Особенности социально-психологических характеристик и профессионально-ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов




Особенности социально-психологических характеристик деятельности сотрудников

правоохранительных органов…… …………………………………………..5

1.1. Профессиональная направленность сотрудника правоохранительных органов

1.2. Профессионально-ролевое поведение сотрудников правоохранительных органов

 

2. Структура психологической деятельности сотрудников

правоохранительных органов…………………………………………………… 15

2.1.

2..Проблемные аспекты психологической деятельности сотрудников правоохранительных органов……………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………..…..25

Библиографический список…………………..……………………………...…….28


Введение

Актуальность работы. Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов и корпоративных служб охраны и безопасности предъявляет повышенные требования к их психофизическим возможностям, к сенсорной выносливости; ситуации, возникающие в ходе осуществления служебной деятельности сотрудниками спецподразделений, требуют от них предельной отдачи сил, решительных (как самостоятельных, так и коллективных) действий. Возникает необходимость воспитания у сотрудников готовности к успешным действиям в служебной обстановке, которая предопределяет стремление выполнить поставленные задачи, чувствуя уверенность в своих силах. Поэтому каждый сотрудник в первую очередь должен научиться адекватно оценивать опасную ситуацию и принимать правильное решение, а также управлять своим поведением в сложной обстановке, предвидеть ее изменения.

Оценка обстановки и принятие того или иного решения – это не просто мышление, это сложная психическая деятельность, определяемая направленностью личности, ее характером, способностями, мышлением, чувствами, волей, знаниями, подготовленностью и т.д.

При выполнении служебных задач действия сотрудника находятся в прямой зависимости от уровня его профессиональной подготовленности. Если условно-рефлекторные связи (навыки) сотрудника были сформированы на учебно-практических занятиях не в адекватных условиях, то есть не схожих с условиями служебной деятельности или оперативно-боевой обстановки, то его действия в экстремальных ситуациях могут стать малоуправляемыми.

Если сотрудник психологически и физически не готов к действиям в экстремальной ситуации, то могут иметь место индивидуальные негативные реакции: туннельное видение, частичная глухота, отказ моторных функций, повышенный стресс, внезапный шок, искажение масштаба времени.

Цель работы ‒ исследовать психологическую характеристику деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Задачи исследования:

‒ исследовать особенности социально-психологических характеристик и профессионально-ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов

‒ раскрыть структуру психологической деятельности сотрудников правоохранительных органов;

‒ проанализировать …

Предмет исследования ‒ психологические аспекты деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Объект исследования ‒ отношения в сфере регулирования психологической деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Методы исследования ‒ анализ и синтез литературы юридической.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Особенности социально-психологических характеристик и профессионально-ролевого поведения сотрудников правоохранительных органов

 

Высокая социальная значимость деятельности правоохранительных органов всегда предъявляла повышенные требования к профессиональной деятельности сотрудников и их психологическим качествам.

Профессиональная направленность сотрудника правоохранительных органов‒особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране.

Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции; понимание ею смысла жизни, своего места в ней; особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др.

Основные элементы профессиональной направленности включают в себя ряд качеств.

Социально-мотивационные качества ‒ первая подгруппа качеств профессиональной направленности сотрудника правоохранительных органов Требования к ней определяются взаимосвязью внутренней политики государства и права. Сердцевина социально-мотивационных качеств ‒ социально зрелое мировоззрение - совокупность идей, убеждений, взглядов на жизнь и общество.

Потребность ‒ устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем-то. Актуализированная потребность побуждает человека к постоянному поиску средств ее удовлетворения. Сотруднику ОВД должна быть присуща острая потребность личного участия в создании и упрочении правового государства, в борьбе с преступностью, потребность посвятить свою жизнь правоохранительной деятельности, получать высокое удовлетворение от участия в ней и достигаемых положительных результатов. У сотрудника, конечно, должны быть развиты и нравственные, культурные, познавательные и иные цивилизованные потребности. Склонности, идеалы, жизненные планы и интересы определяют долговременно действующие побуждения, которые, в частности, выступают и причиной выбора подобной профессии. Для развитой направленности свойственны их устойчивые характеристики, долговременные планы службы и работы в органах внутренних дел ‒ на всю жизнь, подлинный, глубокий интерес к поиску путей повышения эффективности борьбы с преступностью и защиты интересов граждан.

Профессионально-мотивационные качества ‒ вторая подгруппа побудительных сил сотрудника правоохранительных органов, действующая непосредственно в процессе правоохранительной деятельности и в связи с нею, оказывающая широкое влияние как на нее, так и на конкретные поступки.

Правосознание сотрудника правоохранительных органов ‒ совокупность реально существующих у него правовых взглядов и представлений, выражающих понимание правовой действительности, знание конкретных правовых норм, отношение к ним и событиям в сфере правопорядка, деятельности правоохранительных органов. Правосознание есть у каждого гражданина, но у профессионала оно должно отличаться систематичностью, полнотой, детальностью, зрелостью, профессионализмом, глубокой осознанностью, убежденностью; основываться на научных данных[1].

В пристальном внимании нуждаются учет и формирование профессиональных мотивов: к службе и избранной специальности; интереса к тонкостям профессиональной деятельности и овладения высотами профессионализма; желания всегда исходить из правомерных и деловых целей; стремления исходить из перспектив службы и связывать с ними личные планы; здоровых служебных притязаний, стремления к самовыражению и самоутверждению и другим.

Чтобы пресекать зло, утверждать добро и справедливость, работнику органов правопорядка надо быть в своих действиях на высоте моральных требований. Деятельность испытывает и моральную стойкость сотрудников, способность устоять перед соблазнами воспользоваться некоторыми преимуществами и возможностями положения, властными полномочиями, не поддаваться стремлениям преступного мира подкупить или замарать его совесть, честное имя, репутацию порядочного человека. Морально-психологическая незрелость личности приводит к допущению безнравственности, видимости работы, профессиональному предательству, нарушениям законности: использованию противоправных средств принуждения, укрытию преступлений от учета, прекращению уголовных дел в выгодных для себя случаях, принятию подношений - взяток, действий по принципу «ты‒мне, я ‒ тебе» и т.п.

Морально-психологические особенности сотрудника правоохранительных органов ‒ не абстрактная, а живущая в его личности и действующая мораль. Она обнаруживается постоянно и везде в поведении, действиях и службе как:

‒ стремление постоянно, в любых условиях следовать требованиям гражданского, патриотического, профессионального, человеческого долга;

‒ непоколебимая нацеленность в жизни и деятельности на утверждение, добра и справедливости, борьбу со злом и несправедливостью во имя человека, во благо России;

‒ знание моральных норм, убежденность в их ценности и необходимости подчинения им своего личного поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности на службе;

‒ глубокое понимание ценности человека, его достоинства, прав, интересов и жизни как высшей социальной и духовной ценности;

‒ понимание связи своей профессиональной деятельности и практически каждого ее элемента с вопросами морали, убежденность в необходимости достижения в ходе ее и в каждом действии не только правовых, но и высоких моральных результатов;

‒ умение и стремление всегда разбираться в моральных тонкостях своего профессионального поведения и действий, учитывать их при решении стоящих задач;

‒ обладание привычками всегда быть на высоте моральных требований и выполнять их не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральной потребности;

‒ обладание высокой морально-психологической устойчивостью при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм;

‒ умение сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой в любой ситуации.

В многообразии индивидуальных особенностей личности сотрудника ОВД важное место занимают способности. Они выступают одним из важных внутренних условий успешного овладения определенной специальностью, высокопроизводительной работы и постоянного совершенствования. Наличие способности к определенной профессии - обязательная предпосылка высокого профессионализма, интереса к работе, чувства удовлетворенности, жизненного самоопределения, благополучия. Слабая способность к профессии - одна из причин неуспехов в работе, неудач, срывов, перенапряжения, тягостного чувства собственной неполноценности и неверно избранного жизненного пути, зависти и мотивов к перемене мест.

Граждане, избирающие правоохранительную деятельность в качестве своего жизненного призвания, к моменту приема на работу уже обладают в определенной степени развитыми качествами, которые расцениваются как способности к ней. Обычно они не находятся в высшей точке своего возможного развития. В связи с этим уместно говорить об актуальных способностях, т.е. том уровне развития качеств, который имеет место, и о потенциальных, т.е. об оценке возможности повышения этого уровня до максимального потолка.

Социально-юридические способности обусловлены социальным предназначением и положением сотрудника правоохранительных органов. Основные требования к его личности, к его способностям быть профессионалом, качественно достигать целей укрепления законности и правопорядка - определяются его социальной ролью, его положением государственного человека, представителя власти.

Способности сотрудника ОВД ‒ это всегда целостная совокупность, а не россыпь тех или иных качеств, структура которых строго соответствует требованиям юридического труда. Для последнего характерны две группы требований и соответственно две группы способностей: социально-юридические и специально-юридические.

В них можно выделить две подгруппы: общие - необходимые всем сотрудникам правоохранительных органови частные способности, которые должны быть присущи отдельным специалистам.

Общие способности:

‒ высокоразвитое чувство долга, чести, ответственности;

‒ обостренное чувство справедливости и нетерпимость к злу;

‒ честность, совестливость, требовательность к себе, моральная устойчивость, неподкупность;

‒ хорошо развитый интеллект, познавательная пытливость, сообразительность, находчивость, комбинационность;

‒ речевые способности: умение связно, логично и точно выражать свои мысли;

‒ наблюдательность (обстановочная и психологическая), быстрота ориентировки в обстановке;

‒ хорошая память на лица, фамилии, слова, факты, цифры;

‒ волевые качества, активность, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, упорство, смелость; устойчивость к риску, опасности и неудачам; способность к самомобилизации;

‒ организаторские способности;

‒ представления и воображение, способность образно предвидеть, мысленно проигрывать события;

‒ склонность и интерес к работе с людьми, способность разбираться в них, видеть их индивидуальные особенности и возможности, правильно оценивать и использовать их;

‒ коммуникативные способности: общительность, доступность, открытость, доброжелательность, умение слушать, со вниманием относиться к словам собеседника, разбираться в людях, способность располагать к себе людей;

 

‒ терпеливость, уравновешенность, сдержанность, самообладание, низкий уровень враждебности и агрессивности;

‒ уверенность в себе, раскованность в общении, высокая работоспособность;

‒ быстрота реакции.

К частным способностям относятся отдельные качества, необходимые только следователям, только сотрудникам дежурных частей, только милиционерам ППСМ, только участковым уполномоченным полиции и т.д. Так, оперативным работникам необходима способность к перевоплощению, определенная артистичность, следователям ‒ креативность (творческая инициатива мышления), работникам профилактических служб ‒ педагогические способности и другие. Взаимообогащая и дополняя друг друга, способности образуют целостность, выступающую важным комплексным личностным свойством сотрудника правоохранительных органов. Наличие потенций к их развитию лежит в основе психологического отбора на службу в органы внутренних дел.

Профессионально развитые психологические качества. Этот третий компонент профессионально-психологической подготовленности включает разные психологические качества, имеющие специальное значение для деятельности сотрудника органов внутренних дел, но получившие профессиональное развитие в опыте и процессе обучения. К числу важнейших из них принадлежат:

‒ профессиональные ощущения: повышенная чувствительность к профессионально важным признакам, звукам, запахам, к определению на ощупь температуры тела убитого человека, чувствительность бокового поля зрения, чувствительность ночного зрения и др.;

‒ профессиональные восприятия ‒ зрительные, слуховые, обонятельные и др.;

‒ профессиональная наблюдательность, профессиональная внимательность, профессиональная память (повышенная способность к запоминанию фамилий, адресов, номеров автомашин, находящихся в розыске; фотографий, словесных и иных портретов лиц, проходящих по оперативным установкам; деталей ситуаций, имеющих юридическое значение; слов, показаний, данных о разных лицах; сведений, хранящихся в материалах оперативного или уголовного дела, и др.;

‒ профессиональные представления: развитая способность хорошо представлять в уме план города, микрорайона, предстоящие действия; мысленно проигрывать планируемую ситуацию задержания и др.;

‒ профессиональное мышление: социальное, юридическое, следственное, оперативное, психологическое, педагогическое, тактическое и другие;

‒ профессиональный артистизм ‒ способность к перевоплощению, ролевому поведению и другие;

‒ профессиональная бдительность, готовность к неожиданному и др.

В основе этих качеств лежит общий уровень их развития у конкретного сотрудника ОВД. Однако при профессиональном развитии происходит значительное приращение к общим показателям новых, приобретенных, конкретно профессиональных, улучшающих их проявления в деятельности в 2-3,5 раза.[2]

Профессионально-психологическая устойчивость ‒ четвертый компонент профессионально-психологической подготовленности сотрудника ОВД. Любая деятельность требует от человека повышенной внутренней активности, определенной мобилизации внутренних сил и психического напряжения. Чем выше ее трудности, тем выше и внутреннее напряжение, тем заметнее влияние на эффективность деятельности человека. Правоохранительная деятельность осуществляется в ситуациях, характерных наличием психогенных факторов, т.е. событий, обстоятельств, условий, оказывающих заметное психологическое воздействие на сотрудников ОВД и могущих отрицательно повлиять на результаты решаемых задач. Поэтому психологическая устойчивость сотрудников ОВД должна быть высокой и профессионализированной, т.е. устойчивостью именно к специфичным для их профессиональной деятельности психогенным факторам. Как показали исследования, эта устойчивость ‒ психологический сплав:

‒ общей психологической устойчивости данного сотрудника;

‒ знакомства (зрительного, звукового и другого) его со всеми психогенными факторами, делающего их ожидаемыми и менее впечатляющими;

‒ достаточного опыта решения профессиональных задач при наличии всех психогенных факторов, приводящего к существенному ослаблению их влияния на данного сотрудника и результаты его деятельности;

‒ развития самообладания, умения управлять своим психическим состоянием и поведением.

Особое внимание в психологической литературе отводится личности руководителя правоохранительных органов, т.к. множество функций и задач, которые стоят перед ним, предъявляют большие требования к его личностным и профессиональным качествам, управленческой подготовленности.

Реализация управленческих функций ежедневно требует от руководителя ОВД проведения множества конкретных мероприятий и действий: совещаний, работы с документами, приема посетителей и т.д.

Реализация руководителем управленческих функций связана со спецификой построения и деятельности органов внутренних дел. К таким особенностям следует отнести: жесткие формы подчинения и внутреннего распорядка типа воинского; специальные дисциплинарные права руководителя; специфические условия труда сотрудников и их повышенная ответственность за результаты деятельности. Часть сотрудников ОВД (например, следователи) обладают процессуальной самостоятельностью, что в какой-то мере ограничивает возможности управленческого воздействия на них.

К специфике управления органами внутренних дел можно отнести экстремальность деятельности личного состава и управления им. Экстремальные ситуации заставляют принимать руководителя правоохранительных органов ответственные решения в условиях действия стрессогенных факторов: дефицита времени, недостатка информации, опасности, повышенной ответственности) за жизнь и здоровье граждан, сотрудников и других.

Анализ основных требований к личности руководителя позволяет разбить их на несколько составных частей или блоков. Прежде всего следует отметить качества, отражающие функционально-ролевые требования (первый блок) к руководителю правоохранительных органов, направленные на успешное исполнение им своих должностных обязанностей (например, компетентность, умение видеть перспективу в работе органов внутренних дел, умение руководить и др.)[3].

Ко второму блоку относятся коммуникативно-деловые качества руководителя (знание подчиненных, умение работать с людьми, психологическая совместимость с коллегами и др.).

Третий блок образуют нравственно-этические требования к личности руководителя правоохранительных органов (порядочность, обязательность, трудолюбие, честность, добросовестность, этичность в поведении и др.).

В психологии труда принято считать, что семь лет в одной должности - это уже критический срок, после чего результативность деятельности больше не увеличивается, снижается мотивация труда работников, повышается текучесть кадров. Анализ статистических данных показывает, что в некоторых регионах в органах внутренних дел трудится до 70-80% сотрудников со стажем до трех лет. Представляется, что причина перехода опытных сотрудников в другие сферы деятельности кроется не только в низком финансовом обеспечении личного состава правоохранительных органов, но и в недостаточном внимании к вопросам личностного роста и деловой карьеры сформировавшихся сотрудников.

Уход опытных сотрудников со службы в органах внутренних дел связан также с таким явлением, как «кризис середины жизненного пути». В возрасте 35-45 лет люди, полные сил, энергии, нередко осознают ограниченность своих возможностей в деловой карьере, противоречия между личными убеждениями и ценностями общества; испытывают неудовлетворенность уровнем жизни и семейным благополучием. Возникает экзистенциальный конфликт - люди теряют смысл прежней жизни и пытаются найти новые жизненные ориентиры.

Таким образом, личность сотрудника правоохранительных органов очень важна для эффективной работы всей системы МВД в целом.

Ролевое поведение оперативного сотрудника правоохранительных имеет сложную психологическую структуру, внешние формы проявления и внутреннее содержание. Американский социальный психолог Э. Аронсон считает, что ролевое поведение - это навык осуществлять спектр различноргановых видов поведения, поведенческих реакций, обусловленных требованиями и характеристиками самой социальной роли, а также особенностями социальной группы, социального окружения. Каждый человек ‒исполнитель множества социальных ролей, эти роли не всегда имеют явно выраженный поведенческий рисунок. Соответственно их различение и наблюдение требует определенного опыта.

В то же время объяснение и понимание человеческого поведения во многом обусловлено именно распознаванием ролевого репертуара личности.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: