Страницы жизни и творчества М.А.Булгакова




 

Михаил Булгаковродился 15 мая 1891 года в многодетной семье профессора Киевской Духовной Академии. Отец, Афанасий Иванович, являлся редким специалистом по демонологии. И естественно, что эта тема заинтересовала будущего писателя еще в родительском доме. Мать, Варвара Михайловна, до замужества несколько лет работала учительницей.

Михаил получил прекрасное домашнее воспитание. “У нас в доме интеллектуальные интересы преобладали, - вспоминала сестра писателя Надежда. – Очень много читали. Прекрасно знали литературу. Занимались иностранными языками. И очень любили музыку”.

Несмотря на артистизм натуры и влечение к литературе, Михаил Булгаков избрал профессию врача. В 1909 г. Булгаков поступает на медицинский факультет Киевского университета, который окончил с отличием в 1916 году. С этого времени он начинает свою врачебную деятельность: вступает в Красный Крест, работает в военных госпиталях, затем служит врачом в сельской больнице в Смоленской области, а с сентября 1917 года – в Вяземской городской больнице.

За годыврачебной практики Булгаков хорошо узнал народ, о котором впоследствии написал в цикле рассказов “Записки юного врача”. Народ показан без обычного для русской интеллигенции преклонения, рожденного чувством вины перед крестьянством за слишком долгое крепостное право. Это взгляд врача, трезво видящего темноту крестьян, их невежество и агрессивную подозрительность к “образованным”.

Однако,по словам его первой жены Татьяны Николаевны Лаппа, с которой он обвенчался в 1913 году, эти годы врачебной практики были омрачены пристрастием Булгакова к морфию, которую он впоследствии преодолел, что свидетельствует о силе его натуры.

Из-за болезни события времени, включая Октябрьскую революцию, почти не затрагивают Булгакова. Вернувшись к нормальной жизни, с начала 1919 года он поселился в Киеве и, как писал в одной из анкет: “… последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город”.

Во время службы в составе Добровольческой армии А. И. Деникина на Северном Кавказе появилась первая публикация Булгакова – статья “Грядущие перспективы”. В 1920 году он окончательно оставляет медицину и посвящает себя литературной деятельности.

В 1921 году Булгаков переезжает в Москву, сотрудничает в различных журналах, становится постоянным сотрудником газеты “Гудок”. Начинается новый период творчества писателя, названный “фельетонным”. Паустовский сравнивал газетную практику Булгакова с чеховскими дебютами, признавая фельетоны, скетчи, заметки своеобразным подготовительным этапом.

Ученический период заканчивается уже в 1922 году, когда выходят один за другим рассказы и небольшие повести: “Похождения Чичикова”, “Красная корова”, “Чаша жизни” и другие, в которых Булгаков в сатирической форме отражает современную московскую действительность. По словам писателя, темой его первых рассказов, повестей и фельетонов являлись “бесчисленные уродства нашего быта”.

Проблематика ранних повестей Булгакова (“Дьяволиада”, “Роковые яйца”), написанных в 1923-1925 гг. мало отличается от тем, которые поднимали современники писателя. Он также рассматривает явления бюрократизма и обывательщины как неестественные, поглощающие свободную личность человека.

В это же время создается блестящая философско-сатирическая повесть “Собачье сердце”, но опубликована она была лишь в 1987 году. В повести Булгаков бросил вызов самой идее революции – социальному равенству, понимаемому как то, что “любая кухарка может управлять государством”. Не может, - показал Булгаков. Человек, который берется не за свое дело и не имеет к нему способностей, становится разрушителем.

В 1925 году вышли две части первого булгаковского романа “Белая гвардия”, полностью был опубликован лишь в 1966 году. Это было произведение о духовном пути интеллигенции среди взаимоисключающих требований времени. Герои ее с пониманием относились к стремлению большевиков сменить изживший себя строй и ни в какой мере не пытались его удержать; но пренебрежение вечными устоями жизни воспринималось ими как катастрофа с тяжелейшими последствиями для страны.

На основе “Белой гвардии” была создана пьеса “Дни Турбиных”, премьера которой состоялась во МХАТе в 1926 году и вызвала необычайный успех у зрителя. Это была первая пьеса в советском театре, где белый лагерь был показан не карикатурно, а с сочувствием и личная порядочность и честность большинства участников Белого движения не ставились под сомнение.

Все это дало повод критике обвинить автора в сочувствии к Белому движению и назвать его “внутренним эмигрантом”. Критика развернула кампанию против антисоветски настроенного автора пьесы. Лишь немногие осмеливались выступать в защиту произведения.

Защитило пьесу, как не парадоксально, имя Сталина, который смотрел ее семнадцать раз. Михаила Булгакова он ценил как художника и, возможно, как честного человека, который осмелился остаться самим собой.

В 1924 году Булгаков расстался со своей первой женой и, на одном из литературных вечеров, встретил свою вторую официальную жену Любовь Белозерскую.

Период с 1925 по 1929 год можно назвать самым благополучным в творческой жизни Булгакова. “Дни Турбиных” поставили его в первый ряд драматургов. Его пьесы “Зойкина квартира”, “Багровый остров” шли в лучших театрах столицы. Однако в печати продолжалась критика его пьес.

В конце20-х годов пьесы Булгакова были сняты с репертуара, а его проза для публикаций считалась “непроходимой”. Он был обречен на молчание и несколько раз обращался к ответственным лицам страны с просьбой отпустить его с женой за границу, на что не получил ответов.

28 марта 1930 года Булгаков написал и отослал письмо “Правительству СССР”, которое звучит как исповедь писателя. После письма последовал знаменитый телефонный звонок Сталина Булгакову: “А может быть, правда, пустить вас за границу? Что, мы вам очень надоели?”. И затравленный Булгаков сделал неожиданный выбор: “Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне родины, и мне кажется, что не может”. Ему было предоставлено место режиссера МХАТа.

В октябре 1937 года Михаил Булгаков писал “За семь последних лет я сделал шестнадцать вещей разного жанра, и все они погибли. Такое положение невозможно…”. И действительно, ни одно из драматургических произведений Булгакова при его жизни опубликовано не было.

В 1929 году Булгаков знакомится с Шиловской Еленой Сергеевной в доме общих знакомых. Она – благополучная жена крупного советского военачальника, он – драматург, терпящий творческое крушение. Была не только любовь, был скандал с мужем, отцом ее двоих сыновей, был бурный разговор мужа с соперником, был “домашний арест”, выдержанный Еленой Сергеевной полтора года. Однако, несмотря на все препятствия, они поженились.

Тридцатые годы – пора расцвета писательского дарования Михаила Булгакова. Написаны лучшие, блистательные его произведения. В том числе роман “Мастер и Маргарита” – принесший автору мировую славу. Булгаков приступил к работе над романом еще в 1928 году и работал над ним до последних дней жизни.

Роман первоначально задумывался как “евангелие от дьявола”, а будущие заглавные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С годами первоначальный замысел усложнился, вобрав в себя судьбу самого писателя. Позже в роман вошла женщина, его жена, - Елена Сергеевна Шиловская. Одинокий писатель (Мастер) и его верная подруга (Маргарита) станут не менее важны, чем центральные персонажи мировой истории.

В романе три самостоятельных сюжетных пласта, которые соединены творческой волей автора в некое единое целое – Воланд, посетивший Москву и наделавший много шума, Мастер и Маргарита, а также “евангельские главы” о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

Воланд и вся его свита получили черты человеческих характеров, характеров комических, и в чем-то неоспоримо приятных! В их поступках есть дерзкое озорство, но отнюдь не пахнет мстительным злонравием. У Булгакова сам Воланд и его свита не мало не скрывают, что едва ли не во всех своих действиях руководствуются добродетельными и даже назидательными целями. Например, изгнание Степы Лиходеева из его квартиры основательно мотивировано спутниками Воланда, и все их действия кажутся нам вполне оправданными.

Нечистая сила в романе вовсе не склонна заниматься тем, чем по традиции она бывает поглощена, - соблазном и искушением. Напротив, они защищают добропорядочность, чистоту нравов.

Только одна сцена в романе - сцена “массового гипноза” в Варьете показывает Дьявола вполне в его исконном амплуа искусителя. Но и здесь Воланд поступает не как злой гений. Этот эпизод показывает пороки людей, приобретенные в земной жизни, и к ним Воланд не имеет никакого отношения. Он просто желает посмотреть изменились ли люди со временем или остались прежними.

Совершение зла для Воланда не является главной целью. Это всего лишь средство, которое он применяет для борьбы с людскими пороками, несправедливостью жизни. Может быть поэтому кажется, что Воланд, по сути своей несет добро.

Главные герои – Мастер и Маргарита – появляются лишь во второй части романа. Прообразом главного героя является сам писатель, чему есть немало доказательств. Одно из них то, что Булгаков описывает историю травли Мастера литературными критиками и писателями, в точности похожую на свою.

Мастер для Булгакова - больше, чем писатель. Он как бы противопоставляет его литераторам из Массолита: бездарным, создающим какую-то чепуху. Мастер же у него творец, который служит некой высшей духовной задаче. Может быть, поэтому Мастер у Булгакова не считает себя писателем, чтобы не причисляться к литературной корпорации, к которой он относится очень враждебно.

Он хочет открыть людям истину, пробудить в них веру, добродетель, духовную культуру, но, к сожалению, мир высокой духовности Мастера, его бескорыстного творчества оказывается несовместимым с реальными жизненными обстоятельствами, которые создают глупые, бездушные люди.

В романе Мастеру помогает выдержать все испытания, которые обрушиваются на него, любовь к Маргарите.

Маргарита своей вечной и верной любовью помогает Мастеру обрести то, что он заслужил – покой. Она становится поводырем и хранителем покоя своего возлюбленного.

“Евангельские главы” об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате живут в романе своей самостоятельной жизнью, но без них роман не был бы так притягателен, ведь именно они пробуждают яркие душевные впечатления.

Главным прообразом Иешуа является Иисус Христос. Иешуа у Булгакова несет в мир добро и любовь. Он – человек, “не сделавший никому в жизни ни малейшего зла”. В противопоставление Иешуа создан образ Понтия Пилата. Он творит зло даже тогда, когда пытается делать добро. Несмотря на это, Пилат личность возвышенная и неординарная. Он пытается спасти Иешуа, но трусость перед кесарем, боязнь погубить свою карьеру, не дают ему совершить справедливость.

Пилат за свою трусость наказан бесконечной мукой, бессонницей, головной болью и пыткой вечного воспоминания о той роковой минуте, когда он выдал Иешуа палачам. Это длится в течение двух тысяч лет.

Понтий Пилат получает в конце концов прощение, и Воланд говорит Мастеру, что теперь он может закончить свой роман одной фразой. “Свободен!” - кричит Мастер.

 

Эти слова прощения и есть последние слова в романе Мастера о Понтии Пилате.

Булгаков писал “Мастера и Маргариту” двенадцать лет, последние вставки он диктовал Елене Сергеевне за две недели до смерти и взял с нее клятву, что роман она опубликует.

В сорок восемь лет его настигла та же болезнь, которая в этом же возрасте унесла из жизни отца – нефросклероз (склероз почек). Перед женитьбой Михаил Афанасьевич говорил Елене Сергеевне: “Я буду умирать тяжело”. К сожалению, он оказался прав. Перед смертью он ослеп, испытывал невыносимые боли, почти потерял речь, но Елена Сергеевна сдержала свою клятву – не отдала его в больницу. Он умер, держа ее за руку. Случилось это 10 марта 1940 года.

В жизни Булгакова было немного ярких, значительных событий, а наиболее драматичный период его биографии – годы Гражданской войны – до сих пор покрыт тайной, вокруг которой строятся самые разные догадки. Но с уверенностью можно сказать, что созданное им в литературе и театре принадлежит к самому драгоценному, что когда-либо было сотворено в России и мире.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: