Тема «Новые подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся».
1. Заполните таблицу «Сходство и различия суммативного оценивание и формирующего оценивания». Критерии для сравнения выберите сами.
Критерии различия | Формирующее оценивание | Суммативное оценивание |
По цели: | Определить новые пути и формы обучения; исправить ошибки обучающихся; обеспечить обратную связь учителя с учениками. | Определить соответствие знаний обучающихся нормам и требованиям стандартов обучения; констатировать факт обученности ребенка. |
По анализу: | Данные результата оценивания сравниваются с предыдущими результатами ученика. | Результаты оценивания сравниваются со стандартами, со среднестатистическими результатами, с результатами, определенными контролирующими органами. |
По шкале: | Разрабатываются учителем или группой учителей в соответствии с принятой шкалой оценивания. | Единые критерии оценки (ЕГЭ, ОГЭ, тестовых работ). |
По периодичности проведения: | Определяется учителем в зависимости от потребностей обучающихся, например, проводится достаточно часто – несколько раз в течение урока. | По итогам прохождения тем, блоков, модулей, курсов, по окончании периодов обучения |
По участникам: | Учитель, ученики (самооценка и взаимооценка). | Администрация образовательного учреждения, контролирующие органы. |
По фиксации участников: | В листах наблюдения, в виртуальном пространстве, в портфолио обучающихся. | Официальные документы: результаты ЕГЭ, ОГЭ, административных работ, классные и электронные журналы. |
2. Раскройте основные принципы формирующего оценивания.
Основные принципы формирующего оценивания.
Инструменты формирующего оценивания позволяют акцент в обучении перенести на процесс преподавания и учения. Активная роль в этом процессе отводится ученику. Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы понять, как идёт процесс обучения не только конечной стадии, но и начальной, и промежуточной. Если результаты окажутся неудовлетворительными, то в него нужно внести необходимые изменения.
Конечной целью формирующего оценивания, по мнению М.А. Пинской, одного из разработчиков практического руководства для учителей по внедрению формирующего оценивания в образовательную практику в нашей стране является воспитание способности к непрерывному и самостоятельному обучению. Она даёт следующие характеристики формирующему оцениванию:
Центрированность на ученике. Такое оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учебной деятельности ученика, даёт им информацию, как корректировать процесс учения.
Направляемость учителем. Такое оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания.
Разносторонняя результативность. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. У них развиваются навыки самооценивания и рефлексии, благодаря чему растёт учебная мотивация.
Учителя работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.
Формирование учебного процесса.
Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно не привязано к какой-то конкретной балльной шкале, может быть анонимным. Оценивание говорит учителю, достиг ли он пункта назначения или нет, и надо ли продвигаться к нему по-другому.
Определенность контекстом. Такое оценивание должно соответствовать особенностями класса и изучаемого предмета, а также личными нуждам педагога.
Непрерывность. С помощью простых техник учитель организует обратную связь.
Опора на качественное преподавание. Формирующее оценивание даёт учителю возможность получать информацию о том, как идёт учебный процесс, своевременно корректировать его.
При введении формирующего оценивания надо учитывать следующие условия:
1. Изменение характера учебного процесса и новых педагогических подходов. Эффективность учения при внедрении новых методик и инструментов зависит от активного вовлечения ученика в учебных процесс.
2. Результаты оценивания должны быть использованы для корректировки учения и преподавания.
3. Изменение личного педагогического стиля учителя.
Ключевой идеей формирующего оценивания является обратная связь. Её основные компоненты:
· данные об актуальном уровне достижений;
· данные о желаемом уровне достижений;
· механизм сравнения этих двух уровней и определения разрыва между ними;
· механизм, который позволяет использовать информацию для преодоления разрыва.
Эти четыре шага являются описанием формирующего оценивания.