Категории детей | Типичные проявления недоразвития | Специфические психолого-педагогические особенности |
Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) | Активный словарь находится в зачаточном состоянии. | Речь ребёнка для окружающих непонятна. Ребёнок использует (в основном по инициативе взрослого) звукоподражания, лепетные слова, небольшое количество общеупотребительных слов. |
Активная речь имеет специфический характер. | Под одним звуковым комплексом объединяются группы предметов, имеющих несущественный признак. Один и тот же объект в разных ситуациях называется по-разному. Названия действий часто заменяется названием предмета или наоборот. Обобщающие слова не используются. Фразовая речь может отсутствовать или сочетаться с лепетными словами. Звуковая и слоговая структура слова не сформирована. | |
Пассивный словарь может быть шире активного. Понимаемая речь связана с ситуацией, в которой находится ребёнок. | Образы предметов, представления носят размытый характер, формируются с трудом; образы восприятия в ситуации непосредственного общения более чёткие, понятные ребёнку. | |
Поведение может носить неорганизованный характер. | Недостаточно устойчивое внимание, слабость регулирующей функции речи, неразвитость интересов. | |
Недостаточность тонкой моторики | Гипотоничные или гипертоничные мышцы кистей рук, недостаточная координация пальцев. Слабое владение предметными действиями, особенно орудийными. | |
Недостаточность крупной моторики. | Замедленное формирование и непрочность двигательных умений и навыков. Некоординированность движений, слабость равновесия. | |
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) | Замедленный темп созревания психических структур. Сочетание дефицитарных функций с сохранными. Частое проявление инфантильности: страдает работоспособность, или произвольность в организации деятельности, - или / и мотивация познавательной деятельности. Возможны: низкий темп психической активности; речевые нарушения; дефицит внимания с гиперактивностью; вегетативная лабильность на фоне соматическойослабленности. | Ограниченность представлений об окружающем мире. Низкий уровень общей осведомлённости. Быстрая истощаемость. Неумение принимать задание взрослого и доводить его до конца. Недостаточная целенаправленость деятельности. Отсутствие или слабость познавательных интересов, преобладание игровых мотивов. Несформированность мыслительных процессов. Неустойчивость внимания. Выраженная утомляемость, особенно при интеллектуальной нагрузке и однообразной деятельности. |
Чрезвычайно низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности. Надолго сохраняются черты «детскости»: импульсивность, непосредственность, эгоцентризм. | ||
Обеднённость словаря, нарушения грамматической структуры речи, звукопроизношения и др. сторон речи. | ||
Дети с умственной отсталостью | Низкий уровень ориентировки в окружающем, даже при сопровождающей помощи взрослого | Снижение активности, работоспособности. Ограниченное усвоение навыков самообслуживания |
Отклонения в развитии сенсомоторных функций и познавательной деятельности. | Недостаточно дифференцированное восприятие. Сложности в пространственной ориентировке, несформированность мыслительных операций. | |
Значительное снижение произвольности психических функций, особенно внимания и памяти. | Внимание и память мало продуктивны, поддерживаются только предметами, игрушками, имеющими яркие особенности. Суженный объём воспринимаемого мира. | |
Нарушение функций речи. | Трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограничен как активный, так и пассивный словарный запас. | |
Эмоциональная нестабильность. | Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно. Лёгкая смена настроения, | |
Неслышащие, глухие дети без речи | Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. | Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. |
Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости. | В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию. Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой. | |
Слабослышащие дети Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. | Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. | Они продолжают накапливать словарный запас. Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух |
Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается. | Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению.. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память. | |
В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех | Спокойней относиться к успешности, не останавливаться на дотигнутом, усложнять выполнение упражений, заданий. | |
Нарушения зрения (рассматриваются вместе) Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией. | Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. | |
Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. | Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений. | |
Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. | В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования | |
Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической. Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. | общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность. | |
Нарушение опорно-двигательного аппарата Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. | Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. | У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным |
Отстает система формирования понятий и абстракций. Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия. | Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости. |