Сколько киртана достаточно?




Киртан – это не часть нашего движения – практически это и есть наше движение.

Наше движение сознания Кришны практически основано на музыке и танце. (Письмо к мистеру Левайну, 25 января 1969 г.)

Киртан – наш первейший долг. (Письмо к Палике, 13 ноября 1975 г.)

Движение сознания Кришны, начатое Чаитанйей Махапрабху, наполнено танцами и пением об играх Господа Кришны. (ЧЧ Ади 2.2, комментарий)

Киртан означает прославление Господа Кришны. Вся деятельность движения Харе Кришна предназначена для Кришна-киртана – прославления Господа Кришны такое прославление принимает множество форм, как воспевание святых имен Кришны. Это также называется санкиртана. "сан" значит "полное" или "вместе". Так что "санкиртана" значит "полное прославление" или "совместное воспевание".

"Киртан" означает в уединении, а "санкиртана" – в обществе многих других. (Лекция по ШБ, 10 декабря 1974, Бомбей)

Санкиртана – это когда много людей собираются вместе и поют и танцуют. (Лекция по ШБ, 17 апреля 1974, Бомбей)

Однако, нам всегда следует помнить, что киртан не предназначен ни для самовозвеличивания, ни для собственного наслаждения. Хотя киртан может считаться трансцендентным развлечением, это в первую очередь акт поклонения. Он несомненно доставляет наслаждение, но нам всегда надлежит помнить, что он предназначен для удовлетворения Кришны, а не для нашего.

 

Правила и предписания должны исполняться, но не душить нас. Их настоящая цель – выявить и улучшить подлинный дух преданности в киртане, и помочь нам погрузиться в трансцендентную звуковую вибрацию святых имен.

Итак Ш.П Он протестовал против "Джайа Гурудева", поскольку это проникло в наше движение прямо из сахаджийа сампрадай Бенгалии, представители которых всегда говорят вещи вроде "Джайа Гуру", "Джайа Гурудева", не имея в виду никакого конкретного гуру. Прабхупада критиковал это как имперсонализм и не хотел, чтобы его ученики пели это. "Кто этот гуру?" – таков был его вызов.

Понимание того, как другие мантры и техники проникли в наше движение, полезно для рассеивания сомнений, которые могут возникнуть в умах тех, кто не был осведомлен об ожиданиях Шрилы Прабхупады от киртана., его слова были следующими:

для мангала-аратика – молитвы самсара-дава, затем кришна-чаитанйа, затем Харе Кришна, и ничего больше. Для гуру-пуджи – "молитвы гуру" [так он ее назвал], шри кришна-чаитанйа, Харе Кришна, и ничего больше. Для вечернего аратика – песня Гаура Аратика, шри кришна-чаитанйа и Харе Кришна, ничего более.

шри кришна-чаитанйа мантры должно быть только три раза, не более. Никто не должен петь какой-то бхаджан, если не все преданные знают, о чем эта песня. Никому нельзя петь песни в храме во Вриндаване, которые написаны на языках, непонятных для местных жителей. Йашомати-нандана можно петь, поскольку людям она понятна.

"Мне не понравилось пение этим утром. Утренняя мелодия должна петься на протяжении всего мангала аратика и не следует петь никакие другие мелодии. Ее нужно петь сладко и мелодично, Прабхупада никогда не заканчивал киртаны всякими дополнительными мантрами, особенно Джайа Радхе, так с чего бы мне делать это?

в Бомбее в 1976 году (не помню месяц). В храме проходил киртан, который в основном состоял из сплошных Харибол ов. Во время киртана я был настроен весьма скептически и часто посматривал на Шрилу Прабхупаду, чтобы узнать, не хочет ли он, чтобы я остановил киртан, я спросил: "Шрила Прабхупада, должен ли был я остановить этот киртан, ведь он был неправильный?" "Нет," – сказал он, – "по крайней мере они пели."

Решите сами, что лучше.

Определенные мелодии в определенное время [1]

. В писаниях, объясняющих музыкальную науку, утверждается, что раг так же много, как форм жизни. Среди них есть 16000 основных раг, которые ранее проявились как гопи Вриндавана, и которые распространились по всему миру.[i]


 

 


[i] Из комментариев Вишванатхи Чакраварти и Дживы Госвами на ШБ 10.33.8.

 

Ачарйи Гаудийа-ваишнавизма поведали, что конечная цель музыкальной науки – дополнить и улучшить настроения Божественной Четы во время Их ежедневных игр, состоящих из восьми частей

 

Панча Таттва маха-мантра и Харе Кришна маха-мантра поются на ту же мелодию, что и Гурваштакам, по той же схеме "вверх-вниз, вверх-вниз". Когда поете Харе Кришна маха-мантру, одну мантру можно петь с повышением, а следующую с понижением; как вариант, две мантры подряд могут петься с повышением, а следующие две – с понижением.

 

Джайа все остальное

В конце киртанов в ИСККОН стало принято петь Джайа Прабхупада, Джайа Радха-Говинда (или любые другие имена тех Божеств, которые есть в храме) и Нитаи-Гаура Харибол. Хотя это не существенно, это приводит киртан к удовлетворительному финалу с музыкальной точки зрения. Шрила Прабхупада лично не вводил это; он заканчивал киртаны просто маха-мантрой, без добавления никаких других песнопений. И все же это было принятой практикой в ИСККОН в период личного присутствия Шрилы Прабхупады, и Шрила Прабхупада никогда не высказывал свое неодобрение по этому поводу – хотя он в особенности заявлял, что ему не нравилось, когда Джайа Прабхупада пели снова и снова[i].

У Шрилы Прабхупады была великая вера в маха-мантру, и все, что он делал, зиждилось на ее популяризации. Даже во Вриндаване, когда его приветствовали словами Радхе Радхе или Джайа Радхе, он отвечал только Харе Кришна.

 

Предлагается, что имя каждого Божества поется только один раз. Их имена уже включены в маха-мантру, так что пение имен Божеств в некотором роде излишне. В храме ИСККОН в Бомбее, где установлены Божества Сита-Рама-Лакшман-Хануман, Шрила Прабхупада сказал не петь Джайа Сита-Рама-Лакшман-Хануман. Он сказал, что Их имена включены в маха-мантру и что в дополнительном пении поэтому нет необходимости[i].

Киртаны не должны начинаться с пения Джайа. Обычно принято петь Джайа Прабхупада перед гуру-пуджей Шрилы Прабхупады и петь Джайа с именами Божеств прямо перед началом арати. Но как только раковина прозвучала, пение Джайа следует прекратить и петь подходящую для арати песню.

наш киртан будет совершенным благодаря большему пению Харе Кришна, как это делал Шрила Прабхупада.

Джайадваита:... Иногда я слышу, что наши преданные поют в киртане имя Кришны разными способами, которые я не слышал... Например, вчера я слышал, что кто-то пел Нитаи-Гаура, Нитаи-Гаура, Нитаи-Нитаи-Гаура. Кто-то поет во время киртана Радхе, Радхе, Радхе, Радхе, как-то так.

Прабхупада: Ну, ачарйи так не поступали. Нет вреда в том, чтобы петь "Радхе", но иногда это скатывается до изобретения чего-то нового, выдумки. Поэтому лучше придерживаться Харе Кришна и шри-кришна-чаитанйа прабху нитйананда. Иначе... Вроде тех же сахаджийев, они придумали нитаи гаура, радхе шйама, харе кришна харе рама. Эти вещи будут постепенно появляться. Но они не санкционированы. Это называется чхара киртана (?), что значит "самодельный киртан". Нет вреда в том, чтобы петь Радхе, Нитаи-Гаура. Но лучше держаться Панча-таттвы и маха-мантры. Нам нужно следовать за махаджанами.

 

Так что одна из причин, почему Шрила Прабхупада был так категорически против неразрешенных песен, в том, что мы могли бы, в силу своего "остроумия", выдумать что-нибудь совершенно фальшивое.

Шрила Прабхупада сказал, что мы – не Харибол-сампрадайа[i]. (В Бенгалии есть группа отклонившихся [от сиддханты] Ваишнавов, известная как Харибол-сампрадайа, они бешено поют харибол! харибол! снова и снова по несколько часов подряд.)

"Они могут петь свои нитаи-гаура-хари-бол ы, но я буду петь Харе Кришна и отправлюсь назад домой, назад к Богу."[i]

Более свежая выдумка – это пение нитаи нитаи нитаи нитаи нитаи гауранга. Это следует прекратить. Нет причины петь имя Нитая больше, чем Гауранги, кроме соображений лингвистики. Мы не имеем права так и сяк играть именами Бога.

Шри Гуру Вандана. Это означает приказ для гуру принять прибежище у двух неопределенных стоп. Похожая вставка, прабхупада лоило шарана – это приказ Шриле Прабхупаде принять прибежище. Правильно, на старом Бенгали, было бы туа паде лаину шарана – "Я принял прибежище у твоих лотосных стоп". Сойдет и прабхупада, лаину шарана – "Шрила Прабхупада, я принял у Вас прибежище". Это грамматически более верные вставки, чем упомянутые выше, но все же остаются вставками и потому излишни.

В Чаитанйа-Чаритамрите (Мадхйа 13.87) утверждается, что Адваита Ачарйа имел обыкновение издавать громкие возгласы во время киртана. Преданным, которые хотят поступать так, лучше кричать "Харибол!" или "Харе Кришна!", а не издавать вопли, напоминающие боевой клич индейцев на тропе войны. Женщинам не подобает опускаться до воплей и визга, поскольку это неблагоприятные звуки и не годятся для сдержанных и целомудренных леди. женщины издают звук "улу",

и Шрила Прабхупада хотел, чтобы его ученицы с Запада научились этому[i]

Радхарани ки джайа, махарани ки джайа (народная песня Бриджбаси) и д жайа джайа радха-рамана харибол (самодельный попсовый "бхаджан") – это другие примеры липучих рифмовок, проникших в киртаны ИСККОН

Предпочтительней изгнать их из всех наших центров.

Некоторые ведущие останавливают киртан, чтобы выкрикнуть "Шрила Прабхупада ки джайа!" или еще какое-то "ки джайа!". Это еще одна выдумка. "Ки джайа!" предназначается для према-дхвани

Мы не можем разрешить петь в храме песни из кинофильмов. (ШБ 8.5.25)

Назначение храма – быть местом чистых духовных звуковых вибраций

 

Авторитетные песни – значит песни, которые пели или сочинили осознавшие себя Ачарйи. Ваишнавский этикет содержит предписание, что неавторитетные песни или утверждения никогда не следует слушать.

Иначе начинает действовать как яд. (пример с молоком и змеюкой)

 

авторитетных песен, которые ты можешь передать Джорджу. Вот они:

1.

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе

Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

2.

Хари Харайе Намах Кришна Йадавайа Намах

Йадавайа Мадхавайа Кешавайа Намах

3.

Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Хе

Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Хе

Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Ракша мам

Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Кришна Пахи мам

Кришна Кешава Кришна Кешава Кришна Кешава Ракша мам

Рама Рагхава Рама Рагхава Рама Рагхава Пахи мам

Итак, эти песни пел Сам Господь Чаитанйа, поэтому они – самые авторитетные.[i]

Господь Чаитанйа пел: харайе намах, кришна йадавайа намах/ гопала говинда рама шри-мадхусудана. (см. Чаитанйа-Чаритамрита, Ади 17.122 и Мадхйа 25.64) Шрила Прабхупада рекомендовал петь эти две строчки после мантры Харе Кришна в наших центрах,

Говинда Джайа Джайа

Шрила Прабхупада любил его и пел со своими учениками.

Шри Рама Джайа Рама

Это еще один популярный в Индии киртан. Он особенно подходит для пения на Рама-навами или при посещении храмов Господа Рамы. Другая традиционная песня, прославляющая Господа Раму – это рагхупати рагхава раджа рама, патита павана сита рама.

А во время Ратха-йатр следует петь джайа джаганнатха.

 

 

Чистые преданные не признают слов или молитв тех, кто нарушает принципы вайшнавского поведения, легковесно относится к принятым среди преданных правилам и ограничениям и не повторяет мантру Харе Кришна. (ШБ 6.16.33, комментарий)

 

"Правильным будет, если ученик вначале выражает почтение своему собственному духовному учителю, а затем уже предыдущим.

Если поется несколько бхаджанов, то это нужно делать в восходящем порядке: вначале те, что прославляют гуру; затем молитвы, обращенные к Ваишнавам; затем – к Господу Нитйананде; затем – к Господу Чаитанйе; затем – к Шримати Радхарани, затем – к Кришне. Даже если поется только два-три бхаджана, этот порядок все же следует соблюдать.

Поскольку мы следуем системе парампары, наш долг – обращаться по правильным каналам, а именно: сначала – Духовный Учитель, затем – Господь Чаитанйа, и затем – Кришна. Так что когда мы поем молитвы, мы делаем так: ванде 'хам шри гуру... и постепенно [переходим] к Госвами, затем к Господу Чаитанйе, а затем – к Радха-Кришне. Такова система молитвы. (Письмо к Харер Наме, 28 мая 1968 г.)

некоторых песнях просто спеть еще раз первую строчку недостаточно. По крайней мере, требуется еще и вторая строка для завершения фразы.

 

Энтузиазм в киртане

Из писем….

Наша единственная жизнь и душа – это Киртан.

Пока с нашими киртанами все в порядке, нет совсем никаких трудностей.

Продвинутый преданный любит танцевать и петь с преданными, находящимися на одном с ним уровне сознания Кришны. (ЧЧ Ади 7.92, комментарий)

Киртан никогда не должен считаться рутиной – чем-то, где мы присутствуем только по обязанности. Энтузиазм для киртана очень важен. Это значит не избегать киртана, а придя – участвовать от всей души. Это оскорбление – быть невнимательным во время воспевания святых имен, и точно так же преданным следует как ментально, так и физически присутствовать в киртане. Они должны вовлекаться, внимательно воспевая и слушая святые имена – а не просто позволить своему вниманию блуждать где попало. Во время пения перед Божествами мы должны с великим почтением медитировать на святые имена как на неотличные от Них.

кали-кале нама-рупе кришна-аватара

нама хаите хайа сарва джагат-нистара

В век Кали воплощением Господа Кришны является святое имя Господа, маха-мантра Харе Кришна. Просто благодаря повторению святого имени человек получает возможность непосредственно общаться с Господом. Любой, кто следует этим путем, несомненно, обретет освобождение. (ЧЧ Ади 17.22)

Кришна так добр, что пришел в форме Своего имени, чтобы спасти нас. "Каждый, кто повторяет и поет мантру Харе Кришна, полностью очистит свое сердце и вырвется из круговорота рождений и смертей." (ШБ 7.6.1, комментарий)

Сколько киртана достаточно?

Это движение сознания Кришны – это в основном воспевание. (Лекция по Бг, 23 ноября 1972 г., Хайдарабад)

Это очень хорошая новость, что Киртан и все остальное продолжается должным образом; это наша жизнь и душа. И это поможет нам развиваться. (Письмо к Мукунде, 9 апреля 1968 г.)

Однако преданным следует стремиться совершать как можно больше киртана.

Другая приятнейшая практика – "убаюкивать Божества"

установлены Божества Радха-Кришны, наиболее подходящим и приятным будет тихое, неторопливое исполнение "Джайа Радхе Джайа Кришна Джайа Вриндаван". Также хорошо, если преданные свободны, петь во время полуденного и дневного арати.

путешествуют или находятся в других условиях, когда они не в состояни поддерживать регулярную программу киртана, им не следует пренебрегать практикой ежедневных киртанов. чтобы преданные повторяли Гурваштаку каждое утро, пусть даже тихонько, про себя.

где бы ни возникла такая возможность – преданные могут устроить киртан. Это хорошая привычка, ее стоит развивать.

чтобы совершать "достаточно киртана". Его не может быть достаточно для нас.

. Нам следует всегда стремиться к большему.

В чистоте – сила хорошего киртана. Музыкальная аранжировка вторична. Однако, важно, чтобы музыка была хорошей, поскольку Кришне это нравится, и это природа души – наслаждаться.

музыка может помочь возвысить сознание, когда она правильно исполняется. Поэтому наши предыдущие ачарйи основательно развили науку о музыке для улучшения эффекта от киртана. Однако если мы придаем больше значения музыке, чем смыслу песни, мы снова упускаем самое главное.

Мы должны концентрироваться на слушании Харе Кришна. Именно это – бхакти. (Комнатная беседа, 26 декабря 1976 г., Бомбей)

Настоящий киртан может исполняться тем преданным, который убежден, что Кришна – Верховная Личность Бога, и чья песня – это отчаянная молитва о том, чтобы быть занятым в служении Ему. Убежденность звучит в голосе такого чистого преданного и побуждает Кришну появиться в форме Своего имени в сердцах участников такого киртана.

Основа воспевания – в прославлении Господа, а не в привлечении толпы. Если Кришне нравится то, что Он слышит, то Он попросит каких-нибудь искренних преданных собраться в таком месте. (Письмо к Субале, 12 ноября 1967 г.)

петь, как Шрила Прабхупада – не механически, а с великим чувством преданности. Голос Шрилы Прабхупады – это непосредственно голокера према дхана харинама санкиртана – звук духовного мира.

даже самое искреннее воспевание более привлекательно, если сопровождается хорошим музыкальным сопровождением. Лучше всего, если есть и то, и другое: искренность в сочетании с музыкальными способностями.

Совершенство киртана достигается, когда музыка исполняется должным образом, а молитвенное настроение преданных подлинно.

Исполняй киртан очень ритмично и мелодично. (Письмо к Мукунде, 11 июня 1968 г.)

Вот как Реватинандана дас описывает лекцию Шрилы Прабхупады о киртане.

Он сказал, что хороший киртан длится 30-40 минут и все первые 30 минут киртан поется медленно, а затем он ускоряется до кульминации в течение последних 10 минут.

медленно и только понемногу ускоряя. Он не любил аккорды, и ему не нравилось использование мелодических инструментов во время киртана, поскольку мелодии инструментов отвлекали бы от слушания мантры; хотя ему нравился ритм. Шрила Прабхупада говорил, что физгармонии и другие мелодические инструменты не предназначены для киртана, поскольку слух будет следовать за музыкой и отвлекаться от святых имен. Ритмические инструменты годятся, сказал он, поскольку они усиливают склонность танцевать, а танцы в свою очередь пробуждают преданность.

если киртан исполняется без энтузиазма, как развлечение, или если он неприятен музыкально из-за того, что у преданных нет слуха (то есть они не способны следовать мелодии или ритму), то эффект порождения преданности будет слабым.

В общем, киртаны должны начинаться медленно и плавно развиваться Ведущий не должен пускать киртан на самотек

Стабильный темп подходит для гарциозных танцев и не очень быстро истощает энергию преданных. Сатсварупа дас Госвами отмечает:

Прабхупада не разгонял киртан до бешеного темпа, чтобы затем остановиться и начать с начала. Он постепенно наращивал темп до стабильного, умеренно-медленного ритма. Это давало возможность войти в киртан и медитировать на воспевание.

 

Некоторые преданные отождествляют "хороший киртан" с "громким, быстрым, бешеным киртаном". Они знают только две скорости: быстро и очень быстро.

до такой степени, что становится невозможно произносить святые имена. Вся цель киртана, целиком – прославление имен Бога – теряется в неистовстве грохота и треска. Но киртан – это не мирская деятельность, предназначенная для нашего развлечения или избавления нас от неудовлетворенности.

другие преданные могли бы иногда предпочесть более спокойное подношение песни Богу. Однако, "низковольтные" преданные не должны порицать своих более "заряженных" духовных братьев за то, что они вовлекают свою энергию в йуга-дхарму. Гораздо лучше, если киртаны будут немного возбужденными, чем скучными и безжизненными. Живые киртаны помогают поддерживать в нас вдохновение и особо могущественны в устранении анартх.

не должны быть слишком буйными и хаотичными.

не следует петь или танцевать эгоистично, чтобы привлечь внимание других. Мы должны петь, чтобы удовлетворить Кришну, и ни по каким другим причинам.

Смирение, а не хвастовство – есть подлинное настроение при проведении киртана, как продемонстрировал Господь Чаитанйа.

Я никогда не пел и не танцевал из желания показать Себя. Я танцую и пою, потому что твердо верю в слова Моего духовного учителя... не Моя заслуга в том, что Я танцую и пою, это происходит само собой, по милости Верховного Господа. (ЧЧ Ади 7.95-96, комментарий)

Господь Чайтанья не пытался быть хозяином святого имени; напротив, Он учил нас служить хари-наме.

 

 

не слишком высоко и не слишком низко, а в том диапазоне, который удобен для большинства подпевающих преданных. следить за тем, чтобы киртан оставался мелодичным, даже когда интенсивность его нарастает. Шрила Прабхупада говорил, что "Вопли не годятся.

 

но Шрила Прабхупада называл это "завываниями"[i] и всегда останавливал бенгальских преданных в Майапуре ИССКОН, когда бы они ни пытались делать так.

Преданные, лишенные музыкального слуха, могут по-настоящему причинять беспокойство в киртане, особенно если не осознают отсутствия у себя этой способности.

не догадываясь, насколько они портят киртан. Таких преданных следует останавливать и поправлять. не могут исправиться, инструменты у них следует забрать. не вовремя, т.е. начинают петь не с того такта, нарушая таким образом ритм. следует поправлять. не могут исправиться, нужно попросить их петь тихо, чтобы они не испортили киртан То же относится к преданным, которые не могут петь чисто).

не следует лишать энтузиазма преданных с недостатком музыкального слуха. должны участвовать в киртанах, но сдержанно, чтобы не причинять беспокойств. пока у них не наблюдается заметных улучшений, им не следует позволять вести киртаны. много настроений в киртане: медленно, серьезно и сладко, ярко и энергично, или даже по-трансцендентному задорно. В Чаитанйа-Чаритамрите (Мадхйа 25.4) отмечается, что забавное пение Харе Кришна преданным по имени Парамананда Киртанийа, заставляло Господа Чаитанйу смеяться! основной дух киртана – это собраться вместе, чтобы прославить Кришну.

Ведение киртана

Ведение киртана – важное служение. Хороший ведущий киртана может улучшить атмосферу в храме, привлекать новичков к участию в санкиртане. Секрет кроется в горячем желании прославить Кришну, Энтузиазм, рожденный в гуне страсти, также может способствовать оживлению киртана, но это не будет давать того же очищающего эффекта, как воспевание, рожденное настоящим прогрессом.

Шрила Прабхупада подчеркивал, насколько возможно, воспевание нужно слушать из уст чистых преданных Господа. Киртан может быть живым, сладким и музыкально выверенным, но при этом духовно пустым, если его не поют преданные, которые сознательно вручили себя Кришне. Следовательно, в первую очередь предпочтение в ведении киртана следует отдавать продвинутым преданным, а затем уже остальным из тех, кто умеет вести.

хорошее качество для ведения киртана – это иметь сильный, чистый голос. Также, ведущему киртана нужно иметь чувство раги (мелодии), тала (ритма) и лайа (темпа). Это не значит, что он должен изучать музыку, но ему следует иметь какие-то базовые музыкальные навыки – он не вправе быть неуверенным в мелодии, которую он поет, смешивать разные мотивы, ломать ритм, вступая не вовремя, или не быть способным правильно положить на мелодию слова. Тем, кто лишен таких простых музыкальных навыков, не рекомендуется вести киртаны.

Все участники должны следовать за ведущим киртана и не пытаться замещать его.

Игрок на мриданге как раз разучивал сложные ритмы, и пытался продемонстрировать в том киртане свои достижения в скорости и замысловатости ритмов. Но Прабхупада остановил музыку и сказал ударнику, что он должен следовать за ведущим. Тогда он начал киртан снова, но все повторилось опять, и снова Прабхупада остановил киртан и попросил барабанщика следовать за ведущим.[i]

Те, кто подпевает, не должны пытаться менять мелодию или темп независимо от ведущего. Некоторые преданные, сознательно или нет, играют на инструментах быстро и громко и так разгоняют киртан, который они не ведут.

Однако, если ведущий киртана поет неправильные слова, неправильную мелодию, или в недопустимой манере, его следует поправлять. Если то, что он делает, совсем уж никуда не годится, кто-то из тех, кто старше него, подменить его.

преданный, которые ведет киртан, может попросить одного или нескольких преданных петь вместе с ним. Это обычно происходит, когда большой киртан проводится без усилителей.

можно организовать дежурства, чтобы все имели возможность поучаствовать.

не следует заставлять Божества ждать.

. Один преданный торопливо предлагает поклоны, или даже не кланяется вообще, а просто подскакивает и начинает петь, чтобы гарантированно вести киртан.

Такие "киртанские свиньи" обычно вдохновляются только теми киртанами, которые ведут сами. Их ведение киртана – ради наслаждения чувств, а не ради служения. Они хотят выставить себя в центре, вместо Кришны. Их голос может быть сладок, но сердце – нет.

. Божества, ради которых киртан и затевается, кажутся почти забытыми. По-настоящему преданный ведущий киртана направляет внимание на Божества и святое имя, а не на себя.

Нужно давать всем преданным возможность повести киртан, хотя бы время от времени, чтобы поощрить в них стремление развиваться в этом важном виде служения. Как упоминалось выше, Шрила Прабхупада потратил больше недели, тренируя преданных в киртане, прежде чем отправлять их в Лондон

мы должны взять на себя заботу об обучении преданных в этом самом центральном из всех занятий в сознании Кришны

если у кого-то есть трудности в освоении каких-то аспектов этого служения, самый осведомленный преданный должен помочь ему. Даже менее компетентным можно давать шанс, поскольку практика приводит к совершенству. Но те, кто неизлечимо музыкально глух, должны просто присоединяться к киртану и не пытаться вести его.

вести киртан – не такая уж сложная задача.

Ниже приводятся некоторые приемы, используемые ведущими киртана, чтобы подбодрить преданных:

(1) Внезапно менять темп с медленного на быстрый.

(2) Ведущий начинает петь начало маха-мантры, пока остальные преданные еще допевают мантру. Одновременно ведущий меняет темп. Это имеет возбуждающий эффект, но все же не очень хорошо. В пение маха-мантры не следует вмешиваться просто ради какого-то музыкального эффекта.

(3) Внезапно останавливать быстрый киртан, а затем снова начинать в быстром темпе.

(4) В быстром киртане остановить пение на несколько секунд, чтобы все инструменты были слышны, а затем снова начать петь. Этот прием часто сочетают с изменением темпа, как упоминалось выше (2).

(5) В стабильном или быстром киртане постепенно или внезапно останавливать инструменты, чтобы были слышны только голоса, или снизить громкость инструментов и пения до очень тихого. Это может продолжаться даже несколько минут, в сопровождении танцев. Затем, по указанию ведущего, интрументы внезапно снова начинают играть громко и сильно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: