Тема 5. Управление системой образования




 

1. Обоснуйте необходимость взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере образования

 

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления необходимы, т.к. органы местного самоуправления могут более точно формулировать и доводить до сведения государственных органов их проблемы в той же сфере образования. Эффективной формой взаимодействия заключается в тесном сотрудничестве. Для государственной муниципальные власти – это та организация, через которую можно обращаться одновременно ко всем участвующим звеньям в сфере образования и вырабатывать согласованную политику в отношении местного самоуправления.

Однако, контроль над работой местного самоуправления в сфере образования не возможен без планов и прогнозов. Это необходимо, прежде всего для того, чтобы принимать необходимые программы в сфере образования и развития местного самоуправления. Возможность контроля предоставляется РФ, отнесшим к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации принятие региональных программ развития управления на местах.

Что касается законодательной базы, то принципы ведения местного самоуправления закреплены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Несмотря на этот закон, органы местного самоуправления компетентны не всегда. Очень многие вопросы нерешаемы без вмешательства государственных органов. В компетенции местных властей есть и будет оставаться решение таких вопросов, как строительство, ремонт, выплата заработной платы работникам образовательных учреждений, закупка учебников и инвентаря, организация, финансирование питания школьников. Однако, существуют более серьезные вопросы в сфере образования, которые должны решаться только государством. Основной вопрос - выработка государственной политики в сфере образования, разработка методик, учебных пособий, контроль за исполнением государственных стандартов, подготовка кадров преподавателей для общеобразовательных школ и др.

Помимо прочего государство не может самоустраниться от решения принятых местной властью задач, так как в конечном итоге именно государство отвечает перед гражданами за их решение, а поэтому обязано контролировать исполнение определенных обязательств местной властью. Следовательно, можно смело утверждать, что несогласованные действия в сфере образования могут причинить вред и государственным, и местным органам.

2. Рассмотрите позитивные и негативные результаты модернизации российской системы образования

К позитивным результатам модернизации российской системы образования можно отнести следующие моменты. Это – поддержка регионов. Для этого был создан национальный проект «Образование». Основная цель - предоставить школьникам независимо от места жительства возможность получить качественное общее образование. При этом под качеством образования понимается удовлетворение запросов и потребностей личности, общества, государства, включая профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье граждан.

Помимо прочего, проекты модернизации включают в себя ведение новой системы оплаты труда работников общего образования направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений региона (обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства), расширение общественного участия в управлении образованием, а также повышение квалификации педагогических кадров.

Как ни парадоксально, именно система образования является главным тормозом модернизации российской экономики. Рост финансирования высшего образования, обеспечил условия для благоприятного развития профессионального образования. Однако существенного повышения качества профессионального образования и научно-инновационной активности вузов пока не произошло.

Кроме того, сейчас Россия нуждается в таких кадрах, как технические специалисты, которых в одночасье не подготовишь. Управление высокотехнологичным производством требует компетенций, которые сейчас в дефиците. Речь здесь - о высококлассных специалистах, владеющих знаниями в области технологий. Новые задачи невозможно решить старыми институтами, поэтому необходимо менять всю структуру. В зависимости от того, на каком этапе развития находится экономика, возникает потребность в тех или иных специалистах.

Другая проблема в том, что упал престиж рабочей профессии. Основная масса выпускников школ стремиться к обучению государственной службе. Количество потенциальных чиновников растет на протяжении последних несколько лет, и рост этот очевиден.

И еще проблема. «Утечка мозгов». Большое количество выпускников после окончания ВУЗов отправляются работать за границу, что говорит о достойном образовании в России.

Кроме того, считаю, что российским ВУЗам все же не хватает исследовательских функций, которые когда-то были в ведении Академии Наук.

 


3. Охарактеризуйте современную политику реформирования образования на примере Вашего региона или муниципального образования

Реформа образования пришлась на 2010 год, названный Годом учителя. Год учителя не начинает и не завершает сам процесс перемен в российских школах - они идут постоянно, как того требует время. Этот период нужен, чтобы осознать происходящие преобразования. В республике Хакасия начало Года учителя ознаменовалось масштабным Съездом педагогов, в ходе которого много говорилось о планах по реформированию образовательной системы.

Современная политика реформирования открывает возможности выявить проблемы в системе образования, причины, по которым они возникают, и создать такие условия, чтобы труд учителя был и комфортным и производительным, а в конечном счете, качественным. Качество - главная цель, к которой стремиться Министерство образования республики Хакасия.

В Хакасии развивается направление по концепции Президента России «Наша новая школа». Педагогическое сообщество переходит к работе по новым государственным стандартам. Причем, для дошкольного и младшего школьного возраста они уже разработаны и приняты. Новые требования к преподавателю значительно отличаются от прежних, т.к. речь идет об ином подходе как к собственно образовательной деятельности, так и к ее результатам.

Основной вклад в развитие системы образования - за преподавателями. Создать положительный имидж образовательного учреждения, отдать дань уважения тем, кто сегодня на заслуженном отдыхе, воспитание детей - обо всем этом заботятся педагогические коллективы школ РХ. Результаты труда учителей в текущем году проявились в показателях сдачи ЕГЭ и итоговой аттестации. Отрадно, что учащиеся 11 классов РХ справились с ЕГЭ неплохо - по некоторым предметам показатели выше общероссийских. Но есть и провальные предметы - физика и химия. По результатам ЕГЭ были сформированы рейтинги общеобразовательных учреждений. Обращается особое внимание на школы, которые показали худшие результаты. Имели место министерские проверки, и улучшение материальной базы, и повышение квалификации педагогов.

Помимо прочего, в республике регулярно проходит обучение учителей. Аттестация обязательная для всех. Через определенный период времени преподаватель обязан подтверждать профессиональную пригодность. Переподготовка ведется Хакасским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.

До сих пор остро стоит проблема нехватки кадров в сельской местности. Учитель едет в село, когда у него там будет жилье и поддержка со стороны муниципальных властей. Эти условия сейчас пытаются выполнить на уровне региона. Правительство РХ рассматривает вопрос финансовой поддержки молодых специалистов, которые готовы работать в сельских школах. На строительство жилья в сельской местности для преподавателей заложено в республиканский бюджет 30 млн.рублей.


Библиография

1. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах.

2. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. – С.214.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М.: 2004, часть1, - С.267

4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 1999.- С.10.

5. Когут А.Е. Основы местной социально-экономической политики. - СПб., 1995. - С. 62.

6. Собянин С.С. Экономические и финансовые основы функционирования местного самоуправления // Чиновникъ. - 2006. - № 2. - С. 62.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: