Билет. Французская живопись 18 века. Творчество Антуана Ватто.




 

В искусстве Франции на рубеже 17-18 века возрастает интерес к человеческой индивидуальности, к личности «самой по себе», вне зависимости от сословных категорий, что в развитой форме будет характерно для портретной живописи следующего столетия.

Живопись Франции конца 17- начала 18 века стремилась освободиться от сковывавших ее академических догм, дать простор творческому воображению, индивидуальному видению. Часть французских художников ориентировалась в своем творчестве на венецианских мастеров и в особенности на Рубенса.

Пышное придворное искусство изживает себя, когда французский абсолютизм начинает проявлять признаки кризиса. Кризис абсолютизма, получивший свое завершение в революции 1789 года, рост оппозиционных настроений среди передовых людей Франции, выход на общественную арену третьего сословия- все это предопределило сложное и противоречивое развитие французской художественной культуры 18 столетия, многообразие ее течений и направлений.

Творчество Антуана ВаттО (1684-1721) знаменует решительный разрыв с традициями репрезентативного стиля, со старой художественной системой; родоначальник стиля рококо.
Он открыл в живописи сферу тончайших эмоций, созвучных лирике пейзажа. Его имя в основном ассоциируется с типом картины, который он сам изобрёл, - "галантное празднество", где изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, романтической пасторальной обстановке. Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи. Изощрённость произведений Ватто помогла французскому искусству преодолеть зависимость от итальянских прототипов в живописи. Около 1700 г. Антуан Ватто сбегает в Париж, чтобы стать художником. Но после прибытия в Париж, Ватто не имея денег, нанимается в живописную мастерскую дешевых копий картин на продажу в «простонародном вкусе». Ватто научился (и довёл до совершенства) умение рисовать популярные в то время картинки. Получает покровительство гравёров Мариэттов и поступает учеником к художнику Клоду Жилло. Ватто оказывается в среде подлинного профессионализма, познакомиться с гравюрами Рембрандта, рисунками Тициана, эстампами Рубенса. Тематика закулисной театральной жизни становится сюжетной линией многих его картин. Учёба у Жилло стала важной эпохой в становлении Ватто.

К 1717 году, блестяще выполняет обязательное задание и поступает в Академию художеств. Ватто был избран в полные члены Академии. Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа, получает покровительство и много выгодных заказов.

Но 1718 году он заболевает туберкулёзом. В 1719 году он уезжает в Англию в надежде справиться с болезнью с помощью английских врачей, но сырой климат только усиливает течение болезни. Невзирая на успех картин Ватто в Англии, он вынужден вернуться в Париж.

Последний год Ватто прожил в доме друзей, в предместьях Парижа. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет.

Общие черты творчества: жанр театральных сцен стал одним из излюбленных в искусстве Ватто. Его привлекало в театре причудливое соединение правды и иллюзии, характеров и настроений. Тяготившийся прозаизмом действительности, разочаровавшийся в ней, Ватто стремился преобразить реальность художественной фантазией, сделать ее частью поэтического вымысла, слить правду и мечту. Самое яркое выражение это нашло в сценах так называемых «галантных празденств», мотивы которых были навеяны развлечениями светского общества. Живопись Ватто- это искусство нового психологического строя, открывавшее неизведанную область эмоциональной жизни.

Больше картинок на стене в вк

Произведения Ланкре, Патера, Кийара и т.ж. Лемуана, Натуара и Буше знакомят нас с живописью рококо, которая переживала свой расцвет в 30-50 гг 18 века. Искусство рококо посвятило себя сфере интимных чувств, настроений, но его кругозор был очень узким, его направленность- крайне односторонней. Мастера рококо ориентировались на аристократических заказчиков и их вкусы, проповедовали гедонистические идеалы светского общества эпохи Людовика 15, стремившегося к роскоши и наслаждению. В искусстве отвергалось не только все, что могло походить на торжественную риторику и пафос, но и все серьезное и глубокое, взвывающее к размышлению и переживанию. Художник Куапель так формулировал задачи искусства: «Искусство существует, чтобы нравиться, правила и принципы должны служить этой цели» Бездумное наслаждение жизнью, дразнящая чувственность, прихотливая грация, изящество фантазии- главные мотивы рокайльной живописи, какой бы сюжет ни трактовался мастером.

Самый крупный живописец рококо- Франсуа Буше (1703-1770) Излюбленные темы Буше- пасторали и античные мифы, в которых он выбирает сюжеты игриво-пикантные, с эротической окраской. «Геркулес и Омфала». Сюжет повествует о пребывании античного героя Геркулеса в плену у лидийской царицы Омфалы

Иной характер приобрело творчество Буше зрелого периода. Его полотна лишаются всякого живого содержания, становятся все более поверхностно- виртуозными, холодными. Примером может служить картина «Юпитер и Каллисто». Бог Юпитер, влюбившийся в нимфу Каллисто, явился к ней в облике богини Дианы.

Нарочито условлен живописный язык Буше. Эмалевая, заглаженная фактура, манерность рисунка, где господствуют округлые, капризно изгибающиеся линии. ХОЛОДНЫЕ ГАРМОНИИ ЗЕЛЕНЫХ, ГОЛУБЫХ, РОЗОВЫХ ТОНОВ

Кроме мифологических картин и пасторалей, Буше писал жанровые сцены, религиозные композиции («Отдых на пути в Египет», 1757) и портреты. Им создано несколько портретов маркизы де Помпадур и множество изображений представителей аристократического общества Франции.

Палитра Буше соответствует требованиям моды искусства рококо — краски на его картинах кажутся нам неестественными, не соответствующими природным оттенкам. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Буше считал, что природа недостаточно красива и совершенна, к тому же плохо освещена, поэтому свою живопись он делал пестрой и светлой, стараясь использовать голубые и розовые оттенки.

В последние годы жизни Буше интерес к его творчеству со стороны публики значительно упал. Но слепнущий художник, чье искусство осуждалось современниками (особенно Дени Дидро) за манерность и бездумную легкость, продолжал писать картины («Поклонение волхвов», 1764), создавать рисунки и театральные декорации («Тесей», 1765), представляя зрителю безмятежный и радостный мир своего искусства. Умер Буше в 1770 г.

Рядом с далеким от действительности искусством рококо, призванным услаждать изнеженную аристократическую публику, во французской живописи развивается реалистическое направление. Одним из самых крупных представителей этого течения стал Ж. Б. Шарден.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: