Характеристика особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья




Категории детей Типичные проявления недоразвития Специфические психолого-педагогические особенности
Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) Активный словарь находится в зачаточном состоянии. Речь ребёнка для окружающих непонятна. Ребёнок использует (в основном по инициативе взрослого) звукоподражания, лепетные слова, небольшое количество общеупотребительных слов.
  Активная речь имеет специфический характер. Под одним звуковым комплексом объединяются группы предметов, имеющих несущественный признак. Один и тот же объект в разных ситуациях называется по-разному. Названия действий часто заменяется названием предмета или наоборот. Обобщающие слова не используются. Фразовая речь может отсутствовать или сочетаться с лепетными словами. Звуковая и слоговая структура слова не сформирована.
  Пассивный словарь может быть шире активного. Понимаемая речь связана с ситуацией, в которой находится ребёнок. Образы предметов, представления носят размытый характер, формируются с трудом; образы восприятия в ситуации непосредственного общения более чёткие, понятные ребёнку.
  Поведение может носить неорганизованный характер. Недостаточно устойчивое внимание, слабость регулирующей функции речи, неразвитость интересов.
  Недостаточность тонкой моторики Гипотоничные или гипертоничные мышцы кистей рук, недостаточная координация пальцев. Слабое владение предметными действиями, особенно орудийными.
  Недостаточность крупной моторики.   Замедленное формирование и непрочность двигательных умений и навыков. Некоординированность движений, слабость равновесия.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) Замедленный темп созревания психических структур. Сочетание дефицитарных функций с сохранными. Частое проявление инфантильности: страдает работоспособность, или произвольность в организации деятельности, - или / и мотивация познавательной деятельности. Возможны: низкий темп психической активности; речевые нарушения; дефицит внимания с гиперактивностью; вегетативная лабильность на фоне соматическойослабленности.   Ограниченность представлений об окружающем мире. Низкий уровень общей осведомлённости. Быстрая истощаемость. Неумение принимать задание взрослого и доводить его до конца. Недостаточная целенаправленость деятельности. Отсутствие или слабость познавательных интересов, преобладание игровых мотивов. Несформированность мыслительных процессов. Неустойчивость внимания. Выраженная утомляемость, особенно при интеллектуальной нагрузке и однообразной деятельности.
    Чрезвычайно низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности. Надолго сохраняются черты «детскости»: импульсивность, непосредственность, эгоцентризм.
    Обеднённость словаря, нарушения грамматической структуры речи, звукопроизношения и др. сторон речи.
Дети с умственной отсталостью Низкий уровень ориентировки в окружающем, даже при сопровождающей помощи взрослого   Снижение активности, работоспособности. Ограниченное усвоение навыков самообслуживания
  Отклонения в развитии сенсомоторных функций и познавательной деятельности. Недостаточно дифференцированное восприятие. Сложности в пространственной ориентировке, несформированность мыслительных операций.
  Значительное снижение произвольности психических функций, особенно внимания и памяти. Внимание и память мало продуктивны, поддерживаются только предметами, игрушками, имеющими яркие особенности. Суженный объём воспринимаемого мира.
  Нарушение функций речи. Трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограничен как активный, так и пассивный словарный запас.
  Эмоциональная нестабильность. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно. Лёгкая смена настроения,
Неслышащие, глухие дети без речи Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения.
  Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости. В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию. Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.
Слабослышащие дети Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас. Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух
  Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается. Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению.. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.
  В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех Спокойней относиться к успешности, не останавливаться на дотигнутом, усложнять выполнение упражений, заданий.
Нарушения зрения (рассматриваются вместе) Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.   Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность.
  Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.
  Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования
  Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической. Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.
Нарушение опорно-двигательного аппарата Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным
  Отстает система формирования понятий и абстракций. Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия. Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: