Белова Ю.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ. 2
Пояснительная записка. 3
Требования к результатам освоения выпускниками начальной школы программы по экономике. 6
Содержание курса. 7
Первый год обучения. 7
Третий год обучения. 9
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по курсу «Экономика» в начальной школе разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7 Закона «Об образовании» Российской Федерации, Уставом гимназии, Положением об организации образовательного процесса на начальной ступени общего среднего образования, с основной образовательной программой начального общего образования.
Процесс перехода к системе рыночных отношений дал импульс для
развития интереса к экономическим знаниям и потребности в них у всех слоев населения, стремления определить возможности своего участия в рыночных структурах. Однако эффективность работы по экономическому образованию и воспитанию в образовательных учреждениях России явно отстает от реальной потребности общества. Причин здесь несколько. Назовем основные из них.
Во-первых, на начальном этапе вхождения в рынок явно игнорировались нравственные и духовные качества личности. Чрезмерно завышенные эмоциональные оценки перспектив рыночной экономики не подкреплялись анализом и прогнозированием развития негативных явлений, характерных для переходного периода.
Во-вторых, базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ до сих пор не предусматривает изучения основ экономики.
В-третьих, в системе педагогического образования отсутствовала подготовка преподавателей экономических дисциплин - подлинных профессионалов, способных на высоком уровне осуществить социально-экономическое образование и воспитание школьников.
Стремление решить весь комплекс проблем экономического образования и воспитания через предметы базового компонента учебного плана
учителями, имеющими образование по традиционным специальностям
(математика, география, история и др.), несомненно, дало свой результат, но не обеспечило должной эффективности экономического образования школьников.
Сегодня неотложной стала задача создать конструктивный вариант организации непрерывного социально-экономического образования и воспитания школьников, отвечающий духу времени, и прежде всего требованиям рыночной экономики, в условиях которой возрастает роль таких социальных ценностей, как знания, компетентность, профессионализм.
Социально-экономическое образование детей и учащейся молодежи в широком смысле рассматривается как процесс и результат усвоения социальных и экономических знаний и умений, формирования качеств личности, мышления и поведения, включения в социальные отношения, свойственные работнику современного и прогнозируемого производства, который руководствуется в своей деятельности как личными, так и общественными интересами повышения эффективности производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
Социально-экономическое воспитание — это систематическое целенаправленное воздействие общества на личность в целях подготовки ее к успешной производственно-хозяйственной деятельности, фор мирования потребностей, интересов и иных социально-психологических качеств, а главное — образа мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества; воспитания у каждого члена общества хозяйского отношения ко всем видам собственности.
Учитывая длительность процесса подготовки самостоятельной, деятельной личности, обладающей качествами рачительного хозяина, инициативного работника, ответственного гражданина, авторы пособия «Экономика для младших школьников» стремились, с одной стороны, отразить различные аспекты экономического образования и воспитания, с другой — обеспечить целостность восприятия, непрерывность и преемственность социально-экономической подготовки учащихся начальной, основной и полной средней школы.
Непрерывность предусматривает постоянное движение от простого к сложному, сочетание изучения экономических проблем с овладением знаниями других наук, культурой делового общения и поведения. Она осуществляется за счет целесообразной совокупности путей, средств, способов и форм приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений, формирования экономического мышления, способности к деловому общению, воспитания инициативности, предприимчивости, творческого отношения к делу в целях получения запланированного конечного результата с наименьшими затратами всех видов ресурсов.
Преемственность находит выражение в линейно-циклической структуре, где каждая из ступеней общеобразовательной школы, решая общие задачи экономического образования, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся.
Сложившаяся система экономического образования в школе предусматривает следующие три уровня подготовки учащихся.
Первый уровень — обязательный для всех учащихся. Он основан на базовых знаниях о личной, семейной экономике, подготовке к производственно-экономической деятельности в условиях разных видов собственности, многообразия форм организации труда, на ознакомлении с основами социально-экономической защиты молодежи в условиях формирующихся рыночных отношений. Цель экономического образования и воспитания на данном уровне — формирование поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
Основной вопрос, на который должен отвечать экономический курс этого уровня,- ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ об экономике. Такой подход в содержательном плане предусматривает, что на начальных этапах обучения школьников {1—4 классы) им разъясняется значение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Он предусматривает ознакомление школьников с потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения, необходимостью выбора, обучение простейшим навыкам потребителя.
В 5—9 классах учащиеся получают общие базовые знания об экономике семьи, отдельной хозяйствующей единицы, об экономических системах. Они учатся различать особенности частной, личной, общественной собственности и законов, их сохраняющих; осознают моральную и правовую ответственность за расточительное отношение ко всем видам материальных и духовных ценностей, знакомятся с видами сбережений, способами защиты от инфляции, спецификой ценных бумаг, учатся общаться. Это позволяет выпускникам основной школы ориентироваться в происходящих событиях; принимать самостоятельно решения; разбираться в экономических основах выбора профессии, знакомиться с профессиями экономической сферы.
В 10—11(12) классах учащимся излагаются основы экономических теорий, организации и управления производством, особенности предпринимательской деятельности. Они знакомятся с аналитическим инструментарием и с требованиями профессий экономической сферы деятельности, с потребностями рынка труда. Акцент делается на формирование аналитического мышления, использование математических методов
и компьютеров для решения экономических задач и др.
Второй уровень предусматривает углубленную социально-экономическую подготовку школьников по специальным программам в лицеях, гимназиях, классах с углубленной подготовкой. При этом проводится целенаправленный отбор учащихся. Обучение в таких классах способствует поступлению выпускников школы в высшие учебные заведения экономической направленности и на экономические факультеты.
Третий уровень предполагает предпрофессиональную или начальную профессиональную подготовку старшеклассников в области экономики и бизнеса, выработку практических навыков предпринимательской деятельности, участие школьников в экономически обоснованной производственной и коммерческой деятельности. Старшеклассники знакомятся с правовыми и экономическими основами открытия собственного дела, составлением и оформлением финансовых документов, справок, отчетов. Выпускники таких профессионально ориентированных классов могут работать младшими специалистами на предприятиях, в организациях и учреждениях в качестве учетчиков, кассиров, младших бухгалтеров, счетоводов, инкассаторов, агентов по снабжению, биржевых работников, младших специалистов в области организации и управления, делопроизводителей, торговых посредников, рекламных и страховых агентов и т. п.
Данная программа ориентирует учителя на первый уровень социально-экономической подготовки школьников начальных классов.
При отборе конкретного содержания занятий важно учитывать специфику региона, социально-экономическое окружение школы и возможности профессионального самоопределения учащихся.
Значительную помощь учителю начальной школы в проведении занятий с учащимися окажет учебно-методический комплект, разработанный для каждого класса. В него входят:
1. Программа и учебно-тематический план с краткими методическими рекомендациями, перечнем знаний и умений, которыми должен овладеть каждый школьник (по классам), списком литературы для учителей и учащихся. (См.: Программно-методические материалы по экономике: Сборник Министерства образования Российской Федерации.- М.: Вита-Пресс, 2000.)
2. Пособие для учителя с поурочными разработками по всем разделам и темам (предварительная подготовка учителя к урокам по разделу программы, работа с родителями, материально-техническое обеспечение, цель урока, задачи, основные понятия и категории, содержание занятия, советы по активизации познавательной деятельности детей, межпреметные связи, материал для закрепления знаний, умений и экономически значимых качеств личности, деловые и ролевые игры, тренинги, ситуации, указания по использованию тетради творческих заданий и дидактического материала, литература для учащихся и учителя, наглядные пособия, фрагменты фильмов).
3. Тетрадь творческих заданий для учащихся (ТТЗ). Она используется на уроке для уточнения и закрепления знаний, формирования экономического мышления, умений анализировать ситуацию, делать выбор и принимать решения с учетом различных экономических факторов. Тетрадь содержит задания, выполняя которые учащиеся учатся проводить выбор, анализ, оценку. Тетрадь творческих заданий одновременно служит кратким учебным пособием для учащихся, так как содержит основные термины и понятия, с которыми дети знакомятся на уроках. Предусмотрено выполнение творческих заданий детьми совместно с родителями.
4. Набор дидактического материала (карточки), позволяющий организовать диалоги, дисскусии, проводить проверку усвоения знаний и т.д.
Требования к результатам освоения выпускниками начальной школы программы по экономике
Личностные результаты:
· осознание себя членом общества со своими правами и обязанностями и гражданином Российского государства, чувство любви к родной стране
· устойчивый познавательный интерес к родному краю
· уважительное отношение к людям, бережное отношение ко всем формам собственности и школьному имуществу
· установка на безопасный здоровый образ жизни
· способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию, трудолюбие
Предметные результаты:
· Ознакомление детей с наличием постоянно растущих потребностей и ограниченностью возможностей их удовлетворения;
· Формирование у детей умения делать выбор и принимать обоснованное решение;
· Формирование умения анализировать экономические ситуации, решать простейшие экономические задачи, экономного и бережного отношения к школьному имуществу;
· Развитие позитивного отношения к образованию;
· Понимание необходимости труда и рационального использования всех видов ресурсов;
· Ознакомление с понятием «экономика» как способом рационального ведения хозяйства
Метапредметные результаты:
· Развитие представлений о множествах
· Развитие представлений о свойствах воздуха, о его необходимости для дыхания людей, о том, что ещё жизненно необходимо для человека: вода, пища, нормальная температура окружающего воздуха.
· Развитие представлений детей о природных ресурсах
· Обогащение словарного запаса, развитие речи
· Ознакомление с экономической деятельностью людей в природе, влияние экономической деятельности на состояние окружающей среды
· Ознакомление с правилами экономии в процессе изготовления изделий
· Умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;
Содержание курса
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Экономика для младших школьников»
Классы Разделы Количество часов |
1-й 1.Необходимость изучения экономики 3 2.Потребности 14 3.Источники удовлетворения потребностей 15 |
Итого: 32 |
2-й 1.Проблема выбора 8 2.Деньги 7 3.Доходы и расходы 10 4.Покупатель и продавец 9 |
Итого: 34 |
3-й 1.Труд 8 2.Собственность 7 3.Домашнее хозяйство 8 4.Школьное хозяйство 11 |
Итого: 34 |
4-й 1.Местное хозяйство 12 2.Возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей 12 3.Управление местным хозяйством 10 |
Итого: 34 |
Первый год обучения
Личностные результаты:
· осознание себя членом общества со своими правами и обязанностями и гражданином Российского государства, чувство любви к родной стране
· устойчивый познавательный интерес к родному краю
· установка на безопасный здоровый образ жизни
· способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию
Предметные результаты:
· Ознакомление детей с наличием постоянно растущих потребностей и ограниченностью возможностей их удовлетворения;
· Формирование у детей умения делать выбор и принимать обоснованное решение;
· Развитие позитивного отношения к образованию;
· Понимание необходимости труда и рационального использования всех видов ресурсов;
· Ознакомление с понятием «экономика» как способом рационального ведения хозяйства
Метапредметные результаты:
· Развитие представлений о множествах
· Развитие представлений о свойствах воздуха, о его необходимости для дыхания людей, о том, что ещё жизненно необходимо для человека: вода, пища, нормальная температура окружающего воздуха.
· Развитие представлений детей о природных ресурсах
· Обогащение словарного запаса, развитие речи
· Ознакомление с экономической деятельностью людей в природе, влияние экономической деятельности на состояние окружающей среды
· Ознакомление с правилами экономии в процессе изготовления изделий
· Умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления.
Календарно-тематическое планирование