Основные черты феодального хозяйства




Введение

 

История экономики изучает происхождение и развитие различных типов хозяйства. Именно типов, а не общих законов развития экономики, поскольку открыть эти общие законы экономики до сих пор никому не удалось. У большинства народов, как известно, существуют различные типы экономики, которые с определенным основанием можно называть цивилизациями.

Феодальная раздробленность - новая форма государственной политической организации. Со второй трети XII-века на Руси начался длившийся до конца XV-века период феодальной раздробленности, через который прошли все страны Европы и Азии. Феодальная раздробленность как новая форма государственной политической организации, сменившая раннефеодальную Киевскую монархию, соответствовала развитому феодальному обществу. Феодальные республики не случайно сложились в рамках бывших племенных союзов, этническая и областная устойчивость которых поддерживалась природными рубежами и культурными традициями.

Цель работы - рассмотреть особенности развития феодального хозяйства в России.

Задачи работы - определить общие черты феодальной экономики; рассмотреть политические образования периода формирования феодализма в европейской части страны; определить основные черты феодального хозяйства России; изучить формы феодальной зависимости.


Сущность феодальной экономики

 

В отличие от рабовладельческой, феодальная система хозяйствования явилась почти уникальной для Евразии: большинство народов этого материка прошло через систему феодализма либо находятся еще и сейчас на его различных стадиях. Непосредственный производитель при феодализме как бы нечто среднее между рабом и свободным фермером: он несвободен, как раб, но имеет собственное хозяйство, как фермер.

Внешнеэкономическое принуждение выражено в феодальной ренте: отработочный (барщина), продуктами (оброк) или деньгами. Однако размер ренты установлен раз и навсегда: взяв с крестьянина лишнее, можно, затронув семенной фонд, поставить под угрозу урожай будущего года. Твердо обусловленный размер ренты предоставлял непосредственному производителю определенную свободу при ведении собственного хозяйства. Это особенно сказывалось при коммутации - переходе к денежной ренте, когда крестьянин сам продавал продукцию своего хозяйства на рынке.

В этих условиях требовалось не только принуждение, но и моральное стимулирование труда. Моральный стимул давала монотеистическая религия (единобожие), в различных формах практически повсеместно господствовавшая при феодализме. В Европе - христианство, которое объявляет высшей ценностью не материальное, а духовное богатство, внутренний мир человека: честной, правдивой и скромной жизнью, любовью к ближнему человек может заслужить вечное блаженство души (спастись) в потустороннем мире. При стопроцентной искренней религиозности населения хозяйственная этика религиозных культов серьезно влияла на экономическую жизнь. Например, христианское запрещение иметь приплод с неживого (в том числе денежные проценты) привело к тому, что ростовщичество в Западной Европе вначале сосредоточилось в руках нехристиан, в частности, евреев. Ожидание вселенской катастрофы ("конца света") в 1000 г. вело к хозяйственной пассивности людей и т.д. и т.п.).


Основные черты феодального хозяйства

 

Важнейшая черта феодального хозяйства - пожалование в лен земли за определенные личные заслуги, а также взимание дани. Землевладельцы феодальных княжеств в период, например, Киевского государства и особенно в период феодальной раздробленности являлись вассалами великого князя. Крупные землевладельцы в свою очередь имели вассалов более мелких и т.д.

За длительный период господства феодализма в России феодальная собственность, оставаясь его основой, вместе с тем претерпевала значительные изменения как в смысле распределения ее между отдельными группами феодалов, так и в отношении ее "условности", "связанности", "иерархичности" и т.д.

В развитии феодализма большую роль играло и внеэкономическое принуждение, личная зависимость крестьянина от феодала, формы и степень которой были самые различные, начиная от крепостного состояния и кончая сословной неполноправностью крестьянина.

В дофеодальный период общинник-смерд "сидел" на свободных общинных землях. По мере роста феодальных отношений путем захвата крестьянских общинных земель образовывалось княжеское, боярское и монастырское феодальное землевладение. Смерд, разоренный налогами, войнами, кочевниками, все в большей степени попадал в зависимость от феодала.

Феодализм как система утвердился у народов, как входивших в рабовладельческую Римскую империю, так и никогда не знавших рабовладельческой экономики. Почему же одни народы прошли через рабовладельческую систему, а другие ее миновали! Античная система сформировалась в середине первого тысячелетия до н.э., феодальная - примерно через тысячу лет. За это время в хозяйственной и духовной жизни народов появилось много важных новшеств. Среди них было два, обладая которыми, любой народ мог перестроить свой общественный строй на феодальный лад: в материальной жизни - тяжелое (рыцарское) вооружение; в духовной - единобожие (христианство, ислам). При этих условиях можно было перейти и от античного рабовладения, и от общинного строя к такой системе, где одни трудятся, другие воюют, а третьи молятся, т.е. к феодализму.

Именно эти достижения античности - тяжелое вооружение и христианство переняли у Римской империи германские и славянские народы, заселившие в первом тысячелетии до н.э. большую часть Европы. Они создали целый ряд государств: королевства франков (современная Франция), англо-саксов (Британия), лангобардов (Италия), славян - западных (Польша, Чехия) и восточных (Киевская Русь) и др. В рамках этих государств и происходило становление феодальной экономики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: