Как перестать откладывать на завтра и начать жить




Прокрастинация – «болезнь» ХХI века

Или

Как перестать откладывать на завтра и начать жить

(по мотивам заседания МНК каф. педагогики и психологии 16 декабря 2014 года)

Время – единственный невосполнимый ресурс, существующий в мире. Как часто мы сожалеем об утраченном моменте, как часто ругаем себя на экзамене, что тратили время подготовки впустую и чего-то не успели, как часто корпим над отчетами далеко за полночь, изможденные физически и эмоционально.

А это происходит потому что человек не всегда правильно умеет распоряжаться своим временем, относясь к нему легкомысленно. В российской ментальности не закреплено, как на западе, понимание того, что любое потраченное время должно оплачиваться. Нормой считаются переработки сотрудника, выходы его на работу в выходные дни. Поскольку отношения у нас строятся по «азиатскому» типу (где отдается приоритет личностному, а не деловому подходу), то отказать кому-то в предоставлении определенных услуг очень сложно, а между тем мелкие дела «съедают» время, заставляя распыляться на многое, упуская действительно важные направления. Человек устает, выгорает, и ему не хватает сил и мотивации, чтобы заставить себя выполнять свои обязанности. И тогда он сталкивается с таким явлением как прокрастинация – это осознанное, преднамеренное откладывание выполнения своевременных и уместных действий на более поздний срок вопреки пониманию, что это приведет к снижению качества работы и отрицательным эмоциональным последствиям.

Хотя не только уставший человек может прокрастинировать. Этому психологическому «недугу» подвержены очень многие люди. Чаще всего человек откладывает дела по нескольким причинам:

- ему неприятная та или иная деятельность;

-он ощущает нехватку «вдохновения» для того, чтобы приступить к работе;

-он физически и морально устал, ему требуется какое-то время, чтобы восстановиться и отдохнуть.

Некоторые авторы предполагают, что прокрастинация есть выход из сложной ситуации выбора между «успехом и любовью» - когда человек бессознательно откладывает дела, чтобы отложить достижение целей, которые могут отдалить его от близких. Будучи «неуспешным» такой человек идет в семью за поддержкой и сочувствием, которые ему оказывают незамедлительно, достигая же успеха, такой человек не имеет предлога, чтобы обратиться к своим родным. Конечно же, такой вариант встречается чаще в дисфункциональных семьях, где связь между членами семьи начинает ощущаться только в экстренных ситуациях (болезнях, увольнениях, неуспехе ребенка в школе), в нормальных же условиях все отдалены друг от друга, холодны и бесчувственны. Так что прокрастинация и последующий за ней неуспех являются ключами к получению внимания близких для людей, которые не получают любви в обычной жизни.

Обычно, откладывая дела на завтра, человек испытывает чувство вины или схожие с ней эмоциональные переживания. Это чувство заставляет его использовать «прокрастинационные диверсии» - действия и мысли, которыми он снижает накал неприятных переживаний.

Пожалуй, каждому они известны: убрать весь дом вплоть до самых отдаленных и пыльных уголков, лишь бы не учить к экзамену, поздравить старого знакомого с днем рождения и вообще пообщаться наконец с людьми в социальной сети, лишь бы не готовить отчет, погулять с собакой, помыть кошку, вычистить аквариум – у человека, который не хочет заниматься чем-либо просыпается такая любовь к природе!

Мысли, которые приходят к нему в голову, часто выруливают на уровень патетичности сродни размышлениям героев в романах Ф.М. Достоевского – тварь ли я дрожащая или право имею поспать еще часок! И они эффективно оправдывают человека и его действия, он приходит в гармонию с миром и самим собой. И все хорошо. Одно плохо – дела упрямо стоят на месте и сами по себе делаться не желают.

 

В этом смысле можно вспомнить сказку о Емеле на печи – вот уж точно образ прокрастинатора со стажем. И у любого человека, откладывающего дела на завтра, в глубине души теплится огонек надежды – а вдруг все разрешится как-то само собой. Типичный ли русский «авось» тут нам дает ложные надежды, или другие какие-то механизмы, но факт остается фактом – человек дотягивает выполнение дела до срока, когда не торопиться просто нельзя.
В «час икс» он начинает бурную деятельность, испытывая дикую вину перед теми, кому обещал выполнить все вовремя, гнев на себя за затянутые сроки, желание сорвать зло на ком-то, кто попался под руку. У людей, не обладающих достаточной самоиронией и не способных честно признать свои ошибки, прокрастинация однозначно ухудшает их отношения с окружающими в такие моменты стрессовой подготовки к выполнению задачи.

Результат работы, выполненной в короткие сроки, страдает - человек не успевает выучить что-либо, делает множество ошибок и ему требуется время на корректировку. Приходит момент истины и взвинченный как пружина человек, собравший в горсть все свои ресурсы, приходит, к примеру, на экзамен. И было бы очень поучительно, если бы он этот экзамен не сдал. Но у человеческого организма и психики есть очень важное свойство – это способность когда надо собраться, мобилизоваться и выдать нужный результат за более короткие сроки, расходуя при этом, правда, достаточное количество ресурсов. И если мотивация прокрастинатора была высока, он все же сдает экзамен, иногда даже на «отлично». Он расслабляется в изнеможении после пережитого стресса, говорит себе клятвенно, что больше не будет никогда откладывать все на последний момент, обещает, что с нового семестра начнет учиться и готовиться к каждому семинару. Стоит ли говорить, что после этого в его жизни ровным счетом ничего не меняется…

Прокрастинация коварна именно поэтому – человек, выучивший все за короткий срок, считает себя гением, способным потратить на какое-то дело меньше других и при этом получить такой же высокий результат, как и те, кто добросовестно корпел над книжками в течение недели перед экзаменом. Однако запомнит ли он качественно материал, который он нахватал, «давясь» от информационного перегруза? Это вызывает большие сомнения.

Как бороться с прокрастинацией? Для начала понять, что проблема эта существует и она актуальна для вас. Г. Архангельский, изучающий тайм-менеджмент, говорит о том, что причинами прокрастинации бывают неправильно обозначенные задачи и неверно проставленные приоритеты. Он делит все задачи, которые встречаются нам в жизни, на два типа: «слоны» и «лягушки». Первые - это большие, можно даже сказать, судьбоносные задачи, выполняемые в течение длительного времени. Написание дипломной работы, кандидатской, докторской, какой-либо книги, подготовка большого мероприятия, - все эти задачи пугают своей величиной и громоздкостью. Не в силах подступиться к ней, демонизировав эту задачу и придав ей огромное значение, человек склонен откладывать ее решение в долгий ящик. И когда сроки подходят, он не успевает справиться о всем, что требуется для ее выполнение. В этом случае Г. Архангельский советует резать «слона» на «бифштексы» - маленькие направления работы, которые можно включать в еженедельные планы.

Задачи – «лягушки» - мелкие неприятные поручения, которых полно у каждого: заплатить по коммунальным счетам, отправить на почту какое-то не слишком важное письмо, позвонить по несрочному вопросу незнакомому или не слишком приятному человеку. Такие дела мы упускаем из-за их невысокой важности и срочности, но в результате их систематического невыполнения маленькие «лягушки» вырастают в приличных размеров «жаб» и могут навредить бюджету, репутации, здоровью. Поэтому взяв за правило «съедать» по «лягушке» в день, то есть выполнять одно мелкое дело, можно быстро расправиться со всем ворохом накопившихся задач.

Ну и наконец, важной является правильная постановка задачи. В этом деле нам пригодится алгоритм, называемый SMART-задача:

Specific Цель должна быть ясной и конкретной
Measurable Должна быть измерима (можно узнать, достигнута она или нет, важно выделить не только конечный, но и промежуточный критерий достижения цели)
Achievable Должна быть достижима (соответствие как внешних, так и внутренних ресурсов)
Relevant Должна соотноситься с другими, более общими целями деятельности
Time bound Должна быть определена во времени.

 

Итак, если мы ставим себе задачу в стиле SMART, то она должна содержать в себе критерии оценки достижения результата, четкие сроки и поставлена такая задача должна быть однозначно и лаконично. К примеру, если мы хотим выучить английский язык, то задача «выучить английский» сама по себе мотивировать не будет. А вот «выучить английский до уровня, когда я смогу понимать, о чем идет речь в разговоре, за следующие полгода», уже содержит в себе некоторые критерии оценивания и сроки. Такую задачу можно разбивать на блоки и работать с ними поочередно.

Своим временем можно управлять с помощью нехитрых методов, важно лишь осознать, как оно важно для нас, как неповторим каждый миг, как важно распределять ресурсы на работу и отдых, как много значат встречи с друзьями и родными, для которых вы смогли выкроить часок даже в плотном графике. И когда не время будем управлять вами, а вы им – оно станет верным союзником в достижении любой цели.

Удачи в новом году и цените каждый момент, который происходит с вами – он больше не повторится!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: