Физическое воздействие страха на человеческий организм. 4 глава




Количество участников: Одновременно в упражнении может быть задействовано 4 человека. Условия упражнения: Патруль (2 чел.) останавливают 1 чел. для проверки документов. Один проверяет, другой страхует в 3-4м сзади-справа. К страхующему сзади подкрадывается напарник проверяемого и нападает, либо только угрожает нападением издали. Проверяемый, используя отвлечение проверяющего, атакует его холодным оружием. Группа обучаемых работает по принципу последовательной замены, т.е. исполнявшие роль патруля следующий раз нападают на новую пару, не видевшую предыдущую работу.   Упражнение «Часовой» Цель: тренировать внутренний «сигнал опасности», состояние ожидания, оптимальное рабочее состояние и переход состояний. Время: на выполнение упражнения «в обе стороны» и подведение итогов требуется 15 минут. Место проведения: тактическое поле, полигон, спортивный зал. Количество участников: Одновременно в упражнении может быть задействовано 2 человека. Условия упражнения: Один участник – часовой. Ему определяется пост и завязываются глаза. Его задача – находиться на посту, перемещаться по нему и не допустить касания собственной шеи. Прикосновение правой рукой часового ко второму участнику означает проигрыш этого участника. Второй участник должен незаметно подобраться к часовому и левой рукой, основанием ладони, коснуться его шеи.   Упражнение «Заминированная тропа» Цель: тренировать профессиональную наблюдательность, «ощущение опасности». Время: на выполнение упражнения отводится 60 мин. Отрабатывается в четвёрках, на полигоне, желательно в лесистой местности, на тропе протяжённостью не менее 800 метров (чем больше протяжённость маршрута, тем лучше для выполнения упражнения). Две пары получают следующие инструкции: Пара №1: «Вам необходимо выдвинуться по указанному маршруту. Один из Вас должен на участке до ориентира (указывается хорошо заметный ориентир) заминировать тропу используя предоставленный макет мины нажимного действия и, замаскировавшись ввиду установленной мины, ожидать подхода условного противника. При его проходе через место установки мины, выбросить на тропу взрывпакет. Если противник обнаружил установленную мину, постараться остаться незамеченным, либо скрыться. Второму из Вас то же самое необходимо осуществить на участке от ориентира до окончания маршрута движения. После того, как пара №2 минует Вас, снимайте установленные мины и возвращайтесь на исходную позицию». Пара №2: «Вам необходимо через 20 минут после ухода пары №1 выдвинуться по означенному маршруту. Движение осуществлять только по указанной тропе. До ориентира …… ведущим является один из Вас, после ориентира – другой. Соблюдайте правила передвижения. Будьте внимательны. Тропа будет заминирована. Прислушивайтесь к своему сигналу опасности. Доверяйте ему. При обнаружении мины на тропе обозначьте её вешкой и попытайтесь визуально, не сходя с тропы, обнаружить прикрывающего её человека. Запомните место его нахождения. При «подрыве» на мине заменяйтесь ролями (ведущий-ведомый) и продолжайте движение. На всё передвижение по тропе и возвращение в исходное положение у Вас всего 10 минут. Следите за временем». По выполнении первого прохода по маршруту пары меняются ролями. Проводящий занятие может выдвигаться с парой №2 по маршруту (сзади, на удалении не менее 20 м) либо находиться на исходной позиции. По выполнении упражнения в целом проводится подробный разбор действий обучаемых с выходом на маршрут, указание основных ошибок и подведение итогов. Упражнение «Внезапное нападение» Цель: тренировать состояние ожидания, оптимальное рабочее состояние и переход состояний. Время: на выполнение упражнения «в обе стороны» и подведение итогов требуется 50 минут. Место проведения: полигон, участок тактического поля, желательно с густой растительностью. На местности обозначается ориентир №1 – примерно в 1000м от исходного рубежа (места доведения условий упражнения). В 300-400м от исходного рубежа назначается район выжидания группы. В его центре, недалеко друг от друга, оборудуются два тайника с записками идентичного содержания. Содержание записки: «Маршрут Вашего движения: место обнаружения записки – ориентир №1 (доводится до всех обучаемых перед началом выполнения упражнения) – исходный рубеж (место, где доводились условия упражнения). К ориентиру №1 выдвигаться в составе группы с выделением головного дозора в составе 2-х человек. У ориентира №1 собраться всей группе, сделать 5-ти минутный привал, во время которого обсудить всё замеченное по пути, назначить новый головной дозор, определить порядок построения и новое направление движения. По окончании привала выдвинуться на исходный рубеж. Строго соблюдайте настоящую инструкцию. За нарушение временного режима на группу накладываются штрафные очки». Условия упражнения: Выполняется группой в составе от 4 до 30 человек. Группа делится поровну на две команды. Команда №1 (нападающие) и команда №2 (обороняющиеся). Команда №1 получает фору времени в 10 минут и следующую инструкцию: «Вам следует выдвинуться в район сосредоточения группы (район заранее обозначается на местности) и замаскироваться вблизи указанной поляны (площадки, обозначенного места и т.д.), постарайтесь расположиться как можно ближе к краю указанной поляны (площадки, обозначенного места и т.д.), но так, чтобы Вы не были обнаружены. По прибытии условного противника в указанное место Вам необходимо будет внезапно напасть на него. Задача каждого – сорвать листок бумаги, прикреплённый на спине у каждого из Ваших противников. Установите общий сигнал атаки и лицо, его подающее. Выберите момент, когда Ваша атака окажется наиболее неожиданной для противника. Помните о том, что противник задержится на этом месте только на 5-7 минут. По выполнении задачи выдвигайтесь на исходные позиции». Команда №2 (каждый член команды имеет на спине светлый бумажный либо матерчатый знак, прикреплённый булавкой) получает следующую инструкцию: «Вам следует выдвинуться в указанный район (район заранее обозначается на местности) и выйти на указанную поляну (площадку, обозначенное место и т.д.). В центре поляны (площадки, обозначенного места и т.д.) находится тайник со спрятанной в нём запиской о порядке Ваших дальнейших действий. Найдите записку, вскройте её и прочитайте. Выждите контрольное время (7 минут) и действуйте согласно инструкции. Будьте внимательны и осторожны. Опасайтесь внезапного нападения группы №2. При нападении старайтесь сохранить целым знак на спине. При утрате знака самостоятельно выдвигайтесь на исходный рубеж». При «замене ролями» новая команда №1 получает следующую инструкцию: «Вам следует выдвинуться в район ориентира №1 и замаскироваться вблизи него. Постарайтесь расположиться как можно ближе к краю указанной поляны (площадки, обозначенного места и т.д.), но так, чтобы Вы не были обнаружены. По прибытии условного противника в указанное место Вам необходимо будет внезапно напасть на него. Задача каждого – сорвать листок бумаги, прикреплённый на спине у каждого из Ваших противников. Установите общий сигнал атаки и лицо, его подающее. Выберите момент, когда Ваша атака окажется наиболее неожиданной для противника. Помните о том, что противник задержится на этом месте только на 5 минут. Помните о том, что противник ожидает нападения и потому максимально используйте фактор внезапности. По выполнении задачи выдвигайтесь на исходные позиции». Новой команде №2 даётся старая инструкция (для команды №2) без изменений. По выполнении упражнения «в обе стороны» проводится подробный разбор действий обучаемых. При работе групп ведущий находится с группой №2 для контроля и оценки её действий.   Упражнение «Коридор» Цель: тренировать внутренний «сигнал опасности». Время: на выполнение упражнения одним человеком и подведение итогов требуется 5 минут Место проведения: здание с длинным коридором и несколькими дверями вдоль него, либо несколько укрытий, расположенных вдоль тропы, дорожки. Количество участников: Одновременно в упражнении может быть задействовано 3 человека. Условия упражнения: Два человека заходят в комнаты (либо прячутся за укрытия) и находятся там. Работающий сотрудник должен, проходя мимо дверей (укрытий), по своим внутренним ощущениям определить, где находятся люди.   Упражнение «Дуэль» Цель: тренировать состояние ожидания, оптимальное рабочее состояние и переход состояний. Время: на выполнение упражнения и подведение итогов требуется 5 минут. Место проведения: стрелковый тир. Количество участников: Одновременно в упражнении может быть задействовано 2 человека. Условия упражнения: дистанция – 5м, мишень - №4 (грудная), количество патронов – 1, оружие в положении для ношения. Участники стоят рядом, лицом к мишеням. По сигналу ведущего обучаемые производят извлечение оружия и выстрел. Выиграл тот, кто быстрее выстрелил и попал, либо просто попал при промахе противника.     Упражнение «Зеркало» Цель: тренировать состояние ожидания, оптимальное рабочее состояние и переход состояний. Время: на выполнение упражнения «в обе стороны» и подведение итогов требуется 5 минут. Место проведения: стрелковый тир, полигон, тактическое поле. Количество участников: Одновременно в упражнении может быть задействовано 2 человека. Условия упражнения: дистанция – 3м, оружие в положении для ношения. Участники стоят лицом друг к другу. Первый (назначен, затем меняются ролями) начинает извлечение оружия, уходит с места и производит выстрел. Второй начинает действовать как только заметит движение первого. Выиграл тот, кто быстрее «выстрелил» в противника.   Комплексное упражнение на единой полосе препятствий с выполнением элементов рукопашного боя и боевой стрельбой. Цель: тренировать «сигнал опасности», состояние ожидания, оптимальное рабочее состояние, переход состояний, а также навыки физической и огневой подготовки. Время: на выполнение упражнения и подведение итогов требуется 15 минут. Место проведения: единая полоса препятствий, стрелковый тир, расположенный не далее, чем в 1000м от полосы. При отсутствии тира возможно использовать пневматическое оружие, либо заменять стрелковое упражнение дополнительным метанием гранат на точность. Количество участников: Одновременно в упражнении может быть задействовано от 1 до 3 человек на одном направлении полосы препятствий. Условия упражнения: Обучаемый выдвигается в исходное положение у «элементов подземных коммуникаций». Маскируется, принимает положение лёжа и ожидает команды. При себе имеет пистолет в кобуре и шесть патронов, снаряженных в два магазина по три в каждом и четыре учебные гранаты в двух подсумках. По команде (сигналу) руководителя обучаемый рывком начинает движение вдоль полосы в направлении рва. Огибает контрольный флажок в начале полосы и начинает преодоление препятствий. После преодоления забора на обучаемого нападают по очереди два противника. Первый захватывает сзади за шею и старается удержать 5 сек. Второй через 5 секунд после захвата первым, либо сразу же по освобождении, атакует ударом ножа сверху (даже в том случае, если обучаемый находится ещё в партере). Далее, по выходу обучаемого из элементов подземных коммуникаций, на него нападают по очереди: первый – прямым проносным ударом ноги в живот; второй – атакой штыком (палкой) в грудь. Защитившись от нападающих обучаемый, от контрольного флажка полосы, из положения лёжа, метает две гранаты на точность (с расстояния 10м попасть в круг диаметром 1м с ориентиром – вешка в центре круга). Далее обучаемый начинает преодоление препятствий в обратном порядке. По преодолении лабиринта на него нападают по очереди два человека: первый – ударом прикладом сбоку; второй – ударом ножом в живот. По преодолении последнего препятствия обучаемый переползает 100м по пластунски, совершает 4-5 коротких перебежек с залеганием за укрытиями, остальную часть дистанции до огневого рубежа (рубежа метания гранат на точность) преодолевает бегом. На огневом рубеже обучаемый с ходу занимает положение «с колена» за укрытием и выполняет два выстрела из за укрытия, на дистанции 20м по мишени №4 (грудная). Далее – перемещение вперёд на 5м за следующее укрытие с выстрелом на ходу по ростовой мишени, установленной на дистанции 7м. За укрытием – замена магазина, постановка оружия на предохранитель, подготовка двух гранат, выкатывание их одну за другой левой рукой к мишени и через 4 сек после выкатывания второй гранаты - беглая стрельба с набеганием на мишень №4 до дистанции 4м (расстояние от последнего укрытия до мишени составляет 12 м). В случае невозможности пользоваться огнестрельным оружием, используют оружие пневматическое. Расстояния до мишеней уменьшаются в 1,5 раза. Соответственно уменьшается и размер мишеней. При отсутствии пневматического оружия производится метание гранат на точность. С дистанции 30м из положения стоя обучаемый должен бросать учебные гранаты (6 штук) в круг диаметром 70 см. Оценка упражнения производится по следующим критериям: - время, затраченное на выполнение (от старта до последнего выстрела (броска последней гранаты); - защита от нападения - каждая выполненная защита оценивается в один балл; - каждое попадание в мишень (гранатой в круг), в том числе попадания гранатами на полосе препятствий – оценивается в один балл. Упражнение «Защита от ножа» Цель: тренировать «сигнал опасности», состояние ожидания, оптимальное рабочее состояние и переход состояний, действия по защите от вооружённого противника. Время: на выполнение упражнения одним обучаемым требуется 5 минут. Место проведения: полигон, тактическое поле, спортивный зал. Количество участников: Одновременно выполняет упражнение один человек, ему могут ассистировать от 2-х до 5 человек. Условия упражнения: Выполняющий упражнение стоит на площадке в готовности к отражению атаки ножом. Противники, от 2-х до 5-ти человек стоят перед ним полукругом на расстоянии не более 1,5м и держат руки за спиной. У одного из них нож и он внезапно наносит произвольный удар. Защищающийся же должен интуитивно определить направление угрозы, момент атаки и адекватно отреагировать на действия противника. Затем защищающийся закрывает глаза и нож передается другому противнику. Подаётся сигнал «открыть глаза», защищающемуся даётся 7-10 секунд на вхождение в ситуацию и наносится удар. Далее паузы перед нанесением удара постепенно могут сокращаться до минимума (удар может наноситься в момент открытия глаз защищающимся). Темп нанесения удара также изменяется от среднего в начале до боевого в дальнейшем. Упражнение «Сторожевое охранение» Цель: тренировать «сигнал опасности», состояние ожидания, оптимальное рабочее состояние и переход состояний, тактические навыки. Время: на выполнение упражнения «в одну сторону» и подведение итогов требуется 30 минут. Место проведения: полигон, тактическое поле, желательно место с густой растительностью. Количество участников: Одновременно выполняет упражнение группа в составе от 8 до 20 человек. Условия упражнения: Группа делится на две равные части. Команда №1 – защищающиеся, команда №2 – нападающие, получают теннисные мячи, либо другие предметы, способные их заменить. Команде №1 деётся следующая инструкция: «Вам надлежит выдвинуться в район ожидания команды №2 (группе указывается поляна, на которую через 15 минут выдвинется команда №2). Осмотреть место и окружающую местность. Выставить наблюдателей и определить оптимальные пути скрытного выдвижения к данному месту, отойти и сосредоточиться там, где Вас не заметит команда №2. Постарайтесь обеспечить себя полной информацией о действиях противника путём наблюдения и подслушивания. Вашей задачей является скрытное выдвижение к расположению противника и одновременная атака центра его расположения (помеченного на местности кругом диаметром 4 метра) броском мячей. Кого-либо из Ваших противников Вы тоже можете вывести из строя, попав в него мячом. Он обязан после этого, не издавая звуков, лечь на землю и лежать до конца игры. Мяч можно использовать далее». Команде №2 деётся следующая инструкция: «Вам надлежит выдвинуться в район ожидания (группе указывается поляна, место). В центре этого места очерчен круг диаметром 4м. Это центр Вашего расположения. Оберегайте его как можете. Выставьте секреты и сторожевые посты на самых опасных направлениях. Не удаляйтесь далеко от поляны, так как Вы можете быть «убиты» условным противником – если в Вас попадут мячом. При этом Вы должны, не издавая звуков, лечь на землю и лежать до конца игры. Вашей задачей является не допустить попадания посторонних предметов в охраняемый Вами круг». Упражнение «Захват языка» Цель: тренировать «сигнал опасности», состояние ожидания, оптимальное рабочее состояние и переход состояний, специальные тактические навыки. Время: на выполнение упражнения для группы «в обе стороны» и подведение итогов требуется 120 минут. Место проведения: полигон, тактическое поле, желательно место с растительностью. Количество участников: Одновременно выполняет упражнение группа в составе от 10 до 30 человек. Условия упражнения: Для тренировки оборудуется специальное поле. В противоположность штурмовым городкам и полосам препятствий это поле является двусторонним, т.е. разделено на активную и пассивную стороны. Размеры поля и расстояния между точками и сторонами берутся, исходя из удобства тренировки. Занятия проводятся в условиях плохой видимости. Ведущий находится на активной стороне. Для контроля выполнения обучаемыми поставленных условий, он имеет до трех помощников (посредников из числа обучаемых). Обучаемым ставится задача - захватить «пленного». Помощники ведущего разводят сотрудников, назначенных в боевое охранение, и размещают их (по два) в «окопах» для обозначения боевого охранения и (по одному) в «окопе» для обозначения секрета. Затем ведущий разделяет обучаемых на поисковые пары, ставит каждой паре задачу - бесшумно и незаметно пробраться в боевое охранение «противника» и захватить в плен «бойца противника», находящегося в секрете. В то же время сотрудник, находящийся в секрете, получает задачу вести бдительное круговое наблюдение. Поисковая пара применяет различные ложные приемы, чтобы отвлечь внимание находящегося в секрете «противника» и подойти к нему незаметно. Находящийся в секрете, обнаружив подкрадывающегося «противника», подает условный сигнал в свое отделение, вызывая помощь. Если поисковая пара, захватившая «пленного», не успела еще перейти обратно передний край «противника» и оказалась настигнутой боевым охранением, то в результате перевеса сил (трое против двух) она считается плененной. Короче говоря, условия заключаются в том, что двое забирают одного, трое забирают двоих. Разыгрывается «борьба» за то, кто кого опередит и перехитрит. После двух-трех несложных тренировок на таком упрощенном поле (с переменой сторон) обучаемые приобретают основные навыки, развивающиеся в дальнейшем, при усложнении тренировок. Упражнение «Сцена на базаре» Цель: тренировать «сигнал опасности», состояние ожидания, оптимальное рабочее состояние и переход состояний. Время: на выполнение упражнения и подведение итогов требуется 50 минут. Место проведения: полигон, участок тактического поля, поляна, желательно с небольшой растительностью. Возможно проведение упражнения в спортивном зале. Количество участников: Одновременно в упражнении может быть задействовано от 6 до 20 человек. Условия упражнения: Группа делится на подгруппы по 2-4 человека. Рабочая подгруппа состоит из 2-3 человек. Остальные – статисты, изображающие «базарную публику» - располагаются на рабочей площадке группами по 2-4 человека и оживлённо беседуют между собой. В подгруппе статистов назначаются 1-2 человека, которые при появлении рабочей подгруппы произвольно целятся в её участников, производят условные выстрелы и скрываются с места преступления. Они получают следующую инструкцию: «Займите на «базарной площади» такие места, чтобы Вы были прикрыты другими людьми и, одновременно, могли наблюдать всю «площадь». Продумайте направление своего отхода. При появлении рабочей подгруппы выберите удобный момент и прицельтесь, сделайте 1-2 холостых спуска курка и, прикрываясь людьми, отходите. Скорость подъёма оружия, его маскировка и т.д. – на Ваше усмотрение». Участники рабочей подгруппы получают следующую инструкцию: «Вы выходите на базар за продуктами. Ходите, выбирайте товар, торгуйтесь. Но будьте бдительны. В толпе могут скрываться преступники. Не попадите под выстрелы, ответными действиями не повредите местным жителям». Рабочая подгруппа выходит «на базар» столько раз, сколько человек в группе. При этом, каждый раз назначаются новые сотрудники на роль стрелков.  
5 мин     35 мин   4-6 часов    

Ведущий объявляет перерыв на обед

 

4. Саморегуляция и самопомощь в стрессовых условиях. Работа с образами и трансовые техники, преодоление боли. Динамический транс. Способы поддержания работоспособного состояния (315 мин).

Тезис: «Человек! Помоги себе сам!».

Ведущий собирает группу после перерыва и доводит до обучаемых тему послеобеденной части занятия. Напоминает такие виды стрессовых реакций человека, как ажитация, сумеречное состояние и ступор. Говорит о том, что кроме сиюминутных последствий сильные стрессовые ситуации несут для человека угрозу возникновения на их почве острых стрессовых расстройств и некоторых психологических заболеваний. Даёт некоторые рекомендации по действиям непосредственно в стрессовых ситуациях и по их завершении. Ведущий: «В ситуации стресса у человека, кроме чувства опасности, есть три врага - неинформированность, неопределенность и беспомощность. Если не знаешь, что происходит вокруг, что будет дальше, как действовать, то психологические, да и не только психологические, последствия ситуации могут быть весьма тяжелыми. Для подготовки к стрессовым ситуациям необходимо решить для себя следующие задачи: 1) формировать у себя представления о возможных стрессовых ситуациях и своих возможных реакциях на эти ситуации; 2) снять неопределенность и неизвестность, стремиться получить о предстоящей деятельности максимум реальной информации любыми средствами; 3) учиться прогнозировать развитие ситуации; 4) формировать у себя уверенность в готовности к действию в стрессовой ситуации; 5) учиться контролировать себя, не «зацикливаться» на психотравмирующих моментах, а видеть ситуацию полностью, не позволять эмоциям преобладать над разумом. Что помогает ослабить стресс: - старайтесь сосредоточиться на контроле за своими действиями, начните с сосредоточения на своём дыхании; - делайте всё как можно более точно, контролируйте, в крайних случаях даже проговаривайте, каждое своё движение; - стремитесь контролировать не только себя, но и окружающих, ситуацию в целом, не сосредотачивайтесь слишком внимательно на чём-то одном, но и не прыгайте вниманием с предмета на предмет; - постарайтесь увидеть себя со стороны; - попытайтесь представить со стороны всю ситуацию; - не поддавайтесь эмоциям, прикажите себе думать над своей задачей, для этого задайте себе три вопроса: - Кто я? - Где я нахожусь? - Какова моя задача (что я должен делать)?; - чтобы прийти в себя, постарайтесь вслух (если это возможно) описать себе ситуацию, в которой Вы оказались, но не давайте ей эмоциональных оценок; - постарайтесь воспринимать все окружающее сразу целиком. В ситуации сверхстресса; - если Вы потеряли на какое-то время чувствительность к внешним воздействиям или не можете справиться с эмоциями страха или паники, сделайте себе больно и сосредоточьтесь на ощущении боли, сделайте несколько коротких вдохов и резких выдохов и сосредоточьтесь на дыхании; - если Вами овладела растерянность, постарайтесь почувствовать положение своего тела в пространстве, сосредоточьтесь на дыхании, на ощущениях, которые приходят от позиции тела, температуры воздуха, давления окружающих предметов; - если Вы не можете собраться с мыслями - позовите себя по имени, попробуйте решить несколько простейших математических задачек. Последствия стрессовой ситуации проявляются у различных людей по-разному, могут последовать за событием сразу или отсроченно, через определенный промежуток времени. Здесь важна помощь психолога или медика, но многое зависит и от самого сотрудника. Прежде всего, сотрудник должен знать,что последствиямисильного стресса могут быть: - потеря сна и аппетита; - навязчивые воспоминания; - кошмарные сны о пережитом событии; - ухудшение настроения при упоминании о событии; - потеря способности переживать сильные чувства и эмоции; - частичное ослабление памяти; - стремление избегать мыслей и чувств, связанных с пережитой психотравмирующей ситуацией; - чувство «укороченного будущего», потеря жизненных перспектив; - сложности в концентрации внимания; - раздражительность; - пугливость. Все это - нормальная ответная реакция человека на сильные стрессовые воздействия. Это носит чаще всего временный характер в зависимости от силы психологической травмы и ее субъективного значения для человека. Подобные переживания могут привести к ухудшению общего психологического самочувствия сотрудника, осложнению взаимоотношений с близкими и товарищами по службе. Зная это, важно особенно пристально наблюдать за собой, выдержать определенный период времени и не поддаваться желанию вступить в конфликт в семье или в коллективе, даже если кажется что люди тебя не понимают. Следует избегать травмирующих ситуаций и мыслей, напоминающих пережитое событие. Рано или поздно период острого реагирования проходит, особенно, если обратиться к квалифицированному психологу, посоветоваться с медиками. Надо знать - как ни трудно это бывает порой, но человек сам, или с помощью других, может справиться с многими последствия стресса, если будет правильно оценивать ситуацию и действовать. Иначе у него на почве стресса могут далее развиваться такие черты характера, как нетерпимость, категоричность, агрессивность, тяга к экстремальным, возбуждающим ситуациям и поиск таких ситуаций в жизни, интерес к алкоголю, сужение жизненных интересов, гипераффективная (преувеличенная) форма реагирования на события или других людей, снижение интеллектуального потенциала, попытки сиюминутного решения ситуаций». Ведущий предлагает задать возникшие вопросы, высказать мнения, возникшие комментарии, поделиться собственным опытом. Комментарий: Очень часто обучаемые в данном месте делятся собственным опытом преодоления стрессовых состояний и их последствий. Подобные высказывания бывают полезны всей группе, так как показывают наглядные примеры действий людей, позволяют выявить присутствовавшие ошибки и увидеть их последствия, а также позволяют осознать собственный опыт, который по каким-либо причинам не был ещё освоен сознанием. Ведущий говорит о том, что есть ряд профилактических техник, позволяющих минимизировать последствия пережитых стрессовых ситуаций, получить психологический отдых и ресурс из своей памяти. В частности это трансовая техника «Поиск безопасного и ресурсного места». Ведущий предлагает выполнить эту технику сперва в составе группы, а затем поучиться использовать её самостоятельно. Ведущий: «Пусть Вас не пугает слово «транс». Это такое же естественное состояние, как сон или голод. По несколько раз на дню мы бываем в трансе разной глубины, только не знаем, что это так называется. Вспомните состояния засыпания и пробуждения или внимательный просмотр интересного фильма по телевизору. Так вот, всё это транс, т.е. сосредоточение вектора внимания внутри себя или на чём-то вовне. Чем же для нас интересно это состояние? Если говорить упрощённо, то это состояние характеризуется снижением активности левого, логического, полушария и повышением активности правого, образного, полушария. Это значит, что подсознание, язык которого – образы и метафоры, начинает свою активную работу. В чём же заключается его работа? В нормализации функций всего организма, в сохранении его целостности и безопасности. Наше сознание, наше логическое мышление очень часто губительно действуют на весь организм, дают неверные команды. Ну, например, на совещании у руководства Вам приспичило сходить в туалет, подсознание Ваше вопиёт к Вам: «Быстрее, организм отравляется, дальше хуже будет». Но сознание логично говорит Вам: «Здесь всё руководство, не надо привлекать к себе внимание, меня не правильно поймут и т.д.». Дотерпели до конца мероприятия, успели добежать, но до вечера болит голова, слабость, сонливость и т.д. Отравление Вы получили. Вернёмся к трансу. Для чего он нам нужен в нашей ситуации? Для того, чтобы дать организму тайм-аут, хотя бы некоторое время на восстановление, на то, чтобы снять контроль сознания с его командами, обусловленными сложной окружающей обстановкой: соберись, напрягись, сосредоточься, посмотри туда, стой так и др. Как это можно сделать? Можно отвлечь сознание, можно усыпить его бдительность, можно сделать много чего.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: