Применение активных методов обучения на уроках английского языка




Good morning, dear colleagues! I’m glad to see you!

I’d like to begin my speech with a small interactive game.

У меня в руках зеркало, а зеркало – это всегда отражение. Оно отражает нас, наши эмоции, страхи, и настроение. А еще им можно играть в солнечных зайчиков. И они тоже будут разные в зависимости от нашего настроения».

Я предлагаю каждому из вас выбрать по одному кружочку - солнечному зайчику в соответствии с его сегодняшним настроением. Белый – спокойное (I'm quiet), желтый – радостное (I’m merry), синий - если грустно или не комфортно (I’m sad).

На зайчиках напишите, что вы ждете от сегодняшней встречи.

PS: высказывания желательно формулировать на английском языке, если у ребенка возникают трудности, то можно попросить помощи у одноклассников.

неслучайно, я начала свое выступление с этой методики, которая носит название «Солнечный зайчик». Во-первых, мне бы хотелось, чтобы у всех нас перед началом учебного года было солнечное настроение, ни и конечно же, она вписывается в тему моего самообразования «Использование активных методов обучения английскому языку на средней ступени обучения».

Почему мной была выбрана именно эта тема:

Каждому человеку необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить своего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Перейдем к определению:

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

В настоящее время нет единой классификации активных форм обучения. Я остановила свое внимание на следующей классификации.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные.

Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые при6емы и процедуры, тренинги в активном режиме.

По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

Мы будем придерживаться следующей классификации АМО, предполагающей членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых.

Классификация АМО

Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.

Так дискуссионные методы в основном используются для развития элементов коммуникативной компетентности участников. Но вместе с тем в них могут отрабатываться не только умения спорить, но и находить компромисс, принимать совместные решения, учитывающие точки зрения и интересы разных людей и групп.

Игровые методы (деловые, организационно-деятльностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.

Игровые методы позволяют наработать новый опыт, не нанося ущерба окружающим, не требуя существенных временных и финансовых затрат. Вместе с тем, ряд видов игр (учебные, ОДИ и т.п.) используют приемы ведения дискуссии, а потому решают задачи, аналогичные выше описанным. Есть игры, оказывающие психотерапевтическое воздействие на участников (психодрама), а потому этот метод или его варианты часто используются в тренингах.

Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизурующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования, корректировки потребности достижения.

Рейтинговые методы направлены на поддержание и развитие учебной, учебно-профессиональной и профессионально-деятельностной мотивации, развитие их субъектных характеристик (активности, ответственности, пристрастности, осознанности и др.).

Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, терапевтического, развивающего воздействия на личность и поведение участников.

Тренинговые методы в основном имеют коррекционно- развивающую и психотерапевтическую направленность, но могут использоваться и для оттачивания соответствующих умений и навыков, осознания причин неудач в жизни и деятельности, самопознания и самопринятия. Они могут включать в себя в качестве процедур практически все выше перечисленные группы АМО, и потому, относятся некоторыми авторами к основным методам социально-психологического обучения.

Активные методы обучения на современном уроке сопровождаются использованием различных информационных технологий. Информационные компьютерные технологии мной используются уже давно, есть определенная система работы.

Существуют различные формы организации активного обучения:
- различные формы лекций (проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций);

- различные техники организации групповой работы (упражнения, нацеливающие учащихся на обмен информацией по типу «мозаики», «мозговой штурм», составление семантической карты);

- различные методы (дискуссия – учебная дискуссия, направляемая дискуссия, свободная дискуссия; игровое моделирование – ролевые игры, «воображаемые ситуации»).

Остановлюсь подробнее на характеристике применяемых мной методов активного обучения английскому языку. Стоит отметить, что активные методы могут применяться на разных этапах урока. Я начала свою презентацию с метода «Солнечный зайчик» - это метод выяснения ожиданий и опасений

 

Для представления нового материала используется метод «Инфо-угадайка».

Он способствует структурированию материала, оживлению внимания обучающихся. Проиллюстрирую на конкретном примере изученя темы «Present Perfect» в 6 классе по УМК «Enjoy English».

Урок начинается с целеполагания, учитель называет тему урока – Present Perfect (написано в центре сектора)

Предлагает выполнение упражнений стр.112-113 – Ex.27, 28.

Теперь вы знаете, что это за время? Когда оно употребляется? В чем его особенности? – Нет, а что вам для этого нужно? Конечно, информация об этом времени. А какой конкретно информации вам не хватает? (как образуется, когда употребляется, слова-спутники)

Затем раскрывается тема, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Затем выполняются тренировочные упражнения.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Как можно эффективно с использованием АМО организовать самостоятельную работу над темой, поднять энергетику обучающихся, помочь обучающимся оглянуться назад и оценить приобретенные знания и умения, выявить свои успехи и подвести итоги урока – об этом мы поговорим в следующем выпуске.

На последующих уроках, на уроках контроля знаний, в частности по грамматическим темам, контроль усвоения можно провести с использованием метода «Автобусная остановка». Данный метод научит обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Хотелось бы в частности остановиться на том, что групповая работа, в особенности работа в малых группах (по 5-7 человек) является одной из характерных черт активного обучения.

Например, таким образом можно организовать обобщение по темам, пройденным в начальной школе – времена группы Simple.

Группы распределяются по автобусным остановкам/остановкам метро. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме (например, Образование и употребление Present Simple/Past simple/Future Simple, слова-спутники Present Simple/Past simple/Future Simple, Вопросительные предложения в Present Simple/Past Simple/Future Simple, Отрицательные предложения в Present Simple/Past Simple/Future Simple). Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты данной темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты, обязательно приводятся примеры по данной теме. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься. Образовательный процесс перестает быть чем-то навязанным извне, он становится органичной частью жизни обучающегося как дома, при подготовке (причем, подготовка тоже может стать командной), так и в школе, когда у обучающегося появляется возможность проявить себя в разных легитимных формах.

Одной из самых любимых форм активного обучения и у меня, и у учеников стали игровые формы занятий.

Так, например, в 4 классе контрольная работа была проведена в форме игры «Самый умный». Здесь сочетаются и игровая форма, и рейтинговая, так как каждый ученик хотел стать победителем игры. В данной игре были и свои недостатки – при условии проведения данной игры в компьютерном классе, лингафонном кабинете, процесс был бы более приближен к реальным условиям соревнования.

В 5-6 классах после изучения лингвострановедческих тем, связанных с Великобританией, Лондоном, была проведена интерактивная игра-путешествие по городам Англии. На каждой остановке группы решали предложенные им задания, при этом соревновались в конкретных знаниях, эрудиции, умении общаться в команде и отставить не свое личное мнение, а мнение своей команды.

В 5 и 6 классе большой популярностью пользуются ролевые игры. В 6 классе во время изучения темы о еде «What do British People like to eat?» мы устроили настоящее кулинарное шоу, на котором участники соревновались в приготовлении сендвичей. Победителей в данном случае не было, но все остались сыты и довольны.

В параллельном классе в процессе изучения аналогичной темы учащиеся пробовали себя в роли рестораторов и придумывали меню для своих собственных ресторанов. Все готовые меню не просто были переданы учителю, но послужили нам средством разыграть диалоги как бы в реальном времени, с шеф-поваром, гостями и официантами. В данном случае была реализована истинная коммуникативность - дети говорили на английском, некоторые конечно только пытались говорить.

В заключении хотелось бы отметить, что активным метод делает тот, кто его применяет. Важно также отметить, что передача обучающимся части полномочий по освоению образовательной программы, признание их значимой роли в достижении успеха обучения, а также учет психофизиологических особенностей школьников при проектировании и осуществлении обучения и воспитания меняет в положительную сторону отношение обучающихся к учителю и к образовательному процессу, что, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей.

Итак, Активные методы обучения английскому языку способствуют:

· формированию положительной учебной мотивации;

· повышению познавательной активности учащихся;

· активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;

· стимулированию самостоятельной деятельности;

· развитию познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

· эффективному усвоению большого объема учебной информации;

· развитию творческих способностей и нестандартности мышления;

· развитию коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

· раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

· развитию. универсальных навыков.

Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

 

 


 

Список использованной литературы и источников

 

1. Абрамова И.Г. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования. – М.: Гардарика, 2008. – 368 с.

2. Активные методы обучения: Электронный курс. – https://www.moi-universitet.ru/

3. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. – М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. – 272 с.

4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - М.: Мысль, 2009. – 318 с.

5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. – М: Велби, 2007. – 480 с.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Академический проект, 2007. – 231 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: