребята, а какие животные живут в пустыне? (Черепахи, верблюды, тушканчики, скорпионы)
Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?
(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы (тушканчики) с разными ходами и выходами).
Итог: Что мы исследовали? О чем мы узнали? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы сегодня узнали?