1-е полугодие (16 уч. нед. по 5 ч в неделю = 80 ч)
РАЗДЕЛ 1
№ урока | Тема урока | Материал для работы | |
в классе | дома | ||
Постановка задачи: «Как устроено слово?». Наименьшие значимые части слова, способ их выделения | 1-я ч.с. 5-6, з.1, упр.1 | Упр. 2 | |
_____” ____ “ _____ | Упр. 3,4 | Упр. 5 | |
Многозначность слова | Упр. 6,7 | Упр. 8 | |
Ряд позиционно чередующих-ся звуков (фонема) как строительный материал для значимых частей (на примере приставок) | 3.2, упр. 9 | Упр. 10 | |
Ряд позиционно чередующих-ся звуков (фонема) как строительный материал для корней и суффиксов | 3.3, Упр.11 (ф1.) | Упр. 12 | |
______ “ ______ “ _______ | Упр. 13,14, 16 (ф.) | Упр. 15 | |
Сильные и слабые позиции фонем Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы | 3.4 | Упр. 17 | |
Оформление высказываний с репликами и поясняющими их словами автора | Упр. 18,19 | Упр. 20 | |
Реализация фонемы в разных позициях (после твердого и после мягкого согласного) | Упр. 21 | Упр. 22 |
Омонимичные окончания слова, называющего предмет. Способ различения таких окончаний | 3.5, упр. 78 | Упр. 79 | |
Введение термина «падежные окончания» | Упр. 80 | Упр. 81 | |
Предлоги как дополнительное средство связи названий предметов с другими словами в высказывании. Особенности изменения указатель-ных слов при их употреблении с предлогами | Упр. 82,83 | Упр. 84 | |
Правописание предлогов со слова- ми | Упр. 85,86 | Упр. 87, 88 (ф.) | |
Таблица падежных изменений слова, называющего предмет. Приведение слова к именительному падежу | 3.6 | Упр. 89 | |
Способ определения падежа слова в высказывании (путем подстановки слова степа) | 3.7, упр. 90 | Упр. 91 | |
____«______ «_______ | Упр. 92,93 | Упр. 94 | |
Определение падежа слов во множественном числе | Упр. 95,96 | Упр. 97 | |
Определение падежа слов, называющих предметы | Упр. 98,99 | Упр. 100 | |
Работа окончаний слов, называю- щих признаки | 3.8, упр.101 | Упр. 102, 103 (ф.) | |
Постоянная и переменная работа слов, называющих предметы и признаки | Упр. 104 | Упр. 105 | |
Систематизация сведений о рабо- те окончаний слов, называющих предметы и признаки | 3.9, упр. 106, | Упр. 108, 109 (ф.) | |
РР: План текста. Изложение с использованием плана | Упр.110 | Упр. 111 |
РАЗДЕЛ 2
№ урока | Тема урока | Материал для работы | |
в классе | дома | ||
Постановка задачи: «Зачем словам нужны окончания?»4 Работа основы слова | С. 66-67, 3.1 | Упр. 59 | |
РР: Выделение в тексте частей | Упр. 60 | Упр. 61 | |
Работа окончаний слов, назы-вающих предметы, (указание на число) | 3.2, упр. 62, 63 | Упр. 64 | |
Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на падеж) | 3. 3, упр. 65 | Упр. 66 | |
Возможность замены слова, называющего предмет, указательным словом он (она, оно, они). Стилистическая функция такой замены | Упр. 67, 68 | Упр. 69 | |
Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на род) | 3.4, упр. 70 | Упр. 71 | |
Несовпадение наборов окончаний у слов разного рода | Упр. 72,73 | Упр. 74 | |
Отсутствие указания на род у окончаний множественного числа | Упр. 75,76 | Упр. 77 |
дл | Контрольная работа Анализ контрольной работы Два способа определения падежа | С. 114 Упр. 112 |
РАЗДЕЛ 3 Постановка задачи: «Можно ли писать орфограммы в па-дежных окончаниях по закону письма?» Понятие одного и того же окончания в разных словах | С.119-120, з. 1, упр. 113 | Упр. 114 | |
Понятие одного и того же окончания в разных словах | Упр. 115,116 | Упр. 117 | |
Четыре основных набора падеж-ных окончаний, называющих предметы. Способ определения набора падежных окончаний по именительному падежу единст-венного числа. | 3.2 | Упр. 118 | |
Работа окончания винитель-ного падежа по указанию на то, какой предмет называет слово—живой или неживой | Упр. 119 | Упр. 120 | |
Определение набора падежных окончании у слов, называющих предметы | Упр. 121 | Упр. 122, 123 (ф.) | |
РР: Восстановление деформи-рованного текста по плану. Изложение | Упр. 124 | Упр. 125 | |
Буква 6 после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия | Упр. 126, | Упр. 128 |
______ «________ «_______ | Упр. 129,130 | Упр. 131 | |
Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону письма | 3.3, упр. 132 | Упр. 133 | |
Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях | 3.4 | Упр. 134 | |
Порядок действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях | Упр. 135, | Упр. 137 | |
Проверка орфограмм в падежных окончаниях в словах типа папа, де- душка и т. п.. РР: Планы в виде заголовков и вопросов | Упр. 138, | Упр. 140 | |
Проверка орфограмм в падежных окончаниях единственного числа | Упр. 142, 143-145 (ф.) | Упр. 141 | |
Проверка орфограмм в падежных окончаниях множественного числа | Упр. 146, | Упр. 148 | |
Изменение основ при изменении некоторых слов | Упр. 149,151 | Упр. 150, | |
Проверка орфограмм в падежных окончаниях множественного числа | Упр. 153,154 | Упр. 155 | |
Проверка орфограмм в падежных окончаниях множественного числа | Упр. 156,157 | Упр. 158 | |
Проверка орфограмм в падежных окончаниях множественного числа | Упр. 159 | Упр. 160 | |
РР: Составление описания по заданному плану | Упр. 161 | Упр. 162 | |
Контрольная работа | С. 164 | ||
Анализ контрольной работы | |||
Дл | Окончание и другие части слова Резерв—13 уроков | Упр. 163-165 |
2-е полугодие (18 уч. нед. по 5 ч в неделю = 90 ч)
РАЗДЕЛ 4
№ урока | Тема урока | Материал для работы | |
в классе | дома | ||
Постановка задачи: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» Несоответствие закону письма буквы и в падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий. Особенность основ этих слов. Необходи-мость дополнительной проверки при обозначении фонемы <э> | 2-я ч., с. 3-4,3.1 | Упр. 166, 167 (ф.) | |
Проверка орфограмм в падежных окончаниях с учетом нефонемных написаний | Упр. 168 | Упр. 169 | |
Слова-двойники с основой на [ий'] РР: Составление текста поздравительной орфограммы | Упр. 170- | Упр. 173 | |
Разграничение слов на -ия, -ие, -ий и слов, оканчивающихся на -ей (типа улей) | Упр. 174 | Упр. 175 | |
РР: Описание с учетом позиции наблюдателя | Упр. 176, 178(ф.) | Упр. 177 | |
Несоответствие закону письма написании в окончаниях названии признаков (буквы ы, и в окончании -ый/ий) | 3.2, упр.179 | Упр. 180 | |
Несоответствие закону письма написании в окончаниях названии признаков (буква г в окончании -ого/-его). | 3.3, упр.181 | Упр. 182 |
--------- «-------------- «-------- | Упр. 183,184 | Упр. 185 | |
Несоответствие закону письма буквы е в падежных окончаниях после шипящих и ц | 3.4, упр. 186 | Упр. 187 | |
Буквы оие после шипящих и ц в падежных окончаниях | Упр. 188,189 | Упр. 190 | |
--------- «----- «---------- РР: Сочинение с использованием фразеологизмов | Упр. 191 | Упр. 192 | |
Список орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях | 3.5, упр. 193 | Упр. 194 | |
Список орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях РР: Выделение в тексте частей и подбор заголовков к ним | Упр. 195 | Упр. 196 | |
РР: Пересказ текста по составленному плану | Упр. 198 | Упр. 199 | |
Проверка орфограмм в падежных окончаниях | Упр. 200,201 | Упр. 201 | |
--------- «-------«------ | Упр. 202 | Упр. 203 | |
РР: Изложение по составленному плану | Упр. 204 | Упр. 205, 206(ф.) | |
Контрольное задание | С. 42 | ||
Анализ контрольной работы | |||
ДЛ | Проверка орфограмм в падежных окончаниях по правилам, учитывающим тип склонения | Упр.207,208 |
РАЗДЕЛ 5
Постановка задачи: «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?» Работа окончаний у слов, называющих действия, в настоящем времени. Два типа спряжения слов, называющих действия | С. 48-49, 3.1 | Упр. 209 | |
Определение работы окончаний в словах, называющих действия. Буква ь после шипящих в личных окончаниях | Упр. 210, | Упр. 211 | |
Образование слов, называющих действия, с помощью постфикса | Упр. 212, | Упр. 213 | |
23-24 | Работа окончаний у слов, называющих действия, в прошедшем времени | 3.2, упр. 214, | Упр. 216 |
Инфинитив и его окончания | 3.3, упр. 218, 219 (ф.) | Упр. 217 | |
Соответствие букв, обозначаю-щих фонемы в слабых позициях в окончаниях прошедшего времени, закону русского письма. Проверка орфограмм в окончаниях прошедшего времени | 3.4, упр.220 | Упр.221 | |
Фонемный характер написа-ния гласных в личных оконча-ниях. Два набора личных окончаний | 3.5 | Упр. 222 | |
Написание личных окончаний в словах с известным типом спряжения | Упр. 223 | Упр. 224 |
------- «-------- «------- | Упр. | Упр. 226 | |
Обозначение фонемы <о> после шипящих в безударных личных окончаниях | Упр. 227, 228 | Упр.229 | |
Определение спряжения по одному из личных окончаний | Упр. | Упр. | |
РР: Изложение с изменением позиции рассказчика | Упр | Упр. | |
Способ проверки орфограммы в формах на -тъся, -тся | Упр 234,235. | Упр. 235 | |
34 -35 | ------- «------- «--------- | Упр 237, 238,239 | Упр. 236,240 |
36- | Необходимость установления при- знаков слов, относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и не-усекаемые основы инфинитива | 3.6, Упр.243,244 | |
Особенности слов II спряжения. | З.7 упр.245 | Упр. 246 | |
Проверка орфограмм в личных окончаниях с использованием схемы | Упр 247, 248 (ф.) | Упр. | |
---------------«---------------- «------ | Упр. 250,251 | Упр 252 | |
Проверка орфограмм в личных окончаниях в словах с приставкой вы- | Упр.253,254 | Упр.255 | |
Правописание личных окончаний в слове гнать (исключение) | упр. 256,257 | Упр. 258 | |
Правописание личных окончаний в слове стелить (образование личных форм от стлать) | упр. 259-261 | Упр 262 | |
Правописание личных окончаний в слове брить (неусекаемая основа с заменой суффикса -и- на -е-) | упр. 263-265 | Упр 266 |
РР: Составление плана текста, в котором не выделены части | Упр.267 | Упр268. | |
Правописание личных окончаний в слове хотеть (разноспрягаемое слово) | Упр.269,270, 272 (ф),273 | Упр. 271 | |
Определение спряжения по списку | Упр.274,275 | Упр.276 | |
---- «---- «---- | Упр.277,278 | Упр.279 | |
Проверка орфограмм в окончаниях слов, называющих действия | Упр.280,281 | Упр.282 | |
---- «---- «---- | Упр.283,284 | Упр.285 | |
---- «---- «---- РР: Описание игры | Упр.286 | Упр.286 | |
РР: Сочинение в жанре репортажа | Упр.287 | ||
Контрольная работа | С.120 | ||
ДЛ | Анализ контрольной работы Определение типа спряжения слов с приставками. Варианты спряжения (свистит — свищет). Случаи нарушения правил спряжения | Упр.288 Упр.289 Упр.290 |
Раздел 6
Постановка задачи: «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем. Виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем | С. 127-128, з.1, упр. 291 | Упр. 292 |
Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем | Упр. 293, | Упр. 295 | |
-------- «--------- «--------- РР: Введение диалога в рассказ | Упр. 296, 297 | Упр.298 | |
Орфограммы, связанные с обозна- чением фонем. Орфограммы силь- ных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила для них | 3.2, Упр. 299, | Упр. 301 | |
59 60 | -------- " ---------- «--------- | Упр. 302,303 3.3, | Упр. 304 Упр. 307 |
Способ проверки орфограмм слабых позиций. «Двойные» орфограммы | упр.305,306 | ||
Орфограмма «и, ы после ц» | Упр. 308, 309 | Упр. 310 | |
Разделительные ь и ъ «Непроверяемые» орфограммы | Упр. 311,312 | Упр. 339(1) | |
Проверка орфограмм, связанных с обозначением фонем | Упр. 313, 314 | Упр. 315 | |
Нефонемные написания в окончаниях слов(повторение) | 3.4, упр. 316 | Упр. 317 | |
Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар-) | Упр. 318, 319 | Упр. 320 | |
-------- " ---------- «--------- | Упр. 321, 322 | Упр. 339 (2) | |
Наличие орфограмм корня с «двой- ной проверкой» (на примере корня зор-/зар) | Упр. 323, 324 | Упр. 325 | |
68 69 | -------- " ---------- «--------- | Упр. 326, 327 Упр. 329 | Упр. 328 Упр. 339(3) |
РР: Изложение | Упр.329 | Упр.339 (4) | |
Фиксация порядка действия при проверке орфограмм в высказыва- нии | 3.5,упр.330 | Упр. 339 (4) |
Упражнения в определении и объяснении орфограмм разных типов и видов | Упр. 331 | Упр. 339 (5) | |
РР: Восстановление текста по плану | Упр. 332 | Упр. 339 (6) | |
Упражнения в проверке орфо -грамм | Упр. 333, 334 | Упр. 339 (7) | |
----------- «----------- «------- | Упр. 335,336 | Упр. 339 (8) | |
----------- «---------- «------- | Упр. 337,338 | Упр. 340 | |
----------- «------------- «----- | Упр. 341, 342 | Упр. 343 | |
РР: Свободный (как запомнилось) пересказ текста | Упр. 344 | Упр. 345 | |
Свободный пересказ текста | Упр,346 | Упр. 347 | |
РР: Письменный пересказ сказки | Упр. 347 | ||
РР: Сочинение сказки | Упр. 348 | ||
Контрольная работа | С. 169-170 | ||
Анализ контрольной работы | |||
ДЛ | Исторические сведения о корнях гор-/гар- и зор-/зар- Резерв — 8 уроков | Упр. 349, 350 |
1 Буквой ф. отмечены упражнения, которые носят необязательный, факультативный характер. Учитель может использовать эти упражнения по своему усмотрению в случае временного резерва.
2 Буквами РР отмечен материал по развитию речи.
3Буквами ДЛ отмечен материал из раздела «Для любознательных».
4Советуем планировать анализ выполнения контрольных заданий из предыдущего параграфа и постановку задачи на изучение следующей темы в рамках одного часа (урока). Первое задание и последующие упражнения нового параграфа удобнее выполнять на следующем уроке.