Характер и причины возникновения




Тема: «Рынок как особый институт»

Вопросы:

· Рынок и его роль в экономической жизни общества. Виды и функции рынка.

· Основные законы рынка.

· Конкуренция и монополия.

· Участники коммерческой деятельности: фирмы и биржи.

Рынок и его роль в экономической жизни общества. Виды и функции рынка.

В экономической теории термин «рынок» употребляется в двух значениях:

1. особая экономическая система, в основе которой лежат: -Конкуренция, -Частная собственность на факторы производства

2. Система отношений, которая складывается между продавцом и покупателем

В основе рынка лежат и сферы экономической деятельности:

· Производство

· Распределение.

· Обмен

· Потребление

· Для того, что бы рынок функционировал, необходимо:

· Общественное разделение труда и специализации.

· Господство частной собственности

· Экономическая обособленность производства

· Самостоятельность производителей.

существует несколько классификации рынка:

· Регулируемость:

· Нерегулируемые рынки

· Регулируемые рынки.

Нерегулируемые – это рынки, в которые не вмешиваются государство или другие экономические субъекты. Регулируемые рынки- это рынки, контролируемые государством. Для них характерна черная и серая экономика.

На черном рынке, объектом купли-продажи становятся товары, которые запрещены государством.

На сером рынке купля-продажа товаров осуществляется с нарушениями правил и норм.

Выделяют следующие разновидности рынка:

· Потребительский рынок

· Рынок средств производства

· Рынок интеллектуальных продуктов и информации.

· Рынок труда.

· Финансовый рынок.

· Масштабность. Охват рынком экономического пространства.

Виды рынков:

· Мировой рынок.

· Межнациональный рынок.

· Национальный рынок (внутренний)

· Региональный рынок.

 

· ВОПРОС. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫРЫНКА.

Рыночный механизм - механизм взаимодействия основных субъектов рыночных отношений: продавцов и покупателей, включается в себя 3 элемента:

· Спрос

· Предложение

· Рыночная цена.

Закон стоимости.

Закон стоимости требует сведения индивидуального рабочего времени к общественно – необходимому и индивидуальной стоимости к общественной.

Закон стоимости выполняет в рыночной системе хозяйствования 3 основные функции:

1. Стимулирующая - Побуждает товаропроизводителей экономить.

2. Распределительная - побуждает направлять капитал и ресурсы туда, где прибыль выше.

3. Дифференциация товаропроизводителей. механизм рыночных цен одних разоряет, других обогащает. можно разделить товаропроизводителей на 4 группы:

1) Лидеры - удовлетворяют свои интересы и интересы потребителя

2)Трудные - ухитряются удовлетворять свои интересы за счет ущемления интересов потребителей

3)Банкроты (страна дураков) - товаропроизводители не могут удовлетворять не свои интересы ни интересы потребителей

4) Товаропроизводители "чудаки" - сознательно приманивают покупателей, стремясь удовлетворить его интересы за счет собственных.

Спрос - потребность покупателя в определенном товаре или услуге.

Закон спроса не действует:

1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен.

2) при переключении спроса на более качественные дорогостоящие товары.

3) для некоторых редких и дорогостоящих товаров

Объем предложения - это то количество товара, которое готовы предложить производители по определенной цене в текущей момент времени

· Вопрос. Конкуренция и монополия

Конкуренция - это соревнование между производителями товаров за лучшими результатами и качества товаров. Различают следующие типы конкуренции:

1.Конкуренция простых товаров производителей

2. Единоличных капиталов

3. Конкуренция монополий

4. Конкуренция национальных капиталов

5. Конкуренция интернациональных капиталов

Для рынка характерна совершенная конкуренция. Соблюдены след. условия: на рынке действует большое кол-во продавцов и покупателей. Никто из продавцов и покупателей не занимает настолько большой доли рынка, что бы иметь возможность оказывать влияние на формирование цены на товар. Государство не стремится воздействовать на цену товара не в сторону ее повышения не в сторону ее понижения.

В современных рыночных условиях свободное соперничество является довольно редким явлением, поэтому монополизация явилась закономерным средством концентрации. Монополию и конкуренцию так же можно классифицировать по основаниям:

· Вид. Монополия - объединение предприятий продающих определенные товары покупателям

· Вид. Монопсония - скупающая какие - либо товары.

Степень охвата рынков

1.Чистые монополии организации в масштабах одной отрасли.

2.Абсолютная монополия формируется в масштабе абсолютной экономике в целом.

Характер и причины возникновения

1.Естесвеные монополии. субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые товары.

2.Искусственные монополии. Сосредоточение в одних руках производство и распространение, какого либо продукта.

3. Легальные монополии, которые образуются на законном основании и возникновение таких монополий возможно при: Патентной системе, Авторские права

Монополизация рынка ведет к массовым выступлениям против монополий, а это означает проведение антимонопольной политике. Современная антимонопольная политика проводится по нескольким направлениям:

· Ограничение монополизации рынка

· Запрещение слияний компаний

· Запрещение установления монопольных цен

· Сохранение и поддержание конкуренции вне цивилизационных формах.

 

· Вопрос. Участники коммерческой деятельности фирмы и биржи.

Понимается инициативная деятельность отдельных граждан или объединений, которая направлена на создание чего - либо нового и осуществляется с целью извлечения прибыли на их собственный риск и под их ответственность

Согласно конституции каждый гражданин имеет право на предпринимательскую деятельность, если она не вступает в противоречие с действующим законодательством.

Предпринимательством могут заниматься как физические, так и юридические лица. Основными принципами являются:

· Свобода выбора видов деятельности

· Самостоятельности формирования предприятия, выбора поставщиков и потребителей продукции, привлечение материально технических и других ресурсов, установление цен

· Свобода найма работников

· Свободное распоряжение прибылью

Коммерция это практика осуществления обменами товара и услугами, это особый вид деятельности, от которой зависят конечные результаты в целом, по - этому коммерческая деятельность направленная.

Фирма - самостоятельная коммерческая организация используемая.....

 

Классифицируются:

1. Вид хозяйственной деятельности:

· промышленные. Фирмы, у которых более 50% оборотов приходится на производство продукции

· торговые. Фирмы могут входить в систему сбыта крупных промышленных компаний

· транспортный. Фирмы, осуществляющие перевозки

· страховые. Фирмы, осуществляющие страхование перевозок

· транспортно экспедиторские. Фирмы осуществляющие доставку товаров покупателю выполняя поручение фирм.

2. Вид

3. Вид принадлежность капитала:

· национальные фирмы. Капитал которых принадлежит государству.

· иностранные фирмы. Капитал которых принадлежит иностранному государству

· смешанные фирмы. Капитал которых принадлежит 2 или нескольким странам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: