Психологический конфликт как разновидность внутреннего. Субстанциальная природа внутреннего конфликта.




Само понятие психологизма включает в себя изначальное противоборство. "Ему (психологизму - С.П.) необходимо противоречие как отправная точка расчленения анализа, нового соотношения элементов", - пишет Л. Гинзбург (67; 218). Занимаясь изучением психологической прозы, исследовательница отделила понятие психологизма как творческого метода от просто изображения индивидуальной душевной жизни, повсеместно встречающегося в литературе, начиная с самых ранних стадий ее существования. Л. Гинзбург определяет психологизм как направленный на загадки поведения " анализ открытый и скрытый, прямой и косвенный" и приходит к выводу, что "литературный психологизм начинается с несовпадений, с непредвиденности поведения героя" (67; 286).

В рамках данного понимания термина психологизм не есть предмет изображения (внутренний мир человека), а способ эстетического освоения (художественный анализ) душевной жизни личности. Выделяются два вида такого анализа: психологизм открытый, "демонстративный" и "тайный", "подтекстовый". В первом случае слово фиксирует малейшие сдвиги внутренней жизни человека, во втором - намекает, подсказывает то, что происходит в душе персонажа, прямо чувств не называя. Но и в том и в другом случае анализ направлен к одной цели - выявлению противоречий душевной жизни человека, т. е. к обнаружению психологического конфликта. Поскольку этот конфликт может проявляться по-разному (открыто и "тайно"), то целесообразно выделить два типа психологического конфликта, исходя из степени постижения его сути самими персонажами. Конфликтом осознаваемым назовем тот, который ясен действующему лицу. Персонаж четко понимает, что с чем вступает в его душе в борьбу (Медея в одноименной пьесе Еврипида, его же Федра в "Ипполите", классицистские трагедии, Сальери в "Моцарте и Сальери" А.С. Пушкина). Способ обозначения такого конфликта вполне определен: монологи, раскрывающие глубину переживаний и называющие их.

Другой тип конфликта назовем, пользуясь терминологией Л. Выготского, "бессознательным", когда причины душевной борьбы рационально персонажем не постигаются, но человек находится под их полным диктатом. Монологи, реплики здесь могут фиксировать смятение чувств (Катерина Кабанова в "Грозе" А. Н. Островского), но не определять их; персонаж может тщательно скрывать свою внутреннюю борьбу от посторонних глаз, и тогда способами ее обнаружения будет служить физическое состояние, смена настроений, подробно прокомментированные в ремарках, непоследовательность действий, несоответствие внешнего поведения внутреннему состоянию (пьесы А. П. Чехова).

Поскольку, говоря о психологическом конфликте, мы всегда ведем речь о душевной борьбе человека, то необходимо развести конфликт, свойственный персонажам пьесы, и общий внутренний конфликт произведения. В первом случае он тождественен понятию "психологический", во втором - обретает характер психологического, если сюжет пьесы строится как постижение сути событий через душевные движения персонажей, то есть именно эти движения являются отправной точкой в создании драматического действия. К примеру, в пьесе А. С. Грибоедова "Горе от ума" образ Чацкого наделен глубоким психологическим конфликтом ("ум с сердцем не в ладу"), однако центральным конфликтом душевная драма Александра Андреевича не является. Определяющая борьба в произведении носит ярко выраженный социально-нравственный характер (столкновение "века нынешнего" и "века минувшего"). Противостояние Чацкого и фамусовского общества порождает глубокую личную драму героя, и его "мильон терзаний" - результат драматической борьбы, а не ее основа.

Иное соотношение выявляется в пьесе А. Н. Островского "Гроза". Здесь как раз "мильон терзаний" Катерины Кабановой определяет движение событий, и внутренняя борьба героини выступает генератором действия. Психологический конфликт, лежащий в основе построения образа Катерины, становится в "Грозе" определяющим конфликтом пьесы в целом. Только без учета этого структурообразующего фактора могло родиться замечание Д. Писарева об образе Катерины, которая, по мнению критика, "совершив много глупостей, бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость" (186; 394).

Неплодотворность пути анализа пьесы без учета специфики ее конфликта наглядно обнаруживается при сопоставлении статей Н. Добролюбова "Луч света в темном царстве" и Д. Писарева "Мотивы русской драмы", возникшей как полемическая отповедь Добролюбову. Писарев, оставаясь только в рамках общественно-политических выводов, обеднил содержание драматического произведения. А Добролюбов при вынесении оценок не забыл о художественных особенностях самой пьесы. И хотя специальной терминологией критик не пользовался (психологический конфликт, внешнее и внутреннее действие) в силу отсутствия понятий в тогдашнем теоретическом обиходе, характер его рассуждений убеждает, что он уделяет самое пристальное внимание внутренним пружинам организации драматического действия и рассматривает психологический конфликт как основу пьесы "Гроза".

Именно такие произведения, в которых внутренний конфликт носит психологический характер и является определяющим в развитии событий, можно назвать психологическими пьесами. Как любой другой вид внутреннего конфликта, психологический функционирует на сюжетном уровне, т. е. выступает в качестве мотивационной основы драматического действия.

Действие, в основе которого лежит внутренний конфликт, не предполагает полного разрешения противоречий с наступлением развязки. Она может знаменовать лишь разрешение внешней борьбы, но узлы внутренних проблем окончательно не развязываются. В этой связи показательны рассуждения В. Хализева о взаимосвязи природы конфликта и уровнях его функционирования. Ученый отмечает, что внутренний конфликт по природе субстанциален, а внешний - казуален (266; 146).

Построение драматического действия с определяющей ролью внутреннего конфликта свидетельствует, по сути дела, о трагическом восприятии мира автором, а его понимании бытия как изначальной дисгармонии. И это отнюдь не означает, что такой автор создает лишь трагедии. Как выяснилось, изображение неразрешимых, субстанциальных конфликтов не есть показатель лишь высокого "жанра".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: