Тема: «Рынок как особый институт»
Вопросы:
· Рынок и его роль в экономической жизни общества. Виды и функции рынка.
· Основные законы рынка.
· Конкуренция и монополия.
· Участники коммерческой деятельности: фирмы и биржи.
Рынок и его роль в экономической жизни общества. Виды и функции рынка.
В экономической теории термин «рынок» употребляется в двух значениях:
1. особая экономическая система, в основе которой лежат: -Конкуренция, -Частная собственность на факторы производства
2. Система отношений, которая складывается между продавцом и покупателем
В основе рынка лежат и сферы экономической деятельности:
· Производство
· Распределение.
· Обмен
· Потребление
· Для того, что бы рынок функционировал, необходимо:
· Общественное разделение труда и специализации.
· Господство частной собственности
· Экономическая обособленность производства
· Самостоятельность производителей.
существует несколько классификации рынка:
· Регулируемость:
· Нерегулируемые рынки
· Регулируемые рынки.
Нерегулируемые это рынки, в которые не вмешиваются государство или другие экономические субъекты. Регулируемые рынки- это рынки, контролируемые государством. Для них характерна черная и серая экономика.
На черном рынке, объектом купли-продажи становятся товары, которые запрещены государством.
На сером рынке купля-продажа товаров осуществляется с нарушениями правил и норм.
Выделяют следующие разновидности рынка:
· Потребительский рынок
· Рынок средств производства
· Рынок интеллектуальных продуктов и информации.
· Рынок труда.
· Финансовый рынок.
· Масштабность. Охват рынком экономического пространства.
Виды рынков:
· Мировой рынок.
· Межнациональный рынок.
· Национальный рынок (внутренний)
· Региональный рынок.
· ВОПРОС. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫРЫНКА.
Рыночный механизм - механизм взаимодействия основных субъектов рыночных отношений: продавцов и покупателей, включается в себя 3 элемента:
· Спрос
· Предложение
· Рыночная цена.
Закон стоимости.
Закон стоимости требует сведения индивидуального рабочего времени к общественно необходимому и индивидуальной стоимости к общественной.
Закон стоимости выполняет в рыночной системе хозяйствования 3 основные функции:
1. Стимулирующая - Побуждает товаропроизводителей экономить.
2. Распределительная - побуждает направлять капитал и ресурсы туда, где прибыль выше.
3. Дифференциация товаропроизводителей. механизм рыночных цен одних разоряет, других обогащает. можно разделить товаропроизводителей на 4 группы:
1) Лидеры - удовлетворяют свои интересы и интересы потребителя
2)Трудные - ухитряются удовлетворять свои интересы за счет ущемления интересов потребителей
3)Банкроты (страна дураков) - товаропроизводители не могут удовлетворять не свои интересы ни интересы потребителей
4) Товаропроизводители "чудаки" - сознательно приманивают покупателей, стремясь удовлетворить его интересы за счет собственных.
Спрос - потребность покупателя в определенном товаре или услуге.
Закон спроса не действует:
1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен.
2) при переключении спроса на более качественные дорогостоящие товары.
3) для некоторых редких и дорогостоящих товаров
Объем предложения - это то количество товара, которое готовы предложить производители по определенной цене в текущей момент времени
· Вопрос. Конкуренция и монополия
Конкуренция - это соревнование между производителями товаров за лучшими результатами и качества товаров. Различают следующие типы конкуренции:
1.Конкуренция простых товаров производителей
2. Единоличных капиталов
3. Конкуренция монополий
4. Конкуренция национальных капиталов
5. Конкуренция интернациональных капиталов
Для рынка характерна совершенная конкуренция. Соблюдены след. условия: на рынке действует большое кол-во продавцов и покупателей. Никто из продавцов и покупателей не занимает настолько большой доли рынка, что бы иметь возможность оказывать влияние на формирование цены на товар. Государство не стремится воздействовать на цену товара не в сторону ее повышения не в сторону ее понижения.
В современных рыночных условиях свободное соперничество является довольно редким явлением, поэтому монополизация явилась закономерным средством концентрации. Монополию и конкуренцию так же можно классифицировать по основаниям:
· Вид. Монополия - объединение предприятий продающих определенные товары покупателям
· Вид. Монопсония - скупающая какие - либо товары.
Степень охвата рынков
1.Чистые монополии организации в масштабах одной отрасли.
2.Абсолютная монополия формируется в масштабе абсолютной экономике в целом.
Характер и причины возникновения
1.Естесвеные монополии. субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые товары.
2.Искусственные монополии. Сосредоточение в одних руках производство и распространение, какого либо продукта.
3. Легальные монополии, которые образуются на законном основании и возникновение таких монополий возможно при: Патентной системе, Авторские права
Монополизация рынка ведет к массовым выступлениям против монополий, а это означает проведение антимонопольной политике. Современная антимонопольная политика проводится по нескольким направлениям:
· Ограничение монополизации рынка
· Запрещение слияний компаний
· Запрещение установления монопольных цен
· Сохранение и поддержание конкуренции вне цивилизационных формах.
· Вопрос. Участники коммерческой деятельности фирмы и биржи.
Понимается инициативная деятельность отдельных граждан или объединений, которая направлена на создание чего - либо нового и осуществляется с целью извлечения прибыли на их собственный риск и под их ответственность
Согласно конституции каждый гражданин имеет право на предпринимательскую деятельность, если она не вступает в противоречие с действующим законодательством.
Предпринимательством могут заниматься как физические, так и юридические лица. Основными принципами являются:
· Свобода выбора видов деятельности
· Самостоятельности формирования предприятия, выбора поставщиков и потребителей продукции, привлечение материально технических и других ресурсов, установление цен
· Свобода найма работников
· Свободное распоряжение прибылью
Коммерция это практика осуществления обменами товара и услугами, это особый вид деятельности, от которой зависят конечные результаты в целом, по - этому коммерческая деятельность направленная.
Фирма - самостоятельная коммерческая организация используемая.....
Классифицируются:
1. Вид хозяйственной деятельности:
· промышленные. Фирмы, у которых более 50% оборотов приходится на производство продукции
· торговые. Фирмы могут входить в систему сбыта крупных промышленных компаний
· транспортный. Фирмы, осуществляющие перевозки
· страховые. Фирмы, осуществляющие страхование перевозок
· транспортно экспедиторские. Фирмы осуществляющие доставку товаров покупателю выполняя поручение фирм.
2. Вид
3. Вид принадлежность капитала:
· национальные фирмы. Капитал которых принадлежит государству.
· иностранные фирмы. Капитал которых принадлежит иностранному государству
· смешанные фирмы. Капитал которых принадлежит 2 или нескольким странам.