Тернистый путь педагога-исследователя.




Аннотация: в статье анализируется педагогические взгляды, и педагогический путь И.Песталоцци.

Ключевые слова: метод И. Г. Песталоцци, задачи и правила воспитания ребёнка, развитие, обучение

«Всё для других, ничего для себя.»

(с)Надпись на памятнике И.Г. Песталоцци

 

В настоящее время школа и воспитание – это неотъемлемая часть жизни ребёнка и его родителей. Школа, как говорят, это второй дом. В этом доме он научится читать, писать и мыслить.

Но, ведь, ребёнок сам к этому не придёт. Поэтому, во втором доме, на помощь приходят такие замечательные люди, как учителя. Они хранители очага школы, который хранят всю свою жизнь.

Эти хранители проходят долгий и тернистый педагогический путь, чтобы стать тем, кто будет воспитывать новое, современное общество. Они жертвуют здоровьем, своим временем, собственными силами и нервами ради детей, которые будут считать их впоследствии примером для подражания.

Но, чтобы стать квалифицированным и хорошим специалистом в области педагогики, нужно знать правила, по которым в будущем можно научить и воспитать новое поколение. В этом плане, к нам на помощь ещё в древние века прибыл величайший педагог Иоанн Песталоцци, который как раз и создал правила воспитания и учебы детей.

Иоанн Песталоцци являлся основоположником дидактики начального обучения. Он развил два чрезвычайно важных положення:

• Первое - это доказательство необходимости наглядности в процессе обучения.

• Второе - идея о развивающем обучении. Суть этого процесса обучения заключается в том, чтобы дети не просто накапливали знания, но и развивали свои способности, то есть задатки.

 

Эти положения послужили основой для развития идей других выдающихся педагогов, например, таких как, Фребель, Гербарт, Дистерверг.

Швейцарский педагог считал, что основой преподавания должна быть наглядность и живой пример, а слова должны разъяснять ученику то, о чём повествует непосредственно сам учитель:

«Ребенок должен почувствовать всю реальность, всю сущность того, с чем его хотят ознакомить, причем любого рода проявления насилия, в том числе и принуждения, резко возбраняется»

Так же, эта основа прослеживается в его всемирно известном труде: «Как Гертруда учит своих детей"(1801) и сочинения «Гертруда».

Помимо произведений о Гертруде, Песталоцци написал немало и других таких же известных книг: «"Письмо к другу о пребывание в Станце"(1799), "Лебединая песня"(1826).»

Помимо того, какая должна быть основа преподавания, Иоанн придерживался того, что воспитание должно быть природосообразным и оно должно развивать физические, духовные силы ребенка, который стремится к различному развитию своей деятельности. Теория элементарного образования Песталоцци состоит из нравственного, умственного, физического и трудового. Эти составляющие должны находиться в тесной связи между собой, чтобы обеспечить всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Песталоцци предположил, что задатки, которые ребенку даны от рождения, способны развиваться. Им он выделил силы человеческой природы:

1) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;

2) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;

3) силы души, вырастающие из задатков к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой.

Также, Песталоцци выступал за создание школы, о которой Крупская отзывалась следующим образом: "…удовлетворила бы потребности народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мерее созданием их собственных рук".

Если немного углубиться в биографию Песталоцци, то можно понять то, что он всю жизнь хотел быть богословом. Но недолго продлилось это, так как он начал задумываться о нуждах народа. Одной из этих нужд оказалось образование простых, крестьянских детей, которые бегали без дела по улицам. Поэтому, 1774 году он открыл в Нейгофе (нем. Neuhof - новый двор) "Учреждение для бедных", в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей, среди которых было множество детей, часто не имевших родителей и вообще не имевших пристанища.

Этот поступок говорит о том, что нет преград для того, чтобы воспитывать детей, какими они не были. Будь то из богатой или бедной семьи. Главное – воспитать достойного для общества человека, который будет позже благодарен учителю за то, что он научил его быть тем, кем является. (Эту мысль можно найти в книге ещё одного великого учителя советского союза Антона Макаренко «Педагогическа поэма»).

Ведущей в педагогической концепции «Метода Песталоцци» была новая трактовка идеи природосообразности воспитания понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач. То есть, учитель должен подстраиваться под ученика, чтобы не загубить его талант, а раскрыть полностью, как только это возможно и научить ребёнка учиться. Ведь, как говорил Песталоцци:

«Овладение знаниями без умения пользоваться ими является большим пороком»

Так как И.Г Песталоцци рассматривал гармонию развития сил человеческой природы в качестве идеала воспитания, то целью воспитания он считал выработку у воспитуемых некой "совокупной силы". Именно благодаря ей можно устанавливать известное равновесие между умственными, физическими и нравственными силами любой личности. Выявление такого равновесия сил И.Г Песталоцци считал одной из ведущих задач первоначального обучения. При всем значимым моментом было то, что теоретические знания ребенка не должны быть оторваны от практических умений. Именно во взаимодействии познания и умений И.Г.Песталоцци предполагал основу саморазвития.

Песталоцци разработал систему упражнений для развития в детях природной силы. Это система называется методом элементарного образования. Она написана педагогом на основе теоретических идей:

1) Ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;

2) Многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения - основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;

3) Активность ребенка в познавательной деятельности - необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.

Он считал, что первоначальное обучение детей должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. То есть, как уже говорилось ранее, педагог должен подстраиваться под ученика.

Что насчёт народной школы? И.Г. Песталоцци выделял особую ее роль в нравственном воспитании, так как конечные результаты школьного образования и всех его средств состоят в достижении общей цели - воспитании истинной человечности.

Итак, мы разобрались с методами и правилами воспитания, которые сформулировал Песталоцци. Но самая главная задача воспитания - сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке в результате постоянных упражнений в делах, которые приносят пользу кому-то другому. Простейшим элементом данного воспитания Песталоцци считал любовь ребенка к матери, она возникает из-за удовлетворенных потребностей детского организма. Именно в семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Поэтому Песталоцци называл отчий дом школой нравов. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно проходить в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним.

Таким образом, тернистый пусть педагога-исследователя Песталоцци смог сформировать нынешнюю структуру образования детей, которое в нашем веке доступно каждому.

В заключение, стоит добавить высказывание Песталоцци, на котором построена вся нынешняя педагогическая деятельность:

«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: