II. Актуализация опорных знаний




Ход урока

I. Организационный момент (звучит музыка).

Здравствуйте, ребята, садитесь. Мир истории и искусства полон чудес. Но есть на нашей земле особые места, которые вызывают у нас восхищение.

II. Актуализация опорных знаний

…Где ощущаем мы величие древней культуры. И сегодня, мы с вами отправимся в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Это Древняя Греция. Но прежде, мне хотелось бы поинтересоваться: кому-то из вас или ваших родственников удалось побывать в Греции? Ну, тогда скажите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется Греция?

Молодцы! В одном из ответов я услышала о керамической посуде. Именно ей мы и посвятим наш сегодняшний урок. Тема нашего урока «Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика». На уроке мы с вами вспомним материал, который вы изучили по истории Древнего мира, о греческой культуре, познакомимся с греческой вазописью, особенностями её выполнения и выполним эскиз вазы, используя знания, полученные на предыдущем занятии.

II. Изложение нового материала

Более трёх с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена. Древние греки называли свою страну Элладой, а себя - эллинами. Подобно египтянам, древние греки верили в разных богов, но изображали их в виде людей. Греки придумали много интересных мифов, легенд о своих богах.

Своим богам древние греки создавали памятники, в честь них называли города. Так, например, знаменитый город богини Афины.

Итак, афиняне гордились своим городом.- Вспомните, как называлось предместье Афин, где жили гончары?

(«Керамик», от греческого слова «керамос», т. е. «глина», а отсюда уже и слово «керамика» - изделие из обожженной глины).

Керамик – район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.

Вопрос: Что означает слово «керамика»?

Ответ: Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она стояла у его колыбели, с него делали первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары (люди изготавливали из глины вазы), занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.

Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

Греческие сосуды были очень разнообразны по форме и назначению.

Поиграем в игру, которая поможет нам разобраться в разнообразии форм и функций древних сосудов.

Посмотрите, на доске есть рисунок с изображением греческих ваз, шаблон одной из них и описание той или иной вазы. Найдите в рисунках с изображением греческих ваз ту вазу, о которой мы говорили, какой это номер рисунка?

Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов.

Пелика - античный сосуд, разновидность амфоры, имеющий тулово, раздутое книзу. В нем хранилимасло, воду и пищевые продукты.

Гидрия - древнегреческий сосуд для воды Гидрия имеет две горизонтальные ручки по бокам, за которые её удобно поднимать и поддерживать при переноске на плече, и одну вертикальную, при помощи которой ее легко наклонять.

Кратер - это большая глубокая чаша на ножке с двумя ручками. Само слово кратер происходит от древнегреческого «керраним», что в переводе означает «смешиваю», служивший для смешивания вина с водой.Для кратера, который представлял собой довольно-таки вместительный сосуд, характерна широкая горловина, две ручки по бокам и ножка.

 

Килик - сосуд для напитков плоской формы, стоящий на короткой ножке.

Канфар - очень похож на кубок с двумя непомерно объёмными вертикальными ручками. Наверное, не случайно, потому что из канфаров пили греческие боги: к примеру, с канфаром очень часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа.

Ритон - по своей форме напоминает рог животного. Он часто завершался в нижней части скульптурой, где находилось отверстие, и украшался рельефами и гравировкой. Пить из подобных сосудов можно было, приложив губы к верхнему широкому отверстию, или же направляя себе в рот струю напитка из дырочки, которая просверливалась на конце морды изображённого животного.

Лекиф предназначался для хранения оливкового масла, но он использовался и как погребальный дар. Для лекифа характерно узкое горлышко и небольшая ножка.

Ойнохойя - это кувшин для вина, имеющий одну ручку, с круглым или трилистниковым венчиком, который напоминает лист клевера.

Скифос представляет собой керамическую чашу для питья, с низкой ножкой и двумя горизонтально расположенными ручками. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос называют ещё и кубком Геракла.

**********.

Киаф — древнегреческий сосуд с одной ручкой, напоминающий по форме современную чашку. Ручка у киафа больше и возвышается над кромкой сосуда, поскольку киафы использовались на симпосиях также для зачерпывания вина.

АЛАБАСТРОН - грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном, который, в отличие от ритона, мог стоять вертикально. Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами.

АСКОС - плоский сосуд округлой формы с ручкой на носике - применялся для хранения масел и заправки масляных ламп. Существуют формы аскосов с двумя носиками.

Лекана — древнегреческая ваза, представляющая собой плоскую чашу с одной или двумя горизонтальными ручками по бокам.

ПИКСИДА - коробочка, применявшаяся в античную эпоху для хранения косметики.

СТАМНОС — древний сосуд округлой формы, напоминающий амфору. У стамноса низкое горлышко и две горизонтальные ручки по бокам, использовались для хранения вина.

 

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.

Вопрос: Давайте вспомним, что называется орнаментом?

Ответ: Орнамент – это повторяющийся рисунок.

Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта. Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр.

Греческие сосуды покрыты орнаментом. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображались жанровые и мифологические сцены.

По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.

Мы рассмотрели, что изображалось на керамике. А теперь давайте представим себе, как в большой мастерской художники и подмастерья работают под руководством гончара, являющегося и собственником и главным специалистом своего заведения. Покровительницей гончарного дела считалась богиня Афина. Вот о чем просили ее мастера.

Внемли молитвам, Афина,
Десницею печь охраняя.
Дай, чтобы вышли на славу
Горшки и бутылки и миски!
Чтоб обожглись хорошенько
И прибыли дали довольно.

В мастерской ремесленника изготавливали вазы разных стилей. Перед вами две вазы, вышедшие из мастерской древнегреческого гончара. Посмотрите, по форме они похожи, а чем они отличаются друг от друга? (стили росписи)

Если фон вазы оранжево-красный, а фигуры черные, то называется этот стиль чернофигурным. В основе рисунка силуэт. На чернофигурных сосудах детали силуэтов процарапывались по лаковой поверхности. Тело женских фигур окрашивается в белый цвет.

Во второй половине VI в. до н. э. первенство в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 2оо лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль. Это светлый (красный) фоничерные изображения. На сырой сосуд краской наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными, процарапывали стилом. Затем сосуд закладывали в печь и в определенный момент закрывали в печи все отверстия, и сосуд становился черным. После этого температуру в печи понижали, отверстия открывали. Покрашенные места оставались черными, а непокрашенные – красными.

Позже, чернофигурную роспись сменила более совершенная – краснофигурная.

Около 530 века до н. э. Афинские мастера создали более совершенный краснофигурный стиль росписи керамики, который постепенно стал вытеснять чернофигурную роспись.Сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон покрывается блестящим черным лаком. На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывали, а прорисовывали тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных. Голову человека и на чернофигурных и на краснофигурных вазах изображали в профиль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: