Требования к результатам освоения выпускниками начальной школы программы по экономике




Белова Ю.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ. 2

Пояснительная записка. 3

Требования к результатам освоения выпускниками начальной школы программы по экономике. 6

Содержание курса. 7

Первый год обучения. 7

Третий год обучения. 9

 

Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа по курсу «Экономика» в начальной школе разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7 Закона «Об образовании» Российской Федерации, Уставом гимназии, Положением об организации образовательного процесса на начальной ступени общего среднего образования, с основной образовательной программой начального общего образования.

Процесс перехода к системе рыночных отношений дал импульс для
развития интереса к экономическим знаниям и потребности в них у всех слоев населения, стремления определить возможности своего участия в рыночных структурах. Однако эффективность работы по экономичес­кому образованию и воспитанию в образовательных учреждениях России явно отстает от реальной потребности общества. Причин здесь несколько. Назовем основные из них.

Во-первых, на начальном этапе вхождения в рынок явно игнорирова­лись нравственные и духовные качества личности. Чрезмерно завышен­ные эмоциональные оценки перспектив рыночной экономики не под­креплялись анализом и прогнозированием развития негативных явлений, характерных для переходного периода.

Во-вторых, базисный учебный план общеобразовательных учрежде­ний РФ до сих пор не предусматривает изучения основ экономики.

В-третьих, в системе педагогического образования отсутствовала под­готовка преподавателей экономических дисциплин - подлинных про­фессионалов, способных на высоком уровне осуществить социально-эко­номическое образование и воспитание школьников.

Стремление решить весь комплекс проблем экономического образования и воспитания через предметы базового компонента учебного плана
учителями, имеющими образование по традиционным специальностям
(математика, география, история и др.), несомненно, дало свой результат, но не обеспечило должной эффективности экономического образования школьников.

Сегодня неотложной стала задача создать конструктивный вариант орга­низации непрерывного социально-экономического образования и воспита­ния школьников, отвечающий духу времени, и прежде всего требованиям рыночной экономики, в условиях которой возрастает роль таких социаль­ных ценностей, как знания, компетентность, профессионализм.

Социально-экономическое образование детей и учащейся молодежи в широком смысле рассматривается как процесс и результат ус­воения социальных и экономических знаний и умений, формирования качеств личности, мышления и поведения, включения в социальные от­ношения, свойственные работнику современного и прогнозируемого произ­водства, который руководствуется в своей деятельности как личными, так и общественными интересами повышения эффективности производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Социально-экономическое воспитание — это систематиче­ское целенаправленное воздействие общества на личность в целях подго­товки ее к успешной производственно-хозяйственной деятельности, фор мирования потребностей, интересов и иных социально-психологических качеств, а главное — образа мышления, поведения и деятельности, соот­ветствующих экономическим и нравственно-правовым основам обще­ства; воспитания у каждого члена общества хозяйского отношения ко всем видам собственности.

Учитывая длительность процесса подготовки самостоятельной, дея­тельной личности, обладающей качествами рачительного хозяина, ини­циативного работника, ответственного гражданина, авторы пособия «Экономика для младших школьников» стремились, с одной стороны, от­разить различные аспекты экономического образования и воспитания, с другой — обеспечить целостность восприятия, непрерывность и преемственность социально-экономической подготовки учащихся начальной, основной и полной средней школы.

Непрерывность предусматривает постоянное движение от простого к сложному, сочетание изучения экономических проблем с овладением знаниями других наук, культурой делового общения и поведения. Она осу­ществляется за счет целесообразной совокупности путей, средств, спосо­бов и форм приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений, формирования экономического мышления, способности к деловому общению, воспитания инициативности, предприимчивости, творческого отношения к делу в целях получения запланированного ко­нечного результата с наименьшими затратами всех видов ресурсов.

Преемственность находит выражение в линейно-циклической струк­туре, где каждая из ступеней общеобразовательной школы, решая общие задачи экономического образования, имеет свои специфические функ­ции, связанные с возрастными особенностями учащихся.

Сложившаяся система экономического образования в школе предус­матривает следующие три уровня подготовки учащихся.

Первый уровень — обязательный для всех учащихся. Он основан на базовых знаниях о личной, семейной экономике, подготовке к произ­водственно-экономической деятельности в условиях разных видов соб­ственности, многообразия форм организации труда, на ознакомлении с основами социально-экономической защиты молодежи в условиях формирующихся рыночных отношений. Цель экономического образо­вания и воспитания на данном уровне — формирование поколения, спо­собного к жизненному и профессиональному самоопределению в усло­виях рыночных отношений.

Основной вопрос, на который должен отвечать экономический курс этого уровня,- ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ об экономике. Такой подход в содержательном плане предусматривает, что на начальных эта­пах обучения школьников {1—4 классы) им разъясняется значение основ­ных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повсе­дневной жизни. Он предусматривает ознакомление школьников с по­требностями и ограниченными возможностями их удовлетворения, необ­ходимостью выбора, обучение простейшим навыкам потребителя.

В 5—9 классах учащиеся получают общие базовые знания об экономике семьи, отдельной хозяйствующей единицы, об экономических системах. Они учатся различать особенности частной, личной, общественной соб­ственности и законов, их сохраняющих; осознают моральную и правовую ответственность за расточительное отношение ко всем видам материаль­ных и духовных ценностей, знакомятся с видами сбережений, способами защиты от инфляции, спецификой ценных бумаг, учатся общаться. Это позволяет выпускникам основной школы ориентироваться в происходя­щих событиях; принимать самостоятельно решения; разбираться в эконо­мических основах выбора профессии, знакомиться с профессиями эконо­мической сферы.

В 10—11(12) классах учащимся излагаются основы экономических тео­рий, организации и управления производством, особенности предпри­нимательской деятельности. Они знакомятся с аналитическим инстру­ментарием и с требованиями профессий экономической сферы деятель­ности, с потребностями рынка труда. Акцент делается на формирование аналитического мышления, использование математических методов
и компьютеров для решения экономических задач и др.

Второй уровень предусматривает углубленную социально-экономичес­кую подготовку школьников по специальным программам в лицеях, гим­назиях, классах с углубленной подготовкой. При этом проводится целе­направленный отбор учащихся. Обучение в таких классах способствует по­ступлению выпускников школы в высшие учебные заведения экономической направленности и на экономические факультеты.

Третий уровень предполагает предпрофессиональную или начальную профессиональную подготовку старшеклассников в области экономики и бизнеса, выработку практических навыков предпринимательской дея­тельности, участие школьников в экономически обоснованной производ­ственной и коммерческой деятельности. Старшеклассники знакомятся с правовыми и экономическими основами открытия собственного дела, составлением и оформлением финансовых документов, справок, отчетов. Выпускники таких профессионально ориентированных классов могут ра­ботать младшими специалистами на предприятиях, в организациях и уч­реждениях в качестве учетчиков, кассиров, младших бухгалтеров, счетово­дов, инкассаторов, агентов по снабжению, биржевых работников, млад­ших специалистов в области организации и управления, делопроизводите­лей, торговых посредников, рекламных и страховых агентов и т. п.

Данная программа ориентирует учителя на первый уровень социально-экономической подготовки школьников начальных классов.

При отборе конкретного содержания занятий важно учитывать специ­фику региона, социально-экономическое окружение школы и возможно­сти профессионального самоопределения учащихся.

Значительную помощь учителю начальной школы в проведении занятий с учащимися окажет учебно-методический комплект, разработанный для каждого класса. В него входят:

1. Программа и учебно-тематический план с краткими методическими рекомендациями, перечнем знаний и умений, которыми должен овладеть каждый школьник (по классам), списком литературы для учителей и учащихся. (См.: Программно-методические материалы по экономике: Сборник Министерства образования Российской Федерации.- М.: Вита-Пресс, 2000.)

2. Пособие для учителя с поурочными разработками по всем разделам и темам (предварительная подготовка учителя к урокам по разделу про­граммы, работа с родителями, материально-техническое обеспечение, цель урока, задачи, основные понятия и категории, содержание занятия, советы по активизации познавательной деятельности детей, межпремет­ные связи, материал для закрепления знаний, умений и экономически зна­чимых качеств личности, деловые и ролевые игры, тренинги, ситуации, указания по использованию тетради творческих заданий и дидактическо­го материала, литература для учащихся и учителя, наглядные пособия, фрагменты фильмов).

3. Тетрадь творческих заданий для учащихся (ТТЗ). Она используется на уроке для уточнения и закрепления знаний, формирования экономического мышления, умений анализировать ситуацию, делать выбор и принимать решения с учетом различных экономических факторов. Тетрадь содержит задания, выполняя которые учащиеся учатся проводить выбор, анализ, оценку. Тетрадь творческих заданий одновременно служит кратким учебным пособием для учащихся, так как содержит основные термины и понятия, с которыми дети знакомятся на уроках. Предусмотрено выполнение творческих заданий детьми совместно с родителями.

4. Набор дидактического материала (карточки), позволяющий организовать диалоги, дисскусии, проводить проверку усвоения знаний и т.д.


Требования к результатам освоения выпускниками начальной школы программы по экономике

 

Личностные результаты:

· осознание себя членом общества со своими правами и обязанностями и гражданином Российского государства, чувство любви к родной стране

· устойчивый познавательный интерес к родному краю

· уважительное отношение к людям, бережное отношение ко всем формам собственности и школьному имуществу

· установка на безопасный здоровый образ жизни

· способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию, трудолюбие

 

Предметные результаты:

· Ознакомление детей с наличием постоянно растущих потребностей и ограниченностью возможностей их удовлетворения;

· Формирование у детей умения делать выбор и принимать обоснованное решение;

· Формирование умения анализировать экономические ситуации, решать простейшие экономические задачи, экономного и бережного отношения к школьному иму­ществу;

· Развитие позитивного отношения к образованию;

· Понимание необходимости труда и рационального использования всех видов ресурсов;

· Ознакомление с понятием «экономика» как способом рационального ведения хозяйства

 

Метапредметные результаты:

· Развитие представлений о множествах

· Развитие представлений о свойствах воздуха, о его необходимости для дыхания людей, о том, что ещё жизненно необходимо для человека: вода, пища, нормальная температура окружающего воздуха.

· Развитие представлений детей о природных ресурсах

· Обогащение словарного запаса, развитие речи

· Ознакомление с экономической деятельностью людей в природе, влияние экономической деятельности на состояние окружающей среды

· Ознакомление с правилами экономии в процессе изготовления изделий

· Умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;

 

 

 

Содержание курса

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«Экономика для младших школьников»

 

Классы Разделы Количество часов
1-й 1.Необходимость изучения экономики 3 2.Потребности 14 3.Источники удовлетворения потребностей 15
Итого: 32
2-й 1.Проблема выбора 8 2.Деньги 7 3.Доходы и расходы 10 4.Покупатель и продавец 9
Итого: 34
3-й 1.Труд 8 2.Собственность 7 3.Домашнее хозяйство 8 4.Школьное хозяйство 11
Итого: 34
4-й 1.Местное хозяйство 12 2.Возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей 12 3.Управление местным хозяйством 10
Итого: 34

 

Первый год обучения

Личностные результаты:

· осознание себя членом общества со своими правами и обязанностями и гражданином Российского государства, чувство любви к родной стране

· устойчивый познавательный интерес к родному краю

· установка на безопасный здоровый образ жизни

· способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию

 

Предметные результаты:

· Ознакомление детей с наличием постоянно растущих потребностей и ограниченностью возможностей их удовлетворения;

· Формирование у детей умения делать выбор и принимать обоснованное решение;

· Развитие позитивного отношения к образованию;

· Понимание необходимости труда и рационального использования всех видов ресурсов;

· Ознакомление с понятием «экономика» как способом рационального ведения хозяйства

 

Метапредметные результаты:

· Развитие представлений о множествах

· Развитие представлений о свойствах воздуха, о его необходимости для дыхания людей, о том, что ещё жизненно необходимо для человека: вода, пища, нормальная температура окружающего воздуха.

· Развитие представлений детей о природных ресурсах

· Обогащение словарного запаса, развитие речи

· Ознакомление с экономической деятельностью людей в природе, влияние экономической деятельности на состояние окружающей среды

· Ознакомление с правилами экономии в процессе изготовления изделий

· Умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления.

 

Календарно-тематическое планирование



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: